СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов на педагогическом совете ДОУ "Формирование любознательности у детей дошкольного возраста на занятиях".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов на педагогическом совете ДОУ "Формирование любознательности у детей дошкольного возраста на занятиях".»

Формирование любознательности  у детей дощкольного возраста на занятиях.

Любознательность ребенка может являться основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на определенный предмет и определенную деятельность. Любознательность позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности.  

 В развитии любознательности детей дошкольного возраста решающее значение имеет их игровая и практическая деятельность,  осуществляющаяся , прежде всего   в ходе  учебных занятий, предусмотренных программой ДОУ.  Любознательность дошкольников выражается,  в их многочисленных вопросах, с которыми они обращаются к взрослым.   Побуждению вопросов  и познавательной активности содействует такая форма работы с детьми, когда они предстают перед новой ситуацией,  новым явлением, или материалом, в котором еще не все объяснено педагогом.   С помощью вопросов дети стремятся познать то, что им еще не известно и не совсем понятно. Вопросы носят познавательный характер и свидетельствуют о развитии любознательности, стремлении познать окружающий мир.  В процессе воспитания и учения мир, окружающий ребенка раскрывается постепенно  - от познания конкретных фактов и явлений  к пониманию и установлению связей. И прежде всего это проходит в процессе  поисково-исследовательской,  деятельности  путем проведения экспериментов и проектов.   Я вижу, что это вызывает у детей восторг. Ведь в процессе исследования раскрывается причина наблюдаемого явления, дети самостоятельно подходят к умозаключениям , приобретая знания о свойствах и качествах объектов. Так, например, в процессе работы над проектами «Космос», «Деревья нашего участка», «Зеленая аптека», «Выращиваем фасоль в комнатных условиях», «История моей семьи» дети проявили свою любознательность и заинтересованность, в результате чего появились такие продукты детской деятельности, как: рисунки,  поделки из бумаги и бросового материала, придуманные детьми истории, сказки, презентации, фотоальбомы.

   В процессе такой деятельности подвожу ребенка  ребенка   к тому, чтобы он увидел   и сформулировал проблему -  поставил вопрос и получил возможность узнать   ответ. К каждому детскому вопросу отношусь, как к самому значимому.   Предоставляю ребенку возможность самостоятельного поиска ответов,  что учит его думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешить возникший вопрос. Считаю, что это  открывает путь к формированию самостоятельности и критичности детской мысли .

Моя задача состоит в том, чтобы создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие интеллектуальную активность ребенка и умение задавать вопросы. Например: «Смотрите, на стене солнечный зайчик!». Дети обращают внимание и сразу же после восторга куча вопросов: «а как?», «а почему?» и т. д. ». Или побуждаю к новым вопросам: "Зачем человеку ресницы?", "Откуда появляются слезы?"  О человеческих взаимоотношениях, например: "Почему взрослых надо слушаться?", "Что такое чувства?", "Как я появился?"  Если вопрос оказался сложным, отвечаю точно и доступно. Обязательно хвалю ребенка за хороший вопрос и желание узнать « Ребята, какой молодец Миша, что заметил такую интересную деталь!» Стараюсь не только  отвечать на вопросы детей, но и обращаться с вопросами к самим детям, активизируя тем самым  мысль ребенка, побуждая к сравнениям,  вызывающим припоминание прошлого или  рассуждения.

Обязательным условием, возникновения познавательного интереса, считаю, должны быть дидактически продуманные занятия и игры.

В подготовке к занятиям использую различные яркие, красочные, эстетические  пособия, материалы, дидактические, развивающие, подвижные, пальчиковые, театрализованные игры, способствующие  познавательной активности. Ведь у дошкольников на данном этапе присутствует наглядно  - образное мышление. Ребенку необходимо  рассмотреть предмет, изобразить его, домыслить, используя мимику, речь, движения. Для развития интеллектуальной активности и любознательности применяю такие игры, как «Чудесный мешочек», «Доскажи словечко», «Что лишнее?», «Где спрятан предмет?», «Изобрази животное» и т.д.

Детям пяти-шести лет любопытно узнать об образе жизни человека, о способах передвижения человека и животных в разных сферах (на земле, в воде, воздухе, под землей), о труде взрослых, о разных профессиях. Они готовы представить себя на месте другого человека и понять, что именно трудно или легко сделать, как нужно поступить в той или иной ситуации, запомнить некоторые правила и нормы поведения в определенных обстоятельствах. Они могут воспроизвести длинные цепочки разных действий, направленных на достижение осмысленного результата. В данном случае это происходит через сюжетно – ролевые игры, дающие детям первичную социализацию, в результате – приобретение знаний, житейского опыта на  их уровне.

 Чем большими знаниями ребёнок обладает, тем больше растёт и его любознательность. Самые лучшие ученики получаются из детей любознательных, так как процесс получения знаний им интересен.

Моя практика показывает, что любознательные дети более инициативны, целеустремленны, трудолюбивы, настойчивы, уверены в себе, и все это  способствует успеваемости в школе. Следовательно, развитие любознательности выступает в качестве одной из важных задач современного образования.