СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для воспитателей

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей»

Консультация на тему: Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Подготовила: Трофимова С. М.

Консультация на тему:

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

Подготовила:

Трофимова С. М.

Предметная развивающая среда - это:

  • -система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
  • - это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами.

В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное, происходит развитие личности. Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач возраста. Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Предметная развивающая среда должна быть: • содержательно-насыщенной, развивающей; • трансформируемой; • полифункциональной; • вариативной; • доступной; • безопасной; • здоровье-сберегающей; • эстетически-привлекательной .

Предметная развивающая среда должна быть:

содержательно-насыщенной, развивающей;

трансформируемой;

полифункциональной;

вариативной;

доступной;

безопасной;

здоровье-сберегающей;

эстетически-привлекательной .

1. Содержательно-насыщенная Двигательная активность, развитие мелкой и крупной моторики Игровая Познавательная Исследовательская Творческая Возможность самовыражения детей Эмоциональное благополучие 2. Трансформируемость Изменение ППС в зависимости от образовательной ситуации, от интересов и возможностей детей

1. Содержательно-насыщенная

Двигательная активность, развитие мелкой и крупной моторики

Игровая

Познавательная

Исследовательская

Творческая

Возможность самовыражения детей

Эмоциональное благополучие

2. Трансформируемость

Изменение ППС в зависимости от образовательной ситуации, от интересов и возможностей детей

3. Полифункциональность материалов Возможность использования различных составляющих ППС: детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы… Наличие природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности. 4. Вариативность среды Периодическую сменяемость игрового материала , появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.

3. Полифункциональность материалов

Возможность использования различных составляющих ППС: детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы…

Наличие природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности.

4. Вариативность среды

Периодическую сменяемость игрового материала , появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.

5. Доступность среды Доступнос ть, в том числе детей с ограниченными возможностями Свободный доступ ко всем играм, игрушкам, материалам, пособиям. Исправность и сохранность материалов и оборудования. 6. Безопасность ППС- соответствие всех ее элементов требования по обеспечению надежности и безопасности их . использования

5. Доступность среды

Доступнос ть, в том числе детей с ограниченными возможностями

Свободный доступ ко всем играм, игрушкам, материалам, пособиям.

Исправность и сохранность материалов и оборудования.

6. Безопасность ППС- соответствие всех ее элементов требования по обеспечению надежности и безопасности их . использования

Примерный перечень центров активности Комментарий 1. Центр строительства 2. Центр сюжетно-ролевых игр. Важно хорошо зонировать этот центр, чтобы проходящие мимо не разрушали постройки. 3. Уголок для театрализованных игр Эти центры можно расположить рядом или объединить их. Если в этом центре есть мягкая детская мебель, то цент может послужить и местом отдыха. 4. Центр ИЗО 5. Центр мелкой моторики Лучше располагать недалеко от раковины 6. Центр конструирования из деталей. При нехватке пространства эти центры можно разместить в спальной комнате, кроме того их можно объединить. 7. Уголок настольных игр 8. Центр математики Эти центры располагаются рядом и при нехватке места их можно объединить. 9. Центр науки и естествознания 10.Центр грамотности и письма Эти центры часто размещают в спальной комнате, и при нехватке места их можно объединить. 11. Литературный центр 12. Место для отдыха 13. Уголок уединения В любом тихом уголке, размещение 1-2 чел.

Примерный перечень центров активности

Комментарий

1. Центр строительства

2. Центр сюжетно-ролевых игр.

Важно хорошо зонировать этот центр, чтобы проходящие мимо не разрушали постройки.

3. Уголок для театрализованных игр

Эти центры можно расположить рядом или объединить их. Если в этом центре есть мягкая детская мебель, то цент может послужить и местом отдыха.

4. Центр ИЗО

5. Центр мелкой моторики

Лучше располагать недалеко от раковины

6. Центр конструирования из деталей.

При нехватке пространства эти центры можно разместить в спальной комнате, кроме того их можно объединить.

7. Уголок настольных игр

8. Центр математики

Эти центры располагаются рядом и при нехватке места их можно объединить.

9. Центр науки и естествознания

10.Центр грамотности и письма

Эти центры часто размещают в спальной комнате, и при нехватке места их можно объединить.

11. Литературный центр

12. Место для отдыха

13. Уголок уединения

В любом тихом уголке, размещение 1-2 чел.

Примерный перечень центров активности Комментарий 14. Центр песка и воды Лучше располагать рядом с умывальной комнатой. Этот центр не постоянный, его организуют и убирают. 15. Место для группового сбора Обычно в детском саду нет достаточного пространства для полноценной организации этих трех центров , поэтому их объединяют в один многоцелевой полифункциональный центр. 16. Место для групповых занятий 17. Место для приема пищи. 18. Уголок музыки …… 19. Спортивный уголок. …… .

Примерный перечень центров активности

Комментарий

14. Центр песка и воды

Лучше располагать рядом с умывальной комнатой. Этот центр не постоянный, его организуют и убирают.

15. Место для группового сбора

Обычно в детском саду нет достаточного пространства для полноценной организации этих трех центров , поэтому их объединяют в один многоцелевой полифункциональный центр.

16. Место для групповых занятий

17. Место для приема пищи.

18. Уголок музыки

……

19. Спортивный уголок.

…… .

Предметно – развивающая среда в детском саду должна:

  • Иметь привлекательный вид;
  • Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
  • Снимать утомляемость;
  • Положительно влиять на эмоциональное состояние;
  • Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
  • Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.
  • Предметно – развивающая среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития»:
  • Содержать предметы и материалы известные детям, для самостоятельной деятельности, а также для деятельности со сверстниками;
  • Предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной     деятельности с педагогом;
  • Совсем незнакомые предметы и материалы.

При организации предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.

  •  Для детей третьего года  жизни является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении – лазании, катании.

•  На четвертом году жизни   ребенку необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими.

  В старшем дошкольном возрасте   проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того, в предметно-развивающей среде должно учитываться формирование психологических новообразований в разные годы жизни

Основные принципы оформления пространства:  Материалы стенда нужны и интересны детям Материалы регулярно обновляются Материалы соответствуют возрастным особенностям детей Материалы снабжены надписями Стенд с фотографиями Выставка детских работ Мебель для центров активности: Мобильность Удобство размещения Безопасность Низкие шкафчики без задних стенок  Материалы для центров активности: Упорядоченность материалов Достаточность материалов Разнообразие материалов Соответствие возрастным возможностям Доступность и удобство использования Автодидактика Регулярное обновление Привлекательность Прочность и безопасноть

Основные принципы оформления пространства:

  • Материалы стенда нужны и интересны детям
  • Материалы регулярно обновляются
  • Материалы соответствуют возрастным особенностям детей
  • Материалы снабжены надписями
  • Стенд с фотографиями
  • Выставка детских работ

Мебель для центров активности:

  • Мобильность
  • Удобство размещения
  • Безопасность
  • Низкие шкафчики без задних стенок

Материалы для центров активности:

  • Упорядоченность материалов
  • Достаточность материалов
  • Разнообразие материалов
  • Соответствие возрастным возможностям
  • Доступность и удобство использования
  • Автодидактика
  • Регулярное обновление
  • Привлекательность
  • Прочность и безопасноть

Перечень материалов для центров активности: Центр строительства Крупногабаритные напольные конструкторы Комплекты больших мягких модулей Игрушечный транспорт Фигурки, представляющие людей различного возраста, профессий. Фигурки животных

Перечень материалов для центров активности:

Центр строительства

  • Крупногабаритные напольные конструкторы
  • Комплекты больших мягких модулей
  • Игрушечный транспорт
  • Фигурки, представляющие людей различного возраста, профессий.
  • Фигурки животных
Перечень материалов для центров активности: Центр для сюжетно-ролевых игр Куклы младенцы и аксессуары для них Куклы в одежде Кукольная мебель Коляски Кукольная посуда и игрушечная еда «Доктор» «Парикмахер» «Пожарный» «Полицейский» «Продавец» «Солдат» «Моряк»

Перечень материалов для центров активности:

Центр для сюжетно-ролевых игр

  • Куклы младенцы и аксессуары для них
  • Куклы в одежде
  • Кукольная мебель
  • Коляски
  • Кукольная посуда и игрушечная еда
  • «Доктор»
  • «Парикмахер»
  • «Пожарный»
  • «Полицейский»
  • «Продавец»
  • «Солдат»
  • «Моряк»
Перечень материалов для центров активности: Центр театрализованных игр и музыки Большая складная ширма Стойка-вешалка для костюмов Костюмы, маски, атрибуты для постановки Атрибуты для ряженья-элементы костюмов Атрибуты и наборы готовых игрушек Куклы и атрибуты для пальчикового театра Настольная ширма Детские музыкальные инструменты Музыкально-дидактические игры

Перечень материалов для центров активности:

Центр театрализованных игр и музыки

  • Большая складная ширма
  • Стойка-вешалка для костюмов
  • Костюмы, маски, атрибуты для постановки
  • Атрибуты для ряженья-элементы костюмов
  • Атрибуты и наборы готовых игрушек
  • Куклы и атрибуты для пальчикового театра
  • Настольная ширма
  • Детские музыкальные

инструменты

  • Музыкально-дидактические игры
Перечень материалов для центров активности: Центр изобразительного искусства Бумага и картон разных размеров и разных цветов Альбомы для рисования Бумага для акварели Восковые мелки Простые и цветные карандаши Краски акварельные Кисти круглые и плоские Губка, ластик, салфетки, ножницы Материалы для коллажей Природный материал Стол Стулья Доска Мольберт Рабочие халаты и фартуки

Перечень материалов для центров активности:

Центр изобразительного искусства

  • Бумага и картон разных размеров и разных цветов
  • Альбомы для рисования
  • Бумага для акварели
  • Восковые мелки
  • Простые и цветные карандаши
  • Краски акварельные
  • Кисти круглые и плоские
  • Губка, ластик, салфетки, ножницы
  • Материалы для коллажей
  • Природный материал
  • Стол
  • Стулья
  • Доска
  • Мольберт
  • Рабочие халаты и фартуки
Перечень материалов для центров активности: Центр мелкой моторики и конструирования Стол, стулья, открытый стеллаж Игра «Собери бусы», детская мозаика Наборы типа «Лего», наборы среднего и мелкого конструктора Другие настольные конструкторы (металлический, магнитный) Игрушки с действиями: нанизывающиеся, навинчивающиеся, вкладыши и т.д. Центр настольных игр Разрезные картинки Пазлы Наборы кубиков с картинками Лото Домино Парные карточки Игры-головоломки Шашки, шахматцы

Перечень материалов для центров активности:

Центр мелкой моторики и конструирования

  • Стол, стулья, открытый стеллаж
  • Игра «Собери бусы», детская мозаика
  • Наборы типа «Лего», наборы среднего и мелкого конструктора
  • Другие настольные конструкторы (металлический, магнитный)
  • Игрушки с действиями: нанизывающиеся, навинчивающиеся, вкладыши и т.д.

Центр настольных игр

  • Разрезные картинки
  • Пазлы
  • Наборы кубиков с картинками
  • Лото
  • Домино
  • Парные карточки
  • Игры-головоломки
  • Шашки, шахматцы
Перечень материалов для центров активности: Центр математики Счеты, весы с объектами для взвешивания и сравнения Разный материал в открытых коробках для измерения, взвешивания, сравнения Счетный материал и разноцветные стаканчики Головоломки (геометрические, «Сложи узор» и др.) Цифры и арифметические знаки большого размера Линейки, рулетки, песочные часы Набор карточек с цифрами и т.д. Центр науки и естествознания Увеличительные стекла, лупы, микроскоп, весы Набор магнитов Наборы для экспериментирования Термометры, часы песочные, секундомер Календарь природы Глобус, географические карты, атлас Познавательные книги, плакаты, картинки Коллекции камней, раковин, шишек, тканей, семян, минералов

Перечень материалов для центров активности:

Центр математики

  • Счеты, весы с объектами для взвешивания и сравнения
  • Разный материал в открытых коробках для измерения, взвешивания, сравнения
  • Счетный материал и разноцветные стаканчики
  • Головоломки (геометрические, «Сложи узор» и др.)
  • Цифры и арифметические знаки большого размера
  • Линейки, рулетки, песочные часы
  • Набор карточек с цифрами и т.д.

Центр науки и естествознания

  • Увеличительные стекла, лупы, микроскоп, весы
  • Набор магнитов
  • Наборы для экспериментирования
  • Термометры, часы песочные, секундомер
  • Календарь природы
  • Глобус, географические карты, атлас
  • Познавательные книги, плакаты, картинки
  • Коллекции камней, раковин, шишек, тканей, семян, минералов
Перечень материалов для центров активности: Центр грамотности и письма Магнитная азбука Плакат с алфавитом Кубики с буквами и слогами Цветные карандаши Трафареты, линейки, бумага и конверты Тренажеры по письму Книжный уголок Аудиоцентр с наушниками Мягкая детская мебель Книжный стеллаж Диски с аудиозаписями и музыкой Детская художественная и познавательная литература

Перечень материалов для центров активности:

Центр грамотности и письма

  • Магнитная азбука
  • Плакат с алфавитом
  • Кубики с буквами и слогами
  • Цветные карандаши
  • Трафареты, линейки, бумага и конверты
  • Тренажеры по письму

Книжный уголок

  • Аудиоцентр с наушниками
  • Мягкая детская мебель
  • Книжный стеллаж
  • Диски с аудиозаписями и музыкой
  • Детская художественная и познавательная литература
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс. Спасибо за внимание!

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Спасибо за внимание!