Консультация
«Воспитание социально- коммуникативных отношений детей в процессе игровой деятельности»
Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими.
Игра в ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра — это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Одна из задач дошкольного образовательного учреждения - социализация ребёнка, усвоение воспитанником и дальнейшее развитие социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений который состоит:
• Трудовых навыков;
• Знаний;
• Норм, ценностей, традиций, правил;
• Социальных качеств личности, которые позволяют ребёнку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.
Мы работаем над созданием благоприятных условий для освоения детьми первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений. Решение этой задачи осуществляется через развитие игровой деятельности детей. В ходе игры формируется умение вступать в общение и сотрудничество друг с другом, и с взрослыми. Повышаются коммуникативные способности детей, служащие одним из параметров высокого уровня социальной компетентности.
Во время игры у детей формируется игровая позиция, соответствующая принятым в обществе нормам, правилам, способам поведения в разных ситуациях. Выполнение роли ставит ребёнка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. В процессе игры раскрывается социальная польза выбранной роли. Ребёнок получает представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми.
Необходимо поддерживать коммуникативную инициативу детей, учить их договариваться друг с другом при распределении действий, игрушек, пособий. В коллективных играх успешно соблюдаются правила, поскольку сверстники следят за тем, как партнёры их выполняют. Нарастающая с возрастом потребность играть совместно со сверстниками ставит ребёнка перед необходимостью выбрать сюжет, распределить роли, проконтролировать ролевое поведение партнёра, что приводит к развитию коммуникативных умений и навыков.
В играх формируются не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки и нормы поведения детей в разных условиях и в не игры. Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию, проявляется в самых жизненных ситуациях. Как в повседневной жизни, так и в специально организованных занятиях, беседах. Учим понимать разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе.
Общительность, умение контактировать с окружающими людьми необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности важное условие нормального психологического развития ребенка. Эмоциональные трудности, отклонения могут приводить к частым конфликтам, мешают развертыванию деятельности, препятствуют общению ребенка с окружающими. Эти данные говорят о важности и необходимости проведения работы по социально-коммуникативному развитию детей в дошкольном образовательном учреждении. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и в совместной деятельности с другими людьми.
Социально-коммуникативное развитие детей по настоящему может осуществляться лишь в контакте со взрослыми. С поступлением ребенка в детский сад начинается новый этап в его социальном развитии. Особое значение для развития личности ребенка имеет установление теплых, ласковых отношений с воспитателем и эмоционально-психологический климат той группы, в которой находится ребенок. Если ребёнка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способным к личностному росту.
Стабильные и устойчивые взаимоотношения между детьми в группе, как известно, складываются далеко не сразу, сами формы практического взаимодействия еще далеки от совершенства: дети не умеют согласовывать действия, обращаться с просьбами, предлагать помощь, разрешать конфликты. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, но и мешают воспитательно-образовательному процессу в целом.
Среди различных способов коррекции эмоциональных трудностей существенное место занимает игра. Игра ведущий вид деятельности детей, она возникает без принуждения взрослых. Это значит, что самые важные изменения в психике ребенка, в развитии его социальных чувств, в поведении происходит в игре. Общение является важным элементом любой игры. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. В игре проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются большие возможности воспитания таких качеств как доброжелательность, вежливость, заботливость, любовь к ближнему. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.