Карамышева Наталья Викторовна
МБДОУ детский сад №407
Кировский район г.Екатеринбург учитель-логопед


Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Один из ведущих принципов логопедии – принцип системного подхода при анализе речевых нарушений - основывается на системном строении и системном взаимодействии различных компонентов речи: фонетической (звуковой, произносительной) её стороны, фонематических процессов и лексико-грамматического строя.
Рассмотрим влияние фонематического слуха и фонематического восприятия на развитие речи, а так же нарушения речи, связанные с недоразвитием фонематического слуха и восприятия; проведём всесторонний анализ путей коррекции, направленных на развитие фонематического слуха и восприятия у детей.
Что такое звуки речи?
В русском языке существуют звуки, которые создают звуковой облик слов.
Звуки вне речи не имеют значения, они приобретают его только в структуре слова и помогают отличать одно слово от другого. Таким образом, звук обладает так называемым смыслоразличительным значением. Если бы этого не было, мы бы путали похожие по звучанию слова (ЛОМ-СОМ-ТОМ-ДОМ-КОМ). Звуки-смыслоразличители называются фонемами. Иногда родители путают понятия «ЗВУК» и «БУКВА». Необходимо запомнить, что звуки мы слышим и произносим, а буквы – видим, пишем и читаем.


Звуки речи являются результатом сложной работы (артикуляции) различных частей речевого аппарата. В образовании звуков речи принимают участие три главные части периферического речевого аппарата:
Энергетическая (дыхательная),
Генераторная (голосообразующая),
Резонаторная (звукообразующая).
Взаимосвязанная и координированная работа этих трёх частей периферического речевого аппарата возможна только благодаря регулирующей деятельности центральной нервной системы.
Как образуются звуки речи?
Звуки речи возникают в результате деятельности активных органов произношения, к которым относятся язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть. Язык и губы могут совершать различные движения и принимать различное положение. Мягкое нёбо может закрывать и открывать проход в нос, а нижняя челюсть – подниматься и опускаться.
В русском языке имеется 6 гласных звуков: «А», «Э», «О», «И», «У», «Ы». При образовании гласных звуков выходящая струя воздуха не встречает в ротовой полости преграды.
В других случаях, когда с помощью языка и губ во рту образуются различные преграды, выдыхаемый воздух трётся о них или разрывает их, в результате чего возникают шумы, характерные для произнесения согласных звуков. К согласным звукам относятся: «Б», «Бь», «В», «Вь», «Г», «Гь», «Д», «Дь», «Ж», «З», «Зь», «Й», «К», «Кь», «Л», «Ль», «М», «Мь», «Н», «Нь», «П», «Пь», «Р», «Рь», «С», «Сь», «Т», «Ть», «Ф», «Фь», «Х», «Хь», «Ц», «Ч», «Ш», «Щ».
Исправление нарушений звукопроизношения проводится поэтапно. Различают четыре основных этапа:
Тем родителям, кто хочет глубже познакомиться с теоретическими вопросами рекомендуется следующая литература:
Выгодская И.Г., Гегелия Н.А., Кочеревская Г.И. Исправление нарушений звукопроизношения у детей. М.: «Просвещение», 1977.
Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г. Уникальная методика развития речи детей.М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002.

3