Консультация для педагогов ДОУ
«Профессионально – педагогические компетентности педагога ДОУ.
С 1 января 2017 года на территории России был введен профстандарт педагогов. Профстандарт, утвержденный приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года, стал следствием изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч.1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация».
Что такое профстандарт педагога?
Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. Его нормы учитываются при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.
Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.
Профстандарт применяется в качестве:
- независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников;
- средства реализации стратегии развития образовательной среды;
- инструмента роста качества российского образования;
- фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами;
- механизма рекрутирования (наём, выбор) педагогических кадров для работы в образовательных организациях.
Содержание Профстандарта педагога
Педагог должен выполнять трудовые действия:
Разрабатывать (участвовать в разработке) и реализовывать программы ДОУ в соответствии с ФГОС (рабочей, основная образовательной, дополнительной общеразвивающей, программы развития ДОУ)
Организация и проведение пед. мониторинга освоения детьми образовательной программы
Развитие профессионально значимых компетенций
Формирование психологической готовности к школьному обучению
Организация различных видов детской деятельности
Педагог должен уметь:
Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и пр.
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: проявивших выдающиеся способности; для которых русский язык не является родным; с ОВЗ.
Владеть ИКТ-компетентностями.
Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты.
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями
Педагог должен знать:
Приоритетные направления развития образования РФ, законы в сфере образования и прав ребенка.
Рабочую программу и методику обучения.
Закономерности развития ребенка и детской деятельности.
Основные формы, методы, подходы, тенденции дошкольного образования.
Новые задачи современного педагога.
Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции педагога, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.
В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.
Поэтому в профстандарте уделяется пристальное внимание работе педагогов по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающимися.
Рассмотрим компетентностную модель современного педагога ДОО в контексте реализации ФГОС ДО, разработанную к.п.н. доцентами кафедры теории и методики дошкольного образования НИРО А.А. Чеменевой, Е.В. Вербовской, В.Р. Поповой.
Учитывая требования ФГОС ДО к психолого – педагогическим и кадровым условиям реализации программ ДО, ученые предлагают структуру профессионально – педагогической компетентности педагога с выделением отдельных компетентностей в соответствии с ведущими видами профессиональной работы педагога, которая включает методическую, коммуникативную, технологическую, деятельностную, креативную, игровую и рефлексивную.
Рассмотрим каждую из них в контексте ФГОС ДО.
Методическая компетентность
Способен сознательно выявить и поставить цели и задачи собственной педагогической деятельности;
разрабатывает рабочую учебную программу образовательной деятельности;
осуществляет педагогическую диагностику и на основании её проектирует индивидуальную траекторию развития воспитанника;
проектирует образовательную деятельность в контексте ФГОС ДО с конкретизацией на определенные условия (разные виды планирования, технологические карты, программное обеспечение, УМК);
структурирует и выстраивает процесс обучения с учётом возрастных и индивидуальных возможностей воспитанников, а также особенностей развития детей с ОВЗ, в том числе детей – инвалидов;
обобщает опыт работы в проектах и методических рекомендациях;
чётко определяет цели разработки методической продукции, знает структуру и содержание разных её форм и видов (программа, перспективный план, календарное планирование, конспект занятия, сценарий развлечения и т.д.);
описывает дидактическое обеспечение реализации содержания образования;
конструирует необходимую методическую продукцию;
создаёт методическую продукцию, востребованную другими педагогами.
Технологическая компетентность
Владеет современными образовательными технологиями и реализует их в образовательный процесс ДОО с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, а также особенностей развития детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов;
владеет информационно – коммуникативными технологиями;
самостоятельно оценивает эффективность применения технологий;
самостоятельно разрабатывает или применяет инструментарий оценивания эффективности технологии (педагогическую диагностику).
Коммуникативная компетентность
интерактивных формах на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
создает благоприятную среду и комфортный климат для каждого ребёнка, а также организует ситуации взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей;
владеет демократическим стилем взаимодействия субъектов образовательного процесса;
умеет оказывать эмоциональную поддержку;
владеет навыками аргументации и убеждения, активного слушания, обратной связи;
способен к языковой гибкости, понимает смысловой и контекстный ряд речи разных людей, говорит доступно для других людей;
создаёт ситуации вербального и невербального взаимодействия детей друг с другом и со взрослым в разных видах деятельности;
умеет выстраивать отношения сотрудничества с коллегами.
Деятельностная компетентность
особенностях организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
развития ребёнка в раннем и дошкольном возрасте;
владеет технологиями и принципами эффективной педагогической деятельности, основанной на взаимопонимании и взаимоуважении субъектов образовательной деятельности, межэтнической толерантности;
способен на высоком уровне планировать и организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметную, познавательно – исследовательскую, продуктивную и др.;
создает широкие возможности для развития свободной игры детей;
способен творчески анализировать педагогические ситуации и находить эффективные пути их регулирования;
мастерски использует методы и средства анализа психолого – педагогического мониторинга, позволяющие оценить развитие ребёнка в соответствии с конкретной ситуацией и вовремя внести коррективы в образовательный процесс;
владеет всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно – исследовательской);
выстраивает партнёрское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, используя методы и средства их психолого – педагогического просвещения;
организует образовательный процесс на основе непосредственного общения с каждым ребёнком с учетом его особых образовательных потребностей.
Креативная компетентность
Разрабатывает и реализует творческие образовательные проекты (разного вида и направленности);
создает авторские педагогические развивающие программы или технологии;
разрабатывает авторские педагогические технологии и методики с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, а также особенностей развития детей с ОВЗ, в том числе детей – инвалидов;
мобильно меняет образовательный процесс для создания условий развития ребёнка, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности;
вносит изменения в РППС для создания условий социализации и индивидуализации детей, разрабатывает новые компоненты среды в контексте требований ФГОС ДО;
владеет креативными техниками, умеет стимулировать и направлять творческий поиск идей со стороны субъектов образовательной деятельности.
Игровая компетентность
Придумывает сюжеты игр;
создаёт условия для свободы и самостоятельности действий воспитанников;
обладает набором личных качеств, таких как гибкость, открытость,
артистичность;
Проявляет недирективность – тактичность, чуткость;
Серьёзно относится к игровой ситуации, владеет способами поддержки игры детей (косвенное руководство);
Знает и может организовать фольклорные, народные и современные игры.
Рефлексивная компетентность
Управляет своим поведением, контролирует свои эмоции;
осознаёт уровень собственной деятельности, своих способностей;
самосовершенствования;
видит причины профессиональных проблем, способен к самоанализу, самопознанию, саморазвитию, творческому подходу в профессиональной деятельности, достижению её максимальной эффективности и результативности;
Анализирует, оценивает и корректирует свою педагогическую деятельность в ситуации изменения условий образовательного процесса;
Соотносит свой опыт педагогической деятельности с действующей законодательной, нормативной правовой базой ДО, рекомендациями, выработанными в педагогической науке и практике;
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональных компетенций педагога:
Система подготовки и переподготовки педагогических кадров (проблемные курсы и курсы повышения квалификации).
Работа в методических объединениях, творческих группах.
Исследовательская, экспериментальная деятельность.
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.
Различные формы педагогической поддержки.
Активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах.
Обобщение собственного педагогического опыта.
Проблемные семинары и вебинары.
Работа по самообразованию.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого нужно создать условия, в которых педагог осознает необходимость повышения уровня своих профессиональных качеств.
6