СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов»


Городской округ город Выкса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад комбинированного вида № 26 «Ласточка»

607062, Нижегородская область, г. Выкса, микрорайон Гоголя, здание16«а»

Телефон 8 (83177) 32635 E-Mail:[email protected]





КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЯМ













Подготовила: музыкальный руководитель Конышева. И. А.,




Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально- ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умение отразить их в движении.


Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальной НОД — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе.


Во взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя необходим обмен между ними инициативами, что выражается в совместном планировании работы по музыкальному развитию детей. Это весьма важное обстоятельство, которое определяется следующим: воспитатель, пребывая с детьми в постоянном контакте, учитывая мнение психолога, зная особенности семейного воспитания детей, может дать психолого- педагогическую характеристику каждому ребенку и группе в целом, выдвинуть общеразвивающие цели и задачи. Музыкальный руководитель как носитель специализированных знаний и способностей ставит специализированные цели. Для того чтобы руководить самостоятельной деятельностью детей, в том числе обучать их музыкально-ритмическим движениям, воспитатель должен сам владеть исполнительскими навыками и умениями (красиво двигаться), знать методику музыкального воспитания, уметь применять разнообразные методические приемы для развития у детей исполнительских умений.


Активность воспитателя зависит от трёх факторов:


  1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

  1. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.


  1. От программного материала: в зависимости новый или старый материал.



Воспитатель участвует в показе всех видов упражнений наряду с музыкальным руководителем, что позволяет детям одновременно развивать своё зрительное и слуховое восприятие. Воспитатель, поскольку не сидит за инструментом, видит всех детей, может по ходу действия давать соответствующие указания и делать замечания. Воспитатель должен предлагать точные, чёткие и красивые образцы движений во всех видах упражнений, за исключением образных. В образных упражнениях воспитатель даёт примерные образцы, так как эти упражнения направлены на развитие творческой активности детей.

При разучивании с детьми несюжетных игр, воспитатель даёт разъяснения, указания, замечания по ходу игры, может включиться в игру при первом её исполнении или тогда, когда игра требует равного количества пар детей. С малышами воспитатель играет на всех этапах разучивания игры.


В сюжетных играх воспитатель является или только наблюдателем, даёт указания, или (в сложной игре, а также в группах младшего возраста) берёт на себя одну из ролей. Игру детей прерывать не следует. После того, как игра окончена, воспитатель даёт необходимые разъяснения, указания и дети играют повторно. Воспитатель, наблюдая игру детей, помогает музыкальному руководителю советом – подсказывает, что ещё не получается, какие движения следует разучить в упражнениях для дальнейшего совершенствования.


Так же воспитатель действует и во время исполнения плясок. Новую пляску, элементы которой дети разучили в процессе упражнений, воспитатель показывает вместе с музыкальным руководителем или с ребенком, если пляска исполняется под аккомпанемент музыкального руководителя. В процессе разучивания воспитатель даёт указания, помогает правильно выполнять движения, подсказывает смену движения, обращая внимание на изменения в музыке, танцует с детьми, у которых нет пары. На заключительном этапе разучивания дети танцуют самостоятельно. В плясках

– импровизациях, проводимых с детьми старшего возраста, воспитатель не участвует, поскольку они проводятся в целях развития творческой инициативы детей.


При обучении детей музыкально - ритмическим движениям в младших, средних группах воспитатель участвует во всех видах движений, тем самым активизируя детей. А в старших и подготовительных группах роль воспитателя иная: он действует по мере необходимости, показывая какое- либо движение, напоминая то или иное построение или давая отдельные указания в пляске, игре и т.д.


В вопросе о роли воспитателя в музыкальной деятельности детей сомнений нет. Он наряду с музыкальным руководителем имеет огромное значение в деле музыкального и эстетического воспитания. Что касается обязанностей – не нужно проводить чёткой грани – это должен делать воспитатель, а это – обязанность музыкального руководителя. Только совместная деятельность, совместный творческий подход к данному вопросу сможет принести свои плоды.




Основные приёмы работы, используемые в процессе обучения детей музыкально – ритмическим движениям.

Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей желательно использовать в игровых ситуациях разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. Например, перед началом НОД воспитатель надевает на руку петрушку, зайчика, и т.д. и приглашает с ним подвигаться. Дети весело маршируют, подражают всем движениям петрушки, которые он показывает: хлопают в ладоши, приседают, кружатся. С куклой детям интереснее выполнять движения или плясать. Используется также появление игрового персонажа, переодетого воспитателя или ребенка старшей группы в костюме персонажа.


Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальными играми и творческими заданиями. Систематическое применение игровых приёмов вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом (Выполнение танцевальных движений с проговариванием стихотворений).


При разучивании и закреплении детьми ритмического рисунка (или движения) можно использовать следующие приёмы: прохлопать ритмический рисунок, пройти его шагами (Катя, Катенька, Екатерина); прохлопать выученный ритмический рисунок в кругу по очереди; пройти шагами знакомый ритмический рисунок с частичным или полным выключением музыкального сопровождении (пропеть мелодию про себя); использовать иллюстрации, карточки для изображения ритмических рисунков, применять прием «эхо»: например, педагог прохлопывает ритм, все вместе или по одному его повторяют («Слово на ладошке» Попляновой); подобрать музыкальные примеры, где ритм двух фраз все время повторяется («Два весёлых гуся»). Дети прослушивают первую фразу (она проигрывается громко), а вторую фразу все прохлопывают.


Для развития ритмического ансамбля эффективен приём песни с движением: шаги на месте, хлопки, повороты вокруг себя («Во поле берёза стояла», «А я по лугу»).

Большую помощь оказывают речевые ритмические игры («Игротека» Е.Рыбак) и игры со словом, в основе большинства которых – народные тексты («Солнышко», «Огуречик», «Радуга-дуга»). Они особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Наличие мелодического и ритмического начала позволяют выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе.

Огромную популярность приобрела ритмопластика, в основе которой — музыкальное движение, направленное на целостное развитие личности детей от 3 лет. Система работы предполагает вариативные игровые формы

организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях на основе сотрудничества ребенка и взрослого.



Использованная литература:


1.Коренева Т.Ф., Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие.-М.: Владос, 2001 34

2.Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И «Воспитание ребёнка-дошкольника» М., ГИЦ:, Владос, 2003

3.Михайлова М.А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения.Ярославль:Акдемия развития, 2000

4. Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. «Музыкальное воспитание дошкольников», под.ред.О.П.Радыновой - М.,Просвещение: Владос, 1994;

2