СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "Домашнее задание на лето от логопеда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье даны рекомендации на летнее время для детей старшего дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Домашнее задание на лето от логопеда"»

Домашнее задание на лето от логопеда

Лето – время отпусков, время детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома.

Упражнения для автоматизации звуков

  1. Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения. Иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.

  2. Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова: "баРеЛина" вместо "балерина", "аквария" вместо "аквариум", "велик" вместо велосипед. Поправляйте речь ребёнка спокойно, произнося слово верно,  не требуйте сразу повторить слово правильно. 

Упражнения для развития фонематических процессов

  1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4?)

  2. Придумывание слов с определённым количеством звуков.

  3. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: к, о, ш, к, а (кошка)).

  4. Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к лову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).

  5. Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)

Упражнения для развития слоговой структуры слова

(слогового анализа и синтеза)

  1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?)

  2. Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов.

  3. Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).

  4. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

  5. Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных).

Упражнения для формирования

правильного грамматического строя речи

  1. Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много - сады, гулял где - за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)

  2. Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.):

- Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …,     маленькая куколка, а большая …,

- Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …

- Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у   коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.

- Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.

- У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.

- Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.

  1. Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)

  1. Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Упражнения на расширение словарного запаса

Следует систематически расширять тот запас слов, которым уже владеет ребенок

  1. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.

  2. Сочиняйте стихи, рифмы.

  3. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.

  4. Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»

  5. Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

Упражнения на развитие связной речи

  1. Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.

  2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.

  3. Расспрашивайте о важных для него событиях.

  4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.

  5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.

  6. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений по заданным словам и т.п.

При выполнении рекомендаций следует соблюдать ряд условий:

  1. Приступать к выполнению рекомендаций следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен.

  2. Большинство заданий выполняйте в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

  3. Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.

  4. Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.

  5. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для чувства уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки, чаще хвалите.

  6. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!

  7. Находясь рядом с ребёнком, развивайте у него волевые качества, умение ограничивать свои желания, доводить начатое до конца, выполнять нормы поведения.

Наполните повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:

  • в собственной речи четко проговаривайте окончания слов, дайте ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например: Это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.);

  • обращайте внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (например, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый).

  • привлекайте внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину т.д.).

Активно развивайте мелкую моторику рук вместе с ребёнком:

играйте в пальчиковые игры, лепите, рисуйте, раскрашивайте, клейте, вырезайте, конструируйте, используйте игры — мозаика, шнуровка, пазлы, лото, конструктор, лего и т.д. Ребёнок самостоятельно должен одеваться и раздеваться, обуваться и разуваться, застёгивать (расстёгивать) пуговицы, молнии, застёжки, шнуровать.

Пополните багаж знаний вашего ребёнка яркими впечатлениями и ощущениями. 

И самый настоятельный совет:

Ваши дети посещали занятия с логопедом. Возможно, у них остались проблемы со звукопроизношением. Старайтесь закрепить нужный звук в речи. Проговаривайте с трудным звуком слова, предложения, учите стихи, тексты на этот звук. Обязательно поправляйте ребёнка, когда он говорит неправильно.



Источники:

https://unguryanu-shahds-3.edumsko.ru/folders/post/2364959

https://sad94vitebsk.schools.by/pages/logopedicheskie-domashnie-zadanija-na-leto

https://www.art-talant.org/publikacii/13596-buklet-rekomendacii-na-leto