СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей: «Влияние семьи на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей: «Влияние семьи на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста»»

Консультация для родителей «Влияние семьи на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста»

В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья.

Эмоциональное благополучие предусматривает удовлетворение потребности в общении, установлении доброжелательных взаимоотношений в семье, между детьми и педагогами в учебно-воспитательных учреждениях, создание благоприятного микроклимата в группах.

В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста [А.Д.Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова и др.] устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое, являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками. Обобщенно такое базовое эмоциональное состояние характеризуется как чувство эмоционального благополучия. Выделяются три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий, коррелирующие с типом детского-родительского взаимодействия и его выраженностью. Высокий уровень эмоционального благополучия формируется при эмоционально-принимающем и поддерживающем типе взаимодействия. Разные формы эмоционально-зависимых и эмоционально-отвергающих типов взаимодействия и степень их выраженности продуцируют средний или низкий уровень эмоционального благополучия ребенка.

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания учёных и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребёнка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. На климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множество других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Таким образом, дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на психологическом здоровье детей, их эмоциональном благополучии, установках в общении и поведении на этапе взросления. В целом же психологи и социологи характеризуют современные детско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязанностями и повсеместным проявлением жестокости и в физическом, и в психологическом аспекте.

Интересным представляется взгляд американского психоаналитика Дж. Боулби на характерные особенности патогенного родительского поведения. Он считает, что наиболее болезненными для ребёнка являются следующие ситуации:

-когда родители не удовлетворяют потребности ребёнка в любви и полностью отвергают его;

-когда ребёнок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами;

-когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу “разлюбить” ребёнка или уйти из семьи;

-когда родители открыто или косвенно заявляют ребёнку о том, что он является причиной их неприятностей;

-когда в окружении ребёнка отсутствует человек, способный понять переживания ребёнка.

Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители – самые значимые и любимые для ребёнка люди. Их авторитет, особенно в дошкольном возрасте, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима.

Именно поэтому родители должны внимательно относиться к своим словесным обращениям к нему, оценкам поступков, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, жизнь эмоционально ограниченной.

Уметь слушать ребёнка – непростая задача для взрослого человека. Важно осознавать, что в диалоге рождаются доверие и понимание. Когда взрослый сам на мгновение становится ребёнком и смотрит на мир его глазами, создаётся ситуация глубокого принятия и переживания проблемы ребёнка, осознаётся её значимость.

Ребёнку важно знать, что взрослым тоже не чужды переживания. Такие минуты откровений очень ценны для ребёнка, они учат его понимать эмоциональное состояние окружающих людей, способствует формированию умения адекватно оценивать себя, анализировать собственное поведение и настроение, побуждают заботиться о близких, помогают обрести уверенность в себе.

Чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости особенно важно детям, неуверенным в себе, тревожным. Поэтому родителям следует выслушивать своего ребёнка, делиться своим опытом, давать советы, но не отмахиваться от его проблем фразами-штампами, а проявлять искреннюю заинтересованность. Детям важно чувствовать себя в безопасности. И это состояние должны обеспечить ребёнку любящие его родители.

Таким образом, представления ребёнка о семье и семейных отношениях являются важнейшим показателем его эмоционального благополучия.



Список литературы:

  1. Алешина Ю.Б. Индивидуальное и семейное консультирование. М., 2004

  2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., межд.пед.акад., 1995

  3. Кошелева А.Д. М. Эмоциональное развитие дошкольника. \ Академия 2003

  4. Эриксон Э. Детство и общество. Спб. , Ленато АСТ, 1996

  5. В.Н. Куров – Ярославль: Академия развития, 2002.:ил. – (Серия: “Ваш ребенок: наблю

даем, изучаем, развиваем”).

  1. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. – СПб Питер 2006

  2. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5 – 7 лет (Художники Г.В. Соколов,

  3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., Юрайт 2011,

  4. В.В. Ткачева. "Гармонизация внутрисемейных отношений”. Гном и Д, 2001 г.

  5. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб.

заведений. – М.: Изд. центр “Академия”, 2006.

  1. Шадриков В.Д. Введение в психологию: Эмоции и чувства. – М.: Логос, 2002.

  2. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. / Г.А. Широко

ва – Ростов н/Д.: “Феникс”, 2005.

  1. Азбука любви. Книга для родителей. \ Кошелева А.Д. М., Просвещение, 1996

  2. Дошкольная педагогика. Детство пресс – Петербургский научно-практический журнал

№5 2006г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!