СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей детей, имеющих нарушения речи: "ЧТО ТАКОЕ ЗВУКИ РЕЧИ?"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей детей с речевой патологией: "Что такое звуки речи?"

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей детей, имеющих нарушения речи: "ЧТО ТАКОЕ ЗВУКИ РЕЧИ?"»

Карамышева Наталья Викторовна

МБДОУ детский сад №407

Кировский район г.Екатеринбург учитель-логопед



















Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Один из ведущих принципов логопедии – принцип системного подхода при анализе речевых нарушений - основывается на системном строении и системном взаимодействии различных компонентов речи: фонетической (звуковой, произносительной) её стороны, фонематических процессов и лексико-грамматического строя.

Рассмотрим влияние фонематического слуха и фонематического восприятия на развитие речи, а так же нарушения речи, связанные с недоразвитием фонематического слуха и восприятия; проведём всесторонний анализ путей коррекции, направленных на развитие фонематического слуха и восприятия у детей.


Что такое звуки речи?


В русском языке существуют звуки, которые создают звуковой облик слов.

Звуки вне речи не имеют значения, они приобретают его только в структуре слова и помогают отличать одно слово от другого. Таким образом, звук обладает так называемым смыслоразличительным значением. Если бы этого не было, мы бы путали похожие по звучанию слова (ЛОМ-СОМ-ТОМ-ДОМ-КОМ). Звуки-смыслоразличители называются фонемами. Иногда родители путают понятия «ЗВУК» и «БУКВА». Необходимо запомнить, что звуки мы слышим и произносим, а буквы – видим, пишем и читаем.











Звуки речи являются результатом сложной работы (артикуляции) различных частей речевого аппарата. В образовании звуков речи принимают участие три главные части периферического речевого аппарата:

  • Энергетическая (дыхательная),

  • Генераторная (голосообразующая),

  • Резонаторная (звукообразующая).

Взаимосвязанная и координированная работа этих трёх частей периферического речевого аппарата возможна только благодаря регулирующей деятельности центральной нервной системы.


Как образуются звуки речи?


Звуки речи возникают в результате деятельности активных органов произношения, к которым относятся язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть. Язык и губы могут совершать различные движения и принимать различное положение. Мягкое нёбо может закрывать и открывать проход в нос, а нижняя челюсть – подниматься и опускаться.

В русском языке имеется 6 гласных звуков: «А», «Э», «О», «И», «У», «Ы». При образовании гласных звуков выходящая струя воздуха не встречает в ротовой полости преграды.

В других случаях, когда с помощью языка и губ во рту образуются различные преграды, выдыхаемый воздух трётся о них или разрывает их, в результате чего возникают шумы, характерные для произнесения согласных звуков. К согласным звукам относятся: «Б», «Бь», «В», «Вь», «Г», «Гь», «Д», «Дь», «Ж», «З», «Зь», «Й», «К», «Кь», «Л», «Ль», «М», «Мь», «Н», «Нь», «П», «Пь», «Р», «Рь», «С», «Сь», «Т», «Ть», «Ф», «Фь», «Х», «Хь», «Ц», «Ч», «Ш», «Щ».


Исправление нарушений звукопроизношения проводится поэтапно. Различают четыре основных этапа:

  • Подготовительный,

  • Постановка звука,

  • Автоматизация звука,

  • Дифференциация звука (в случаях замены одного звука другим или смешении их).


Тем родителям, кто хочет глубже познакомиться с теоретическими вопросами рекомендуется следующая литература:


    1. Выгодская И.Г., Гегелия Н.А., Кочеревская Г.И. Исправление нарушений звукопроизношения у детей. М.: «Просвещение», 1977.

    2. Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г. Уникальная методика развития речи детей.М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002.




3