Консультация для родителей
«Сенсорное воспитание малышей дома и в детском саду»
Воспитатель:
Шахова. С.А.
Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать чувствовать тепло и холод.
Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача – помочь ребенку накопить представления о цвете, форме величине предметов и т. Д.
В своей многовековой практике человечество создало определенные эталоны величин, форм, цветовых тонов. Овладевая этими эталонами, ребенок получает как бы набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.
Накопление сенсорных представлений предусматривает знакомство с цветом, формой, величиной, по возможности с основными разновидностями этих свойств.
Эталонная система включает в себя основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), а также черный и белый; пять форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал); три величины (большая, средняя, маленькая),поэтому целесообразно в первую очередь формировать у ребенка представления именно об этих формах, цветовых тонах, величинах.
В ознакомлении детей с цветом, формой, величиной предметов очень важным является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий: от элементарных заданий на группировку однородных предметов по величине, форме, цвету до учета этих признаков и свойств в изобразительной и иной доступной для детей раннего возраста продуктивной деятельности.
Особый такт необходимо проявить при планировании индивидуальной работы с детьми. Она не должна превращаться в дополнительные занятия. Взрослый должен заинтересовать малыша и вызвать у него желание поиграть с дидактическим материалом. Помните, что ради дополнительных занятий нельзя отрывать ребенка от интересных для него дел.
Основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет:
На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Начиная с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов- эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Сенсорное воспитание – целенаправленное развитие чувственного восприятия, ощущений – успешно происходит не только в детском саду но и же в семье.
Гуляя с ребенком, проводя разные гигиенические процедуры, укладывая спать используйте всевозможные песенки, потешки прибаутки. Они развивают слуховое внимание детей и фонематическое восприятие звуков.
Развитию слухового внимания, познавательной активности способствует и экспериментирование со звучащими предметами, поэтому рекомендуем Вам изготавливать совместно с детьми, приобретать готовые различные свистящие, шумящие, гремящие, шуршащие и т. п. предметы:
- банки-погремушки из-под кофе, соков, наполненные горохом, камушками, песком, скрепками, пуговицами.
- шуршалки из бумаги, полиэтилена.
- шумящие морские раковины.
- свистки, дудочки из глины, дерева.
Очень важно подобрать игрушки для ребенка.
В 2-3 года ребенку приобретите игрушки-вкладыши на определение величины, пособия с помощью которых дети учатся управляться с застежками, шнурками; разноцветные пробки, крупная мозаика.
Запомнить ощущения помогут игры в период приготовления обеда: «Угадай на вкус?», при работе с тестом, с крупой – «Угадай на ощупь».
Экспериментируя во время купания в ванной можно определить, какие предметы «тонут- не тонут» в воде, практически знакомятся с качествами воды «холодная-горячая-теплая». Проведите с детьми опыты по определению свойств песка, снега.
Особое место занимают игры со строительным материалом: форма, величина предмета, различение пространственных соотношений. Используйте сборно-разборные пирамидки от 6 до 10 колец (цвет, величина) Игровое и обучающее начало заложено в самой конструкции игрушки: собирая пирамидку путем нанизывания ребенок сам видит правильность или наглядную ошибку, развивается и глазомер.
Никитинская игра «Сложи квадрат» - помогает запомнить цвет, фигуру, развивает мелкую моторику рук.