СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "Значение и роль подвижных игр в эмоциональном развитии детей раннего возраста".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ранний возраст признан особо важным периодом в развитии ребенка.Велико влияние игры на чувства детей...

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Значение и роль подвижных игр в эмоциональном развитии детей раннего возраста".»

Консультация для родителей.



«Значение и роль подвижных игр

в эмоциональном развитии

детей раннего возраста».





Игра имеет большое значение для развития личности ребенка. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма. Игры создают положительный эмоциональный фон.

Велико влияние игры на чувства детей. Она обладает притягательной способностью завораживать человека, вызывать волнения, азарт и восторг.

Игра для детей – это способ научиться тому, чему их никто не может научить, способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в современном мире. Игра помогает ребенку раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. «Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности».

Огромное значение в социально – эмоциональном развитии, кроме стиля взаимоотношений со взрослыми имеет игра. Она может рассматриваться как несущая и диагностическую, и коррекционную, и развивающую функции.

Среди множества детских игр особое внимание отводится подвижным играм, которые разнообразны по своему содержанию и организациям. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом, игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями.

В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В - третьих, сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.

Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного возраста осуществляется разными путями. Основной формой обучения детей движением являются занятия. В то же время существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко используются во всех возрастных группах. В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Это такие движения, как ходьба, бег, прыгание, лазанье, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста.

Для младших дошкольников подвижные игры являются жизненной необходимостью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные, оздоровительные и коррекционные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. Подвижные игры в основном коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения согласовывать свои действия с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале, ориентироваться в пространстве. Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить ребенка выполнять какое – либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.

Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, уметь начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних условных заданий, если игра сопровождается текстом.

Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира: о поводках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках окружающей природы; о средствах передвижения (поезд, автомобиль, самолет). Все игры детей дошкольного возраста можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры.

Освоение подвижных игр дошкольниками имеет некоторые закономерности. Так, для детей двух – трех лет характерны только игры типа «Догони меня», для детей среднего дошкольного возраста характерны сюжетные игры с богатым речевым материалом, со зримыми игровыми образами и атрибутами.

Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются мировые упражнения, занимающие как бы промежуточное положение между гимнастическими упражнениями и подвижными играми. Подвижные игры и игровые упражнения взаимосвязаны, и часто педагоги не видят между ними принципиальной разницы. В различие от подвижной игры, которая в своей основе всегда имеет определенный замысел, упражнение представляет собой организованные двигательные действия, специально подобранные для выполнения какого-нибудь конкретного задания. В игровых упражнениях, как правило, отсутствуют игровые действия группы детей, каждый ребенок действует по отдельному указанию педагога, и успешность выполнения заданий зависит лишь от личных возможностей.

Многие упражнения имеют сюжетный характер, то есть образ, благодаря которому упражнения приобретают игровой элемент («пройди через речку», «прыгни через канаву» и т. п.). Для маленьких детей гораздо понятнее фраза: «Покачай веточками», чем «Покачивающие движения руками, поднятыми вверх». Все предложенные далее игровые упражнения на координацию движения и речи опираются на образ, в соответствии с которым ребенок выполняет задание.

Сюжет игры и правила обуславливают характер движений играющих. В одном случае дети могут, переваливаясь, как мишки, в другом весело скачут как зайчики.

Сюжетные подвижные игры имеют широкое применение во всех возрастных группах. Однако наиболее подходят детям младшего дошкольного возраста. Двигательные возможности детей 2 – 3 лет достаточно ограничены: дети еще не могут равномерно ритмично бегать и ходить, не могут преодолевать препятствия, их выразительные движения еще далеко не совершенны – это игры типа «догонялок». В коррекционном курсе с детьми 2 – 3 лет велика потребность в разнообразии игровых сюжетов, так как все они в основном направлены на совершенствование таких движений, как ходьба, бег и прыжки. В сюжетных играх дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей Иры, увлекаясь ею, они с удовольствием многократно повторяют все движения. Стихотворный текст в игре, как правило, проговаривает воспитатель, а дети только подчиняются его голосу как условной команде.

Бессюжетные игры такие как «догонялки» и перебежек очень близки к сюжетным – в их лишь нет образов, которым дети подражают. В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с простейшими правилами.

В работе с детьми дошкольного возраста используются также игры – забавы. Двигательные задания в этих играх выполняются в необходимых условиях и часто включают элемент соревнования (как правило, эти задания используются на завершающем уроке, вечере развлечений, спортивном празднике).

Таким образом, игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушений зрения и осанки. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъема, все это способствует развитию их инициативы, самостоятельности, что в конечном итоге ведет к развитию детского творчества.