Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 157» города Магнитогорска
Консультация для педагогов
«Фольклор как средство развития речи
у детей дошкольного возраста»
О.И. Штрошерер,
воспитатель
Слово «фольклор» появилось в 19 веке, пришло из английского языка.
Сегодня им пользуются везде, оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.
Устное – из уст в уста.
Народное – автор – народ.
Творчество – создано в результате труда.
Малые формы фольклора всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ, в том числе и с целью развития речи дошкольников.
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка.
Проблема, связанная с развитием речи детей особо остро встала в последнее время. Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. При этом общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. А ведь устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало.
Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь бледнеет, тускнеет.
Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи взрослых – родителей и педагогов! Жаль, что не все и не всегда могут обеспечить малышам необходимый уровень общения.
В ФГОС указаны целевые ориентиры, которым должен следовать воспитатель и к ним стремиться. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь выражать свои мысли и желания, уметь использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, уметь выделять звуки в словах, и у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Использование малых средств фольклора как средство развития речи детей приведет к улучшению и развитию связной речи детей, формированию правильного звукопроизношения, пополнению активного словаря детей.
Рассмотрим некоторые из них.
1. Сказки
Для детей и взрослых самым любимым жанром устного народного творчества является сказка. Она несёт в себе большое воспитательное значение. Данный вид работы позволяет любому ребёнку почувствовать свою успешность, приобщает его к богатствам русского языка, формирует связную речь на лучших образцах литературного языка.
1.«Соедини несоединимое».
-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).
-Коса, заяц, избушка. («Заюшкина избушка»).
-Печка, яблоня, гуси. («Гуси - лебеди»).
Молодцы!
2. «Угадай-ка».
- Дети вам необходимо ответить на такие вопросы:
1) Какую песенку пел Колобок?
2)Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?
3. «Определи сказку».
1)Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею
Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)
2)Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
3) Красна девица грустна –
Приближается весна.
Ей на солнце тяжко –
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)
4.«Дополни имя»
У некоторых сказочных героев двойные имена.
Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь о каком сказочном
герое идет речь?
Василиса - ….(Премудрая), Братец - ….(Иванушка),
Сестрица - ….(Аленушка), Кощей - ....(Бессмертный),
Иван - ….(Царевич), Елена -….(Прекрасная).
5. «Отгадай настроение сказочных героев»
Вам предлагаются схематические изображения эмоций:
(радость, грусть, обида, удивление, злость, страх)
На столе выкладываются схематическое изображение эмоций.
Участники по очереди берут карточку.
Вспомните сказку, где герой смеется, плачет, грустит и т. д.
6.«Найди пару»
Яйцо – курица, лягушка – стрела, медведь – короб….(по картинкам)
7.«Волшебный клубок»
Назовите волшебные принадлежности из сказок, передавая клубочек друг другу.
(волшебная палочка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, ковер-
самолет, волшебный клубок, шапка-невидимка)
2. Потешки
Потешки – это стихотворное произведение, которое сочинил народ. Оно служило для поднятия настроения ребенку, оно веселило или «потешало» маленьких детей.
Дети слушают потешки, учатся их повторять, обыгрывать, использовать в своих играх. Помимо прочего, это способствует развитию речи, произвольной памяти.
Потешки способствуют двигательной активности ребенка, развитию мелкой моторики, активизируя работу мозга.
Этапы работы над потешкой:
- Послушайте, пожалуйста, потешку:
«Сидит медведь на колоде - боты подшивает,
А заинька-работничек на дудочке играет,
А ворона-сторожена – она припевает,
А сорока-белобока сладку кашу варит,
А лисица-молодица пошла в поле жать».
Объяснение незнакомых слов: «колода» - короткое толстое бревно;
«боты» - так в старину называли ботинки;
«ворона-сторожена» - что-то охраняет, сторожит;
«молодица» - молодая;
«жать» - срезать под корень хлебные злаки (колоски)
- О каких лесных жителях говорится в этой потешке?
(О медведе, о заиньке-работничке, о вороне-сторожене, о сороке-белобоке, о лисице-молодице)
- А чем они занимаются? (Демонстрация картинки).
(Медведь – боты подшивает, заинька-работничек на дудочке играет, ворона-сторожена – она припевает, сорока-белобока сладку кашу варит, лисица-молодица пошла в поле жать.)
- Давайте с вами выучим эту потешку.
(Повторное чтение)
6. Заучивание потешки с демонстрацией картинки по содержания потешки:
- шёпотом,
- вполголоса с хлопками,
- в полный голос с приплясыванием,
- расскажите потешку наизусть.
Потешки помогают при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во время умывания, и в процессе игровой деятельности.
При умывании:
- Мыло будет пениться, грязь куда-то денется!
- Буль-буль-буль журчит водица, все ребята любят мыться!
При изучении частей тела:
- Ротик мой умеет кушать,
- Нос дышать, а ушки слушать,
- Глазоньки моргать-моргать,
- Ручки – всё хватать-хватать.
При ознакомлении с окружающим миром и его явлениями:
- Тра-та-та! Тра-та-та! Рада снегу детвора!
- Тра-та-та! Тра-та-та! Лепим мы снеговика!
- Ком на ком поставили, глазки подведём,
- Нос-морковку вставим, шапочку найдем.
- Вот какой снеговичок, толстый белый пухлячок!
При причёсывании девочек:
- Расти, коса до пояса.
- Не вырони ни волоса.
- Расти, косонька до пят,
- Все волосоньки в ряд.
- Расти коса не путайся,
- Маму, дочка, слушайся
Необходимо, чтобы работа с потешками не ограничивалась только стенами детского сада. Она должна носить систематический характер. Только тогда она приносит и положительные образовательные результаты в развитии словаря ребенка и положительные эмоции.
3.Загадка
Загадка – это одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.
Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.
Игра «Подбери отгадку»
- Я загадываю загадку, а вы даёте ответ, подбирая правильный рисунок на слайде (по очереди команды отгадывают).
Махнула птица крылом,
Закрыла весь свет одним пером (ночь)
Цветное коромысло
Над рекой повисло (радуга)
Красная девица сидит в темнице,
А коса на улице (морковь)
4. Пословицы и поговорки
Для отработки звуковой стороны речи детей используются задания с пословицами и поговорками. При слушании и обсуждении содержания пословиц и поговорок, совершенствуется активная речь и развивается мышление детей.
Пословица советует, наставляет, предупреждает. Люди часто используют их в речи. От этого речь становится яркой, образной.
1.Приведите примеры пословиц и поговорок, где встречается число 7.
1). Семеро одного не ждут.
2). Семь раз отмерь, один раз отрежь.
3). У семи нянек дитя без глазу.
4). Один с сошкой, а семеро - с ложкой. И др.
2. Объясните мне смысл этой пословицы.
Русский народ сложил много пословиц о дружбе. Вот одна из них.
- Новых друзей наживаю, а старых не забываю.
А теперь произнесите эту пословицу хором громко, а теперь тихо, грустно, радостно. (Повторение с изменением силы голоса, с разными эмоциями.)
3. Конкурс пословиц.
У меня к вам есть вопрос,
Кто пословиц знает воз.
Я буду начинать пословицу, а вы должные закончить.
1. Без труда – .....(не вытащишь и рыбку из пруда).
2. Хочешь есть калачи – .....(не сиди на печи).
3. Поработал до поту – ..... (поел в охоту).
4. Хочется есть – .....(да не хочется лезть).
5. Поспешишь - .....(людей насмешишь).
4. Инсценировка пословиц.
Задание: показать мимикой и жестами то, как они понимают пословицы.
Например:
Слышали звон, да не узнали, где он.
Задрал нос, что кочергой не достанешь.
Пословицы и поговорки имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости и доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки культурного поведения, учат быть вежливыми, скромными, ответственными.
5. Скороговорки
Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является выработка дикции. Ведь ещё у детей недостаточно чётко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым ребятишкам присуща излишняя торопливость, нечёткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний, другим наоборот – излишняя замедленность слов, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.
Например, проговаривание скороговорок в разных темпах:
медленно, быстрее, быстро.
Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в то же время простой игрой. Этим они и привлекают детей.
Конкурс скороговорок.
Например, попробуем выучить скороговорку:
Кукушка кукушонку купила капюшон,
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон.
Как проговаривать скороговорки с детьми?
Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги.
Цель первого шага – правильно выучить скороговорку.
Обращаем внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных.
Следующий шаг - учимся делать всё то же, но в беззвучном режиме.
Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
Третий шаг – чтение скороговорки шёпотом.
Очень важно, чтобы именно шёпотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
Теперь поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами.
Скороговорки помогают не только улучшить дикцию ребенка, но и совершенствуют звуковую сторону речи. Такие упражнения развивают у детей чувство ритма. Рифмы и ритм скороговорок облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки – скороговорки способствует формированию правильного звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи.
Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей, расширяют словарный запас детей, активизируют их познавательное и умственное развитие, развивают звукопроизношение. Детям интересны обороты и выражения народной речи.
А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Сказки, потешки, пословицы, считалочки, загадки не только позволят сделать процесс воспитания более разнообразным, интересным и радостным, но и помогут разбудить детскую фантазию и творческую инициативу, а так же стать прекрасным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающее самостоятельную речевую деятельность.
Список литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М: Академия, 2000.
2. Занятия по развитию речи в детском саду. - Под ред. О,С. Ушаковой, - М.: Совершенство, 2001г.
3. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии . - Дошкольное воспuтание. – 2004 - № 9.
4. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа – Спб.: Детство-пресс, 1998 г.
5. Электронные ресурсы: «maam.ru› Детский сад…-vospitanie-v-uslovijah.