СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей по теме : " Успеваемость моего ребенка".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей по теме : " Успеваемость моего ребенка".»

Коррекционная работы с аутичным ребенком: знакомство, установление контакта.

Особенности коррекционной работы с аутичным ребенком

Загадочный синдром ставит аутичных детей совершенно в особый ряд. Специалисты, начинающие работать с аутичным ребенком, сталкиваются с множеством трудностей: во-первых, с таким ребенком нелегко найти контакт; во-вторых, в случаях раннего детского аутизма признанные эффективными приемы обучения часто оказываются неподходящими. Можно утверждать, что работа с аутичным ребенком требует совершенно особого подхода: построение коррекционных занятий с ним, особенно в самом начале работы, отличается от занятий с детьми, имеющими другие нарушения развития.

Перед тем как начинать работу с ребенком, следует запомнить ряд важных положений:

На этапе налаживания контакта с ребенком не рекомендуется настаивать на проведении конкретных игр, выполнении определенных заданий. Будьте более чутки к реакциям ребенка, действуйте в зависимости от ситуации, его желаний и настроения. Часто он сам предлагает ту форму возможного взаимодействия, которая в данный момент для него наиболее комфортна. Иногда, особенно на начальных этапах работы, стоит принять такое предложение ребенка (не забывая, конечно, о целях работы).

Все, что происходит на занятии, должно сопровождаться эмоциональным комментарием, в ходе которого взрослый проговаривает все действия и ситуации.

Не забывайте, что поведение ребенка во время занятия может быть самым разным Если он вышел из состояния равновесия, следует сохранять спокойствие, не ругать, а понять, чего ребенок хочет в данный конкретный момент и постараться помочь ему выйти из состояния дискомфорта.

Нужно быть готовым к тому, что реакция на одну и ту же игру, ситуацию у разных детей с диагнозом аутизм может быть различной: на что один отреагировал вполне дружелюбно, у другого может вызвать резко отрицательную реакцию. Мало того, один и тот же ребенок может вести себя совершенно по-разному в сходных положениях. Здесь можно посоветовать не бояться пробовать. В случае, если ребенок принял предложенное, постараться развивать ситуацию, если же возникла реакция отторжения, следует остановить игру. Безусловно, это потребует от педагога или психолога гибкости, позволяющей действовать в зависимости от развития событий.

Стереотипная игра аутичного ребенка как повод для знакомства

Трудности в работе с аутичным ребенком возникают у специалиста уже при первом знакомстве. Обычным оказывается положение, когда ребенок либо не обращает внимания на присутствие нового взрослого, либо становится напряженным и агрессивным. К такой реакции необходимо быть готовым заранее. При этом следует четко представлять психологические причины подобного поведения, А причина в том, что появление нового незнакомого человека привносит в жизнь аутичного ребенка элемент неизвестности, который вызывает у него чувство дискомфорта и страха. Ему потребуется время, чтобы освоиться в новых условиях, привыкнуть к педагогу.



У аутичного ребенка есть любимые игры, одна или несколько. В таких играх он может часами манипулировать предметами, совершая странные действия.

Главные особенности таких стереотипных игр:

-цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих;

в этой игре подразумевается единственный участник - сам ребенок;

o повторяемость: ребенок раз за разом совершает один и тот же набор действий и манипуляций;

Неизменность: раз установившись, игра остается одинаковой на протяжении очень длительного времени;

Длительность: ребенок может играть в такую игру годами.

Наличие стереотипной игры ставит аутичного ребенка в особый ряд, сразу же выделяет его среди других детей. Его странные действия вызывают любопытство окружающих, что часто ранит близких ребенка. Тем не менее, стереотипная игра аутичного ребенка в начале коррекционной работы станет основой построения взаимодействия с ним, так как для самого ребенка это комфортная ситуация, внутри которой он спокоен.

Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребенком

Чтобы наладить с аутичным ребенком контакт, без которого невозможно проведение коррекционных мероприятий, мы предлагаем проводить с ним сенсорные игры. Сенсорными мы условно называем игры, основная цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самые разные: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.

1. Игры с красками. "Цветная вода": для проведения игры потребуются: акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым). Стаканы расставляются в ряд на столе и наполняются водой, затем в них поочередно разводятся краски разных цветов. Обычно ребенок следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая кисточкой; ребенок же своей реакцией даст вам понять, какой из способов ему больше нравится. В этой игре ребенок довольно скоро может проявить желание более активно участвовать в происходящем: начинает "заказывать" следующую краску или выхватывает кисточку и принимается действовать самостоятельно. Когда увлеченность чистым сенсорным эффектом станет ослабевать (это может произойти через разное количество времени у разных детей, причем подразумевается, что ребенок играет в эту игру не только на занятиях, но может затеять ее в любой момент, призвав на помощь близких, либо самостоятельно, если позволяет уровень развития его бытовых навыков), можно приступать к расширению игры.

Предлагаем некоторые из возможных вариантов: 1) Организация активного участия ребенка в игре и развитие бытовых навыков. Если ребенку нравится игра, скорее всего, он согласится выполнить вашу просьбу-инструкцию: предложите ему открыть кран, налить воду в пластиковую бутылку, затем разлить воду по стаканам, а если пролили воду, вытереть лужу на столе или на полу тряпкой. Инструкции должны быть четкими, и лучше, если вы действуете вместе с ребенком: "Открываем кран. А где наша бутылка? Вот она, в шкафчике стоит. Давай нальем в нее водичку - ух, какая тяжелая стала бутылка... Теперь разольем воду по стаканам. Буль-буль-буль - течет водичка. Ой! Пролили воду на стол! Какая получилась на столе лужа! Возьмем тряпку и вытрем стол. Вот теперь стало хорошо". 2) Можно заняться смешиванием красок, получая новые цвета. Для этого можно сливать воду разных цветов в один стакан либо растворять в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. 3) Можно затеять игру "Кукольный обед": накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек и угостите их различными напитками. В этой игре красная вода превращается в томатный сок, белая - в молоко, оранжевая - в фанту, а черная - в кофе... Фантазируйте вместе с ребенком! 4) Используя пластиковые стаканчики разного размера, можно знакомить ребенка с понятием величины. 5) Посчитайте стаканы с напитками, чтобы они соответствовали количеству "гостей".

2. Игры с водой. Возня с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми. К тому же, игры с водой имеют и терапевтический эффект. Предлагаем следующие варианты игры: 1) Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, пододвиньте к раковине стул. Достаньте приготовленные заранее небольшие пластиковые бутылки и пузырьки, наполняйте их водой из-под крана: "Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь полная". Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать "фонтан", подставив под струю воды ложку или пузырек с узким горлышком; обычно такой эффект приводит детей в восторг. 2) Наполнив водой таз, организуйте игру в "бассейн", в котором учатся плавать игрушки (возможно в том случае, если у ребенка уже есть опыт посещения бассейна). 3) Наполненный водой таз теперь станет "озером", в котором плавают рыбки или уточки. 4) На следующем занятии этот же таз с водой может превратиться в "море", по которому плывут кораблики. 5) "Купание кукол"; искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце, сопровождайте свои действия словами: "А сейчас будем кукол купать.

Нальем в ванночку теплой водички, попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?.." и т.д. 6) "Мытье посуды"; вымойте посуду после кукольного "обеда".

3. Мыльные пузыри. Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей, с криками восторга они носятся по комнате, пока не передавят все до одного, и тут же просят повторения. Но сами попробовать выдуть пузыри часто отказываются, т.к. это требует определенной сноровки и развития дыхания. Мы предлагаем предварительно подготовить ребенка к игре с мыльными пузырями. Для этого необходимо научить его дуть, сформировать сильный выдох, умение направлять струю воздуха в нужном направлении. Во время игр с мыльными пузырями следует соблюдать некоторые меры предосторожности: следите, чтобы ребенок дул, но не втягивал в себя жидкость (он может сделать это по привычке, если привык пить сок из пакетиков через трубочку, или захочет попробовать жидкость для мыльных пузырей на вкус). Предусмотрите такую вероятность и используйте для приготовления мыльных пузырей экологически чистое средство для мытья посуды в небольшом количестве. 1) Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему, помимо рамки из купленного пузырька, разнообразные трубочки, например, коктейльную трубочку, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубку для получения большого пузыря. Для получения большого пузыря подойдет и небольшая пластиковая бутылочка с отрезанным дном. Можно разобрать гелевую ручку, получив в результате корпус - прозрачную трубочку из твердой пластмассы (в этом случае ребенок не будет прикусывать или перегибать трубочку. 2) "Пенный замок": в небольшую емкость с водой добавьте немного средства для мытья посуды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть; одновременно с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Предложите ребенку подуть вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую игрушку - это "принц, который живет в пенном замке".

4. Игры с крупами. Приготовьте по упаковке следующих круп - гречка, горох, манная крупа, фасоль, рис. Занятие проводится на кухне. Высыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: "Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками - так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга - немножко колется, да?" На следующих занятиях можно использовать другие крупы. В дальнейшем:1) Прячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите. 2) Пересыпайте крупу при помощи совочка, ложки, стаканчика из одной емкости в другую. Пересыпайте в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук. 3) Если ребенок захочет рассыпать крупу, пусть это будет "дождь" или "град". По рассыпанной по полу крупе можно походить в носочках. Можно посыпать крупу на шейку или голую спинку ребенка, если он позволит. 4) "Приготовление еды". Насыпьте в кастрюльку из набора кукольной посуды небольшое количество манной крупы, добавьте воды и перемешайте, - так вы сварите "кашку" для куклы. А если вдавить горошины в кусочек коричневого пластилина, то получится "шоколад с орехами".

5. Игры со звуками. 1) Обращайте внимание ребенка на звуки в окружающем мире: скрип двери, стук ложечки о стенки чашки, когда размешиваем чай, звон бокалов друг о друга, скрип тормозов, стук колес поезда и т.д. 2) Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу. Насыпьте в коробочки разные крупы (коробочек с одинаковой крупой должно быть по две). Потрясите коробочку, привлекая внимание ребенка к звучанию - пусть ребенок найдет коробочку, которая звучит так же. 3) Приобретите для ребенка следующие детские музыкальные инструменты: барабан, бубен, металлофон, дудочку, гармошку, пианино. Когда ребенок научится играть на них, используйте его умения в сюжетных играх: "У Мишки день рождения. Давай сыграем для него на пианино. Когда поем песенку про Антошку, играем на гармошке" и т.д. 5) Оказавшись на природе, вместе с ребенком прислушайтесь внимательно к звукам вокруг: шелесту листвы, жужжанию мухи, журчанию ручейка... Звуки природы сами по себе несут успокоение и чувство гармонии.