Консультация на тему:
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
Подготовила:
Трофимова С. М.
Предметная развивающая среда - это:
- -система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
- - это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами.
В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное, происходит развитие личности. Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач возраста. Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Предметная развивающая среда должна быть:
• содержательно-насыщенной, развивающей;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной;
• здоровье-сберегающей;
• эстетически-привлекательной .
1. Содержательно-насыщенная
Двигательная активность, развитие мелкой и крупной моторики
Игровая
Познавательная
Исследовательская
Творческая
Возможность самовыражения детей
Эмоциональное благополучие
2. Трансформируемость
Изменение ППС в зависимости от образовательной ситуации, от интересов и возможностей детей
3. Полифункциональность материалов
Возможность использования различных составляющих ППС: детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы…
Наличие природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности.
4. Вариативность среды
Периодическую сменяемость игрового материала , появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.
5. Доступность среды
Доступнос ть, в том числе детей с ограниченными возможностями
Свободный доступ ко всем играм, игрушкам, материалам, пособиям.
Исправность и сохранность материалов и оборудования.
6. Безопасность ППС- соответствие всех ее элементов требования по обеспечению надежности и безопасности их . использования
Примерный перечень центров активности
Комментарий
1. Центр строительства
2. Центр сюжетно-ролевых игр.
Важно хорошо зонировать этот центр, чтобы проходящие мимо не разрушали постройки.
3. Уголок для театрализованных игр
Эти центры можно расположить рядом или объединить их. Если в этом центре есть мягкая детская мебель, то цент может послужить и местом отдыха.
4. Центр ИЗО
5. Центр мелкой моторики
Лучше располагать недалеко от раковины
6. Центр конструирования из деталей.
При нехватке пространства эти центры можно разместить в спальной комнате, кроме того их можно объединить.
7. Уголок настольных игр
8. Центр математики
Эти центры располагаются рядом и при нехватке места их можно объединить.
9. Центр науки и естествознания
10.Центр грамотности и письма
Эти центры часто размещают в спальной комнате, и при нехватке места их можно объединить.
11. Литературный центр
12. Место для отдыха
13. Уголок уединения
В любом тихом уголке, размещение 1-2 чел.
Примерный перечень центров активности
Комментарий
14. Центр песка и воды
Лучше располагать рядом с умывальной комнатой. Этот центр не постоянный, его организуют и убирают.
15. Место для группового сбора
Обычно в детском саду нет достаточного пространства для полноценной организации этих трех центров , поэтому их объединяют в один многоцелевой полифункциональный центр.
16. Место для групповых занятий
17. Место для приема пищи.
18. Уголок музыки
……
19. Спортивный уголок.
…… .
Предметно – развивающая среда в детском саду должна:
- Иметь привлекательный вид;
- Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
- Снимать утомляемость;
- Положительно влиять на эмоциональное состояние;
- Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
- Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.
- Предметно – развивающая среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития»:
- Содержать предметы и материалы известные детям, для самостоятельной деятельности, а также для деятельности со сверстниками;
- Предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной деятельности с педагогом;
- Совсем незнакомые предметы и материалы.
При организации предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.
• Для детей третьего года жизни является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении – лазании, катании.
• На четвертом году жизни ребенку необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими.
• В старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того, в предметно-развивающей среде должно учитываться формирование психологических новообразований в разные годы жизни
Основные принципы оформления пространства:
- Материалы стенда нужны и интересны детям
- Материалы регулярно обновляются
- Материалы соответствуют возрастным особенностям детей
- Материалы снабжены надписями
- Стенд с фотографиями
- Выставка детских работ
Мебель для центров активности:
- Мобильность
- Удобство размещения
- Безопасность
- Низкие шкафчики без задних стенок
Материалы для центров активности:
- Упорядоченность материалов
- Достаточность материалов
- Разнообразие материалов
- Соответствие возрастным возможностям
- Доступность и удобство использования
- Автодидактика
- Регулярное обновление
- Привлекательность
- Прочность и безопасноть
Перечень материалов для центров активности:
Центр строительства
- Крупногабаритные напольные конструкторы
- Комплекты больших мягких модулей
- Игрушечный транспорт
- Фигурки, представляющие людей различного возраста, профессий.
- Фигурки животных
Перечень материалов для центров активности:
Центр для сюжетно-ролевых игр
- Куклы младенцы и аксессуары для них
- Куклы в одежде
- Кукольная мебель
- Коляски
- Кукольная посуда и игрушечная еда
- «Доктор»
- «Парикмахер»
- «Пожарный»
- «Полицейский»
- «Продавец»
- «Солдат»
- «Моряк»
Перечень материалов для центров активности:
Центр театрализованных игр и музыки
- Большая складная ширма
- Стойка-вешалка для костюмов
- Костюмы, маски, атрибуты для постановки
- Атрибуты для ряженья-элементы костюмов
- Атрибуты и наборы готовых игрушек
- Куклы и атрибуты для пальчикового театра
- Настольная ширма
инструменты
- Музыкально-дидактические игры
Перечень материалов для центров активности:
Центр изобразительного искусства
- Бумага и картон разных размеров и разных цветов
- Альбомы для рисования
- Бумага для акварели
- Восковые мелки
- Простые и цветные карандаши
- Краски акварельные
- Кисти круглые и плоские
- Губка, ластик, салфетки, ножницы
- Материалы для коллажей
- Природный материал
- Стол
- Стулья
- Доска
- Мольберт
- Рабочие халаты и фартуки
Перечень материалов для центров активности:
Центр мелкой моторики и конструирования
- Стол, стулья, открытый стеллаж
- Игра «Собери бусы», детская мозаика
- Наборы типа «Лего», наборы среднего и мелкого конструктора
- Другие настольные конструкторы (металлический, магнитный)
- Игрушки с действиями: нанизывающиеся, навинчивающиеся, вкладыши и т.д.
Центр настольных игр
- Разрезные картинки
- Пазлы
- Наборы кубиков с картинками
- Лото
- Домино
- Парные карточки
- Игры-головоломки
- Шашки, шахматцы
Перечень материалов для центров активности:
Центр математики
- Счеты, весы с объектами для взвешивания и сравнения
- Разный материал в открытых коробках для измерения, взвешивания, сравнения
- Счетный материал и разноцветные стаканчики
- Головоломки (геометрические, «Сложи узор» и др.)
- Цифры и арифметические знаки большого размера
- Линейки, рулетки, песочные часы
- Набор карточек с цифрами и т.д.
Центр науки и естествознания
- Увеличительные стекла, лупы, микроскоп, весы
- Набор магнитов
- Наборы для экспериментирования
- Термометры, часы песочные, секундомер
- Календарь природы
- Глобус, географические карты, атлас
- Познавательные книги, плакаты, картинки
- Коллекции камней, раковин, шишек, тканей, семян, минералов
Перечень материалов для центров активности:
Центр грамотности и письма
- Магнитная азбука
- Плакат с алфавитом
- Кубики с буквами и слогами
- Цветные карандаши
- Трафареты, линейки, бумага и конверты
- Тренажеры по письму
Книжный уголок
- Аудиоцентр с наушниками
- Мягкая детская мебель
- Книжный стеллаж
- Диски с аудиозаписями и музыкой
- Детская художественная и познавательная литература
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
Спасибо за внимание!