Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Главное внимание уделяется обеспечению условий для развития личности дошкольников. Одной из основных задач экологического воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы.
Формирование основ экологической культуры является важнейшим условием гармонично развитой личности. Проблема над которой я работала и продолжаю работать называется:
«Метод проектов в экологическом образовании ребёнка дошкольного возраста»
Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, а спецификой - сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка. Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.
Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, принимать решения. Метод проектов развивает познавательный интерес, любознательность, формирует навыки сотрудничества, практические умения у детей, в данном случае, в области экологического образования.
В ходе проектной деятельности дети учатся совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями и сотрудниками детского сада. Все это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения. Таким образом, включение метода проектов в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей, родителей способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе.
Использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:
• Педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем.
• Родители имеют возможность активно участвовать в процессе экологического воспитания дошкольников.
• Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.
Особенностью проектной деятельности в ДОУ является то, что дошкольники еще не могут самостоятельно сформулировать проблему, определить цель. Поэтому родители и педагоги помогают им в этом.
Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.
При планировании работы над проектами экологической направленности ставим следующие задачи:
1. Развивать у детей экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.
2. Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями.
4. Формировать навыки природоохранной деятельности в ближайшем окружении, желания оказывать помощь в случае необходимости.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:
Во-первых, необходимо выбрать тему.
Затем составить тематическое планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, речевая, трудовая, изобразительная и т. д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах. Среда должна развивать у дошкольника любознательность. Особую роль в данном случае играют уголки экспериментирования или познавательно-исследовательской деятельности.
Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда, начинается совместная работа воспитателя и детей.
I этап разработки проекта
– целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
II этап работы над проектом
- представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы детей фиксируются.
Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?», "Как узнать?". Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий- могут выступить решением поставленного вопроса.
III этап работы над проектом
– его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Педагог создает такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. И опять на помощь приходят нам уголки экспериментальной деятельности.
IV этапом работы над проектом
- является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.
Литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. Мозаика-Синтез, 2008
2. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2006.