Муниципальное казённое дошкольное учреждение
детский сад комбинированного вида № 23 «Золотой ключик»
Утверждаю
заведующий
____________Н.Д.Ключникова
Консультации для воспитателей
инструктора по физическому развитию
Подготовила:
инструктор по физической культуре
МКДОУ № 23 «Золотой ключик»
Бондарева О.А.
г. Георгиевск
Консультация для воспитателей
«Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным:
сделайте его крепким и здоровым!»
Сохранение и укрепление здоровья ребенка – первооснова его
полноценного развития.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Требования ФГОС к развивающей предметно- развивающей среде:
предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
доступность среды, что предполагает:
2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов,
уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами,
стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Одним из ярких, веселых, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным оборудованием является физкультурный уголок, который лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и физического развития детей.
Надо признать, что в современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже нормы. Это увеличивает статистическую нагрузку на определенные группы мышц. Снижается сила и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой нарушение функций организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Этому способствует и использование нестандартного оборудования в работе по физическому воспитанию детей.
Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает
лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале, если есть желание и немного фантазии.
Спортивно – игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:
обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности;
приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем;
волевых усилий;
пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.
Растить детей здоровыми, сильными – задача каждого дошкольного
учреждения. В дошкольных учреждениях основная форма развития двигательной активности детей – физкультурные занятия. В целях развития и поддержания интереса к занятиям важно позаботиться о подборе физкультурного оборудования. Рациональный подбор оборудования, его обновление, внесение новых пособий, их перестановка или чередование – все это помогает реализовать содержание разных типов занятий (тренировочное, игровое, сюжетно-игровое, контрольно-проверочное).
нашем детском саду руками воспитателей и родителями создается нестандартное оборудование, используемое в разных видах двигательной деятельности. В каждой возрастной группе создан физкультурный уголок или уголок здоровья, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное
оборудование, но в основном — нестандартное, изготовленное педагогами Здесь можно увидеть различные массажные и ребристые дорожки для профилактики плоскостопия, кольцебросы, мягкие мишени, разноцветные флажки, ленты, султанчики и многое другое. Это поможет превратить обычные занятия в интересную игру.
Эффективно использовать нестандартное оборудование – это значит обеспечить оптимальную продолжительность его применения в течение всего дня в разных формах и видах деятельности с тем, чтобы добиться овладения детьми всеми видами физкультурных упражнений, их двигательного творчества на уровне возрастных и индивидуальных возможностей. Один из приемов повышения эффективности физкультурного оборудования – новизна, которая создается за счет внесения нового нестандартного оборудования, смены переносного оборудования разных пособий в своеобразные комплексы (полосы препятствий, домики, заборчики). Дети всех возрастов выполняют упражнения с нестандартным физкультурным оборудованием с большим удовольствием и достигают хороших результатов.
Применяя нетрадиционное оборудование на физкультурных занятиях, играх и игровых упражнениях, эстафетах, занятиях на свежем воздухе мы повышаем интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличиваем объём двигательной активности, поднимаем эмоциональный настрой.
Памятка для воспитателей
«Рекомендации по наполнению физкультурного уголка в группе»
МАССАЖНАЯ ДОРОЖКА
Использовать для массажа ступней, ходьба с целью профилактики плоскостопия.
Цель: Стимулирует работу внутренних органов. Развивает координацию движений, равновесие.
Материалы: Резиновый коврик, деревянные палочки, камушки, пуговицы, поролон. РАЗНОЦВЕТНЫЕ РУЧЕЙКИ
Можно использовать для прыжков через «ручей», для ходьбы по «дорожке» (по узкой по широкой).
Цель: Упражнение развивают координацию движений, прыгучесть, ловкость, укрепляют мышцы ног. Материалы: Линолеум, деревянные палочки, пластмассовые палочки КЛАССИКИ
Цель: Упражнение развивают координацию движений, прыгучесть, ловкость, укрепляют мышцы ног.
Материал: плотная ткань – на ней изображены геометрические фигуры, внутри тонкая прослойка поролона.
Можно использовать в различных упражнениях с прыжками. Прыжки – как в классиках, через классик; бег вокруг, змейкой; перешагивание.
ДОРОЖКА СЛЕДОВ
Использовать для массажа ступней, ходьба с целью профилактики плоскостопия.
Цель: Стимулирует работу внутренних органов. Развивает координацию движений, равновесие.
Материалы: Клеенчатый коврик, следы от рук и ног сделанные из разного материала
РАЗНОЦВЕТНЫЕ РУЧЕЙКИ
Используются для прыжков через «ручей», для ходьбы по дорожке
Цель: Развивает координацию движений, прыгучесть, ловкость. Укрепляет мышцы ног.
Материалы: Полоски линолеума, крышки от пластмассовых бутылок
РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПЕНЕЧКИ
Можно использовать на занятиях для перешагивания, бега змейкой.
Цель: Развивает координацию движений.
КАПСУЛЫ ОТ КИНДЕР – СЮРПРИЗОВ
Капсулы от киндер-сюрпризов, крышки от бутылок – применяются для развития мелкой моторики; используются в аттракционах “Кто быстрее соберет”, , “Собери зерно”, а также для профилактики плоскостопия (дети садятся вокруг обруча, опираясь о руки или локти,
МЕШОЧКИ ДЛЯ МЕТАНИЯ
Используются для развития силы рук, профилактики нарушений осанки, для ОРУ, для метания вдаль, в горизонтальную и вертикальную цель; Материал : искусственная кожа, наполнены крупой или песком по 150-200 гр.
ШИШКИ
Используются на праздниках и развлечениях. Применяются для развития мелкой моторики; используются в аттракционах “Кто быстрее соберет”, “Чья команда быстрее”.
БАРАНКИ
Используются для ОРУ, для выступления на праздниках.
Материал: бобины от скотча и обклеены цветной бумагой и пленкой.
ЦВЕТНЫЕ ЖГУТЫ.
Использование: в обще развивающих упражнениях.
Цель: Развивать общею координацию движений..
Материал: разноцветные тряпки или разноцветные колготки.
НАБИВНЫЕ МЯЧИ
Использование: Ходьба змейкой между мячами, толкание мяча головой перед собой, перешагивание через мячи.
Цель: Развивает координацию движений, глазомер, ловкость, умение играть в паре,
положительные эмоции. Материал: Ткань, опил.