Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Повышение уровня учебной мотивации учащихся»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная школа с. Русский Мелекесс муниципального образования «Мелекесский район Ульяновской области»
Яшина Мария Александровна,
учитель биологии и химии
Консультация для педагогов «Повышение уровня учебной мотивации учащихся»
1. Осмысленная деятельность учителя - осмысленное обучение. Процесс обучения станет более эффективным, если организовать самопреподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения. Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы, учитель должен добиться благотворных взаимоотношений с учащимися, а так же он должен хорошо знать себя. Любые действия должны быть осмысленными. Это относиться и к тому , кто требует действия от других
2. Развитие внутренней мотивации - это движение вверх. Для того, чтобы учащийся по- настоящему включился в работу, нужно , чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности , были не только поняты , но и внутренне приняты , то есть чтобы они приобрели значимость для учащихся и нашли отклик в его переживаниях. Учебная деятельность всегда полимотивирована. В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. Стратегия «Положительная мотивация » . Некоторым ученикам, испытывающим трудности в обучении вообще или в решении конкретных задач, чтобы прийти к изменению, достаточно просто понять, что именно в их действии не срабатывают и , какого типа мотивационный стиль работал бы эффективнее. Конечно , обучение новому мотивационному стилю не так быстро. Но направленные действия подготовленного, грамотного педагога могут помочь ученикам справиться с проблемной ситуацией.
3. Мотивация достижения и способности . Поведение , ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудач. Другими словами все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу не удач. Однако, обычно в людях доминирует либо мотив достижения, либо мотив избеганное не удачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегание не удачи - с тревожностью. Люди , мотивированные на успех предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели. Мотивированные на не удачу склонны к экстремальным выборам (не реально завышенные или заниженные). Мотивированные на не удачу в случае простых и хорошо заученных навыков (сложение цифр) работают быстрее и точнее, чем мотивированные на успех. При заданиях проблемного характера -картина меняется наоборот. Когда в классе имеется весь диапазон способностей, только учащиеся со средними способностями будут сильно мотивированны на достижения. Ни у очень сообразительных, ни у мало способных школьников не будет сильной мотивации, связанной с достижением, поскольку ситуация соревнования будет казаться или «слишком лёгкой» или «слишком трудной»
4. Любознательность и познавательный интерес.
Чтобы развивать положительные мотивы учащихся можно действовать через более раннюю стадию деятельности - познавательную потребность. Первый начальный уровень этой потребности - это потребность во впечатлениях. Па этом уровне индивид реагирует на новизну стимула. Это фундамент познавательной потребности. Следующий уровень - потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению. Но познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер. На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности.
В процессе обучения учителю важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в .младших классах - любознательность; в старших классах - потребность в творческой деятельности.
5 . Взаимоотношение учителя с классом и учебная мотивация .
Развитие учебной мотивации не возможно, если у учителя не складываются отношения с конкретным классом . Для устранения этой ситуации следует установить:
Соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (вредно как завышение, 'так и занижение уровня).
Условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологический климат в классе).
Характер взаимоотношений учителя с лидером класса, влияние взаимодействия «учитель-лидер» на атмосферу в классе.