Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Еманжелинский детский сад «Солнышко»
Консультация на тему: «Эколого-экспериментальные проекты - как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель
Высшей квалификационной категории
Мосина Л.В.
с. Еманжелинка 2024 год
Ребёнка с самого рождения окружает мир живой природы. Природа является источником первых конкретных знаний и переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Формирование начал экологической культуры можно рассматривать как становление у детей осознанно – правильного отношения к природе, также отношение к самому себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья, их зависимости от состояния окружающей среды.
В настоящее время экологические проблемы, как известно стали общими для всего населения Земли. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Познавательные, исследовательские и творческие проекты, призваны восполнить эти пробелы, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры. Детский сад является главным звеном непрерывного экологического образования.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков воспитанников, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проект – форма организации совместной деятельности людей. Проект – это специально организованный и выполненный комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проект – это "пять П": проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация. Проект многогранен, эффективен, неисчерпаем.
Занимаясь проектной деятельностью, воспитанники учатся: 1) размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки; 2) делать обоснованные выводы; 3) принимать самостоятельные аргументированные решения; 4) работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Опыты напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют, а главное – дети преодолевают их сами. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, быстрее и полноценнее он развивается.
Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять. Чтобы опытно-экспериментальная деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подобрать содержание, доступное их пониманию. Свою работу с детьми мы ведем по двум взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими тематическими блоками:
- Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.);
- Неживая природа (воздух, вода, почва, звук, вес, свет, цвет и др.).
Во время проведения экологических проектов у детей воспитываются добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой природы; умение реализовать свои впечатления в трудовой деятельности.
Дети по природе своей – исследователи: «Почему пожелтели листья?», «Куда течёт ручей?», «Зачем черепахе панцирь?» - эти и другие вопросы они задают взрослым. И этому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Чтобы каждый ребенок мог сказать себе: «Я сделал это сам!» и стал первооткрывателем своего мира, детский сад должен научить и дать дошкольнику возможность приобрести и накопить детский опыт самостоятельно. Поэтому для успешной реализации всех проектов необходимо научить каждого ребенка не только мыслить, находить и решать проблемные ситуации, но и получить самостоятельно благодаря личному опыту ответы на вопросы, полученные в результате исследовательской деятельности. Традиционных занятий, наблюдений, бесед недостаточно. Современные дети более раскрепощены, самостоятельны.
Структура детских проектов состоит из 3 этапов:
Этапы проекта:
1. Подготовительный — постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с родителями и детьми, выбор и подготовка оборудования и материалов.
2. Собственно исследовательский — поиск ответов на поставленные вопросы.
3. Заключительный — обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
Виды экологических проектов и их задачи.
«Огород на окне»
Задачей данного проекта стоит формирование у детей знания о росте и потребности растений (тепло, влага, свет.) Формирование умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами. Развитие любознательности, интереса к исследовательской деятельности.
«Земля – наш общий дом
Задачей этого проекта служит: формирование у детей бережного, ответственного, эмоционально-доброжелательного отношения к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними; формирования навыков наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности; желание охранять и укреплять здоровье детей.
"Цветочный калейдоскоп"
Задачей этого проекта является: углубление знаний детей о цветах и их разнообразии. Дети учатся сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения. Закрепляют понятия: комнатные растения, садовые, луговые, лесные цветы. Формируется бережное отношение к цветам и желание ухаживать за цветами.
«Воздух вокруг нас»
Этот проект позволит обогатить знания и представления детей о воздухе, его свойствах, действиях с ним, повысит словесную активность и поисковую деятельность, развить у ребенка внимание, мышление, речь, пробудит интерес к окружающему миру, заботу об окружающем мире, сформирует умение делать открытия.
«Снег и лед – это вода»
После этого проекта дети узнают, что в природе все взаимосвязано, что снег и лёд являются одним из состояний воды. Какой бывает снег, узнают разнообразие снежинок, научатся самостоятельно проводить лабораторные опыты со снегом, определяя его свойства.
Рассмотрим более подробно виды проектов, используемые в детском саду.
1. Информационные проекты. Его цель: сбор, оформление и предоставление информации. Конечно, в проекте любого типа есть этап сбора информации, но там это только средство работы, а в информационном проекте это – цель. Данный вид проекта позволяет развивать у ребёнка навыки работы с информацией, умение анализировать тексты, ранжировать и проверять сведения из различных источников. Для самых маленьких – это работа с детской книгой, детскими журналами.
Информация о жизни домашних животных, птиц, комнатных растений – все это может вылиться в проекты. Тем более что ведение дневников наблюдений – основа проекта. Правило записывать все проекты в особые тетради, фиксировать ход работы над проектом и конечным результатом и конечные результаты работы, дает достаточно материала для упражнений в счете. Правда, это возможно тогда, когда человек умеет немножко уже писать. До этого момента итогом наблюдений становится устный рассказ или рисунок. Темы: "Как люди приветствовали друг друга?" "Почему их так назвали – подсолнух, колокольчик, одуванчик?" "Однажды я был с мамой в зоопарке". Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды группы.
2. Исследовательские проекты. Для развития аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации в большей степени подходят исследовательские проекты. Целью в данном случае является доказательство или опровержение гипотезы проекта. Для потребуется проводить эксперименты, анализировать их результаты, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности, проводить аналогии, а также делать выводы, обосновывать свою точку зрения. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. Для работы над исследовательским проектом необходима помощь взрослых (родителей), потому что дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на работу.
В результате исследовательских проектов могут создаваться как статьи, брошюры, так и модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации, экскурсия.
3. Творческие проекты. Самый большой простор предоставляет проектная деятельность для развития творческих способностей. Творческий проект позволяет проявить себя, создав произведение любого жанра. Такие проекты способны кардинальным образом изменить представление окружающих об участнике проекта, поднять его статус в группе, снизить тревожность, повысить самооценку, не говоря уже о непосредственном развитии творческих способностей ребёнка. Любое творческое произведение нуждается в обратной связи с аудиторией (зрителями, слушателями, читателями), поэтому основное развивающее воздействие будет оказано на коммуникативную компетентность. Сюда относится изготовление поздравительных открыток, книжных закладок, игрушек, сувениров, предметов детского обихода. Ведущей идеей такого проектирования является идея "самообслуживания". Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. Темы творческих проектов: "Картонажный театр кукол с подвижным соединением деталей". "Кто в аквариуме живёт" (оригами). "Закладка для любимой книжки". "Объёмная композиция" (герои сказок). "Мастерская Деда Мороза".
4. Ролевые проекты, в том числе игровые проекты. Целью такого проекта является вовлечение публики (детей и взрослых) в решение проблемы проекта. Чтобы добиться этого, придётся не просто искать информацию или создавать произведение искусства, нужно будет организовать деятельность других людей, вовлечь их в работу, сделать её интересной для всех. Особенно это важно для замкнутых, застенчивых детей освоить эти умения, приобрести или усовершенствовать свою коммуникативную компетентность. Важен момент проектирования игр, подготовка к ним, изготовление самими детьми принадлежностей. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Игровые и ролевые проекты всегда связаны с проведением мероприятий, которые в этом случае являются проектным продуктом, так как публика привлекается к решению проблемы проекта.
Приступая к проектированию с дошкольниками, следует учесть, что большинство малышей ещё не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативные. Поэтому, если тема проекта выбрана, приступать к её выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, неудачному результату, незаконченному проекту и отвращению к участию в каких – либо проектах в дальнейшем.
Таким образом, можно выделить следующие основные направления реализации метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста.
Исследовательский проект имеет цель: доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Проектным продуктом данного вида будет результат исследования, оформленный установленным способом.
Цель информационного проекта – сбор информации о каком-либо объекте или явлении. Продукт деятельности информационного проекта – статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу.
Целью творческого проекта является – привлечение интереса публики к проблеме проекта. Продукт деятельности – литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
Игровой или ролевой проект имеют цель: предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта. Проектным продуктом является мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное).
Актуальность и эффективность всех проектов заключается еще в том, что внедрение проектной деятельности в образовательный процесс поможет детскому саду накопить не только уникальный опыт, но и вовлечь в процесс воспитания и обучения детей и их родителей. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.
Без экологии, друзья, нам прожить никак нельзя.