СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "Формирование связной речи при составлении рассказов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе. В коррекционной работе с детьми, имеющими различные по степени выраженности нарушения речи, формирование связной речи – конечная цель всего коррекционного процесса, требующего кропотливой длительной работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.

  Детям, имеющих общее недоразвитие речи, большое внимание необходимо уделять составлению рассказов описательного и повествовательного характера.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Формирование связной речи при составлении рассказов"»

Консультация для родителей


«Формирование связной речи при составлении рассказов»

Сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе. В коррекционной работе с детьми, имеющими различные по степени выраженности нарушения речи, формирование связной речи – конечная цель всего коррекционного процесса, требующего кропотливой длительной работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.

Детям, имеющих общее недоразвитие речи, большое внимание необходимо уделять составлению рассказов описательного и повествовательного характера.

При составлении повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок, кроме лексико-грамматических упражнений, нужно обязательно включать логические упражнения:

  • Расстановка картинок в логической, временной последовательности;

  • Восстановление специально пропущенного звена;

  • Придумывание содержания дополнительной картинки в начале или в конце серии.

Повествовательные рассказы по сюжетной картинке составляют на основе предварительных лексико-грамматических и логических упражнений.

При обучении составлению описательных рассказов по предметным картинкам или предметам большое внимание уделяется рассматриванию, выделению качеств, признаков, деталей, особенностей строения, материала, цвета. Наглядной опорой служит план-схема для составления рассказа-описания.

Основа рассказов по представлению – личный опыт детей, поэтому рассказы носят произвольный характер, зависят от уровня и объема знаний ребенка об окружающем, состояния и уровня развития памяти, мышления, наблюдательности и других особенностей познавательной деятельности.

Рассказы по воображению (творческие) – самый сложный вид работы по обучению связной речи, к которой можно отнести:

  • Придумывание конца или начала готового рассказа;

  • Составление рассказов по аналогии с небольшими литературными произведениями;

  • По опорным схемам;

  • На тему.

Обучение детей творческому рассказыванию помогают вспомогательные вопросы, подсказывающие возможные варианты содержания рассказа, предваряющий вопросный план, готовое начало рассказа, различные виды наглядности.

Трудность у детей при составлении описаний вызывает необходимость придерживаться определенной последовательности при изложении материала. Большую помощь при этом оказывает план-схема. Сначала дети составляют рассказ с опорой на схему, а затем без неё.

Вот сочинение-описание, которое было составлено ребёнком после изучения темы «Игрушки» и знакомства со словами-признаками:

«Мяч – это игрушка. Он разноцветный, состоит из разных частей. Мяч круглый, большой. Он пластиковый. Мячик можно кидать, ловить, с ним можно плавать».


А вот пример составления сочинения-описания после изучения темы «Фрукты. Сад» и знакомства с построением сложных предложений с помощью сочинительного союза а:

«Яблоко и лимон – фрукты. Яблоко красное, а лимон желтый. Яблоко круглое, а лимон овальный. Яблоко большое, а лимон маленький. Яблоко и лимон твердые. Яблоко гладкое, а лимон шершавый. Яблоко сладкое, а лимон кислый. Эти фрукты сочные. Они растут на деревьях в саду.из яблоко можно приготовить яблочное пюре, испечь яблочный пирог, выжать яблочный сок, а из лимона можно сварить лимонный компот».


Приведем примеры вариантов детских сочинений о лете.

«Летом мы жили в деревне, катались на велосипеде, купались в озере, помогали маме поливать овощи. На огороде у нас росли огурцы, помидоры, морковь, капуста, перец. Папа строил баню, а мы с братом ему помогали. Мы подавали инструменты, приносили доски и красили баню краской. Потом мы с братом решили построить себе дом сами. Папа дал молоток, гвозди, доску, пилу. Сначала было трудно: гвозди гнулись, молоток попадал по пальцам. Мы очень старались, и к концу лета дом был готов. Я сколотил скамейку и стол, а моя сестра украсила дом цветами. Мама приносила нам в домик фрукты и печенье. Следующим летом мы пристроим к дому кухню».


Уважаемые родители, только при взаимодействии с вами ребенок овладеет умениями:

  • расставлять картинки в логической и временной последовательности;

  • восстанавливать специально пропущенное звено;

  • придумывать содержание дополнительной картинки в начале или в конце серии;

  • составлять описательные, повествовательные, сравнительные рассказы по опорным словам;

  • по опорным схемам;

  • на тему.


Вот почему надо начинать учить детей составлять рассказы как можно раньше! Первые годы обучения – самые важные и благоприятные. Совместная деятельность по развитию связной речи принесёт богатые плоды только при тесном сотрудничестве дефектолога, воспитателей, родителей и детей и при проведении пошаговой систематической коррекционной работы.


В нашей работе главное – не опоздать!












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!