СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов ДОУ "Профессионально - педагогические компетентности педагогов ДОУ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов ДОУ "Профессионально - педагогические компетентности педагогов ДОУ"»

Консультация для педагогов ДОУ

«Профессионально – педагогические компетентности педагога ДОУ.

С 1 января 2017 года на территории России был введен профстандарт педагогов. Профстандарт, утвержденный приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года, стал следствием изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч.1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация».

Что такое профстандарт педагога?

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. Его нормы учитываются при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.

Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.

Профстандарт применяется в качестве:

- независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников;

- средства реализации стратегии развития образовательной среды;

- инструмента роста качества российского образования;

- фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами;

- механизма рекрутирования (наём, выбор) педагогических кадров для работы в образовательных организациях.

Содержание Профстандарта педагога

Педагог должен выполнять трудовые действия:

Разрабатывать (участвовать в разработке) и реализовывать программы ДОУ в соответствии с ФГОС (рабочей, основная образовательной, дополнительной общеразвивающей, программы развития ДОУ)

Организация и проведение пед. мониторинга освоения детьми образовательной программы

Развитие профессионально значимых компетенций

Формирование психологической готовности к школьному обучению

Организация различных видов детской деятельности

Педагог должен уметь:

Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и пр.

Использовать и апробировать специальные подходы к обучению всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: проявивших выдающиеся способности; для которых русский язык не является родным; с ОВЗ.

Владеть ИКТ-компетентностями.

Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты.

Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями

Педагог должен знать:

Приоритетные направления развития образования РФ, законы в сфере образования и прав ребенка.

Рабочую программу и методику обучения.

Закономерности развития ребенка и детской деятельности.

Основные формы, методы, подходы, тенденции дошкольного образования.

Новые задачи современного педагога.

Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции педагога, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.

В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.

Поэтому в профстандарте уделяется пристальное внимание работе педагогов по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающимися.

Рассмотрим компетентностную модель современного педагога ДОО в контексте реализации ФГОС ДО, разработанную к.п.н. доцентами кафедры теории и методики дошкольного образования НИРО А.А. Чеменевой, Е.В. Вербовской, В.Р. Поповой.

Учитывая требования ФГОС ДО к психолого – педагогическим и кадровым условиям реализации программ ДО, ученые предлагают структуру профессионально – педагогической компетентности педагога с выделением отдельных компетентностей в соответствии с ведущими видами профессиональной работы педагога, которая включает методическую, коммуникативную, технологическую, деятельностную, креативную, игровую и рефлексивную.

Рассмотрим каждую из них в контексте ФГОС ДО.

Методическая компетентность

  • Способен сознательно выявить и поставить цели и задачи собственной педагогической деятельности;

  • разрабатывает рабочую учебную программу образовательной деятельности;

  • осуществляет педагогическую диагностику и на основании её проектирует индивидуальную траекторию развития воспитанника;

  • проектирует образовательную деятельность в контексте ФГОС ДО с конкретизацией на определенные условия (разные виды планирования, технологические карты, программное обеспечение, УМК);

  • структурирует и выстраивает процесс обучения с учётом возрастных и индивидуальных возможностей воспитанников, а также особенностей развития детей с ОВЗ, в том числе детей – инвалидов;

  • обобщает опыт работы в проектах и методических рекомендациях;

  • чётко определяет цели разработки методической продукции, знает структуру и содержание разных её форм и видов (программа, перспективный план, календарное планирование, конспект занятия, сценарий развлечения и т.д.);

  • описывает дидактическое обеспечение реализации содержания образования;

  • конструирует необходимую методическую продукцию;

  • создаёт методическую продукцию, востребованную другими педагогами.

Технологическая компетентность

  • Владеет современными образовательными технологиями и реализует их в образовательный процесс ДОО с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, а также особенностей развития детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов;

  • владеет информационно – коммуникативными технологиями;

  • самостоятельно оценивает эффективность применения технологий;

  • самостоятельно разрабатывает или применяет инструментарий оценивания эффективности технологии (педагогическую диагностику).

Коммуникативная компетентность

  • Способен выстроить образовательную деятельность в современных

интерактивных формах на основе взаимодействия взрослых с детьми,

ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

  • создает благоприятную среду и комфортный климат для каждого ребёнка, а также организует ситуации взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей;

  • владеет демократическим стилем взаимодействия субъектов образовательного процесса;

  • умеет оказывать эмоциональную поддержку;

  • владеет навыками аргументации и убеждения, активного слушания, обратной связи;

  • способен к языковой гибкости, понимает смысловой и контекстный ряд речи разных людей, говорит доступно для других людей;

  • создаёт ситуации вербального и невербального взаимодействия детей друг с другом и со взрослым в разных видах деятельности;

  • умеет выстраивать отношения сотрудничества с коллегами.

Деятельностная компетентность

  • Свободно ориентируется в специфике дошкольного образования и

особенностях организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

  • строит образовательную деятельность с учётом общих закономерностей

развития ребёнка в раннем и дошкольном возрасте;

  • владеет технологиями и принципами эффективной педагогической деятельности, основанной на взаимопонимании и взаимоуважении субъектов образовательной деятельности, межэтнической толерантности;

  • способен на высоком уровне планировать и организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметную, познавательно – исследовательскую, продуктивную и др.;

  • создает широкие возможности для развития свободной игры детей;

  • способен творчески анализировать педагогические ситуации и находить эффективные пути их регулирования;

  • мастерски использует методы и средства анализа психолого – педагогического мониторинга, позволяющие оценить развитие ребёнка в соответствии с конкретной ситуацией и вовремя внести коррективы в образовательный процесс;

  • владеет всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно – исследовательской);

  • выстраивает партнёрское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, используя методы и средства их психолого – педагогического просвещения;

  • организует образовательный процесс на основе непосредственного общения с каждым ребёнком с учетом его особых образовательных потребностей.

Креативная компетентность

  • Разрабатывает и реализует творческие образовательные проекты (разного вида и направленности);

  • создает авторские педагогические развивающие программы или технологии;

  • разрабатывает авторские педагогические технологии и методики с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, а также особенностей развития детей с ОВЗ, в том числе детей – инвалидов;

  • мобильно меняет образовательный процесс для создания условий развития ребёнка, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности;

  • вносит изменения в РППС для создания условий социализации и индивидуализации детей, разрабатывает новые компоненты среды в контексте требований ФГОС ДО;

  • владеет креативными техниками, умеет стимулировать и направлять творческий поиск идей со стороны субъектов образовательной деятельности.

Игровая компетентность

  • Придумывает сюжеты игр;

  • создаёт условия для свободы и самостоятельности действий воспитанников;

  • обладает набором личных качеств, таких как гибкость, открытость,

артистичность;

  • Проявляет недирективность – тактичность, чуткость;

  • Серьёзно относится к игровой ситуации, владеет способами поддержки игры детей (косвенное руководство);

  • Знает и может организовать фольклорные, народные и современные игры.

Рефлексивная компетентность

  • Управляет своим поведением, контролирует свои эмоции;

осознаёт уровень собственной деятельности, своих способностей;

  • знает и применяет на практике способы профессионального

самосовершенствования;

  • видит причины профессиональных проблем, способен к самоанализу, самопознанию, саморазвитию, творческому подходу в профессиональной деятельности, достижению её максимальной эффективности и результативности;

  • Анализирует, оценивает и корректирует свою педагогическую деятельность в ситуации изменения условий образовательного процесса;

Соотносит свой опыт педагогической деятельности с действующей законодательной, нормативной правовой базой ДО, рекомендациями, выработанными в педагогической науке и практике;

  • Разрабатывает программы саморазвития в профессиональной деятельности и открыт новым знаниям.



Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональных компетенций педагога:

  • Система подготовки и переподготовки педагогических кадров (проблемные курсы и курсы повышения квалификации).

  • Работа в методических объединениях, творческих группах.

  • Исследовательская, экспериментальная деятельность.

  • Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.

  • Различные формы педагогической поддержки.

  • Активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах.

  • Обобщение собственного педагогического опыта.

  • Проблемные семинары и вебинары.

  • Работа по самообразованию.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого нужно создать условия, в которых педагог осознает необходимость повышения уровня своих профессиональных качеств.

 



6