СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей "Коммуникативные танцы в работе с дошкольниками"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коммуникативные танцы, танцы-игры можно использовать в самых разнообразных формах работы с детьми: на занятиях, в свободной деятельности, на развлечениях и праздниках.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Коммуникативные танцы в работе с дошкольниками"»

Коммуникативные танцы в работе с дошкольниками



КОММУНИКА́ЦИЯ (лат. communicatio, от communico – де­лать об­щим, де­лать со­об­ща, свя­зы­вать, об­щать­ся), взаи­мо­дей­ст­вие лю­дей и жи­вот­ных, пред­по­ла­гаю­щее об­мен ин­фор­ма­ци­ей с по­мо­щью спе­циа­ли­зированных сиг­на­лов-по­сред­ни­ков. В че­ло­вече­ском об­ще­ст­ве КОММУНИКАЦИЯ – об­ще­ние, об­мен мыс­ля­ми, зна­ния­ми, чув­ст­ва­ми, по­ступ­ка­ми (Большая Российская энциклопедия).

Так что же тогда такое - коммуникативные танцы?

Это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше пляшет) и т. д. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям и очень похожи на музыкальные игры. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.

В работе с дошкольниками музыкально-коммуникативные танцы-игры способствуют формированию следующих умений:

-  согласовывать движения с музыкой,

- передавать в движении характер музыки,

-  реагировать на смену частей музыки сменой движений,

-  отмечать окончание звучания музыкальной пьесы;

-  развитию ритмического и динамического слуха;

-  совершенствованию качества движений.


В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:

  • развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

  • развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

  • развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детском коллективе.

Мы с вами знаем, что в народной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент очень важен, потому что он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно в самых разнообразных формах работы с детьми на занятиях, в свободной деятельности и на развлечениях, для совместных игр-танцев детей с родителями или детей разного возраста на праздниках и развлечениях.

Это особенно актуально для настоящего времени, поскольку совместные праздники и развлечения с родителями проводятся в нашем ДОУ постоянно. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах и играх вместе с детьми.

Еще одно важнейшее направление использования коммуникативных танцев-игр — это коррекционная работа с детьми. Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать и в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития (как правило, у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера).

Как известно, особый ребенок, как правило, страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат (или излишне расторможен), у него неадекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении.

В несложных, но веселых и подвижных танцах-играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них все получается, от возможности себя выразить, проявить, получить приз, и т. д. Все это дает прекрасный эффект в коррекции развития особых детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях (помимо специальных, которые уточнит дефектолог применительно к каждому конкретному случаю).

Например, коммуникативные танцы-игры можно организовать как:

- танец-игра «Приглашение» (начиная с одного ребёнка или пары, все по очереди приглашают друг друга, пока все дети не включатся в общий танец.) Этот танец хорошо использовать в начале учебного года, когда дети приходят после летних каникул, когда в группе много новеньких ребят или группа сформирована только-только, как это бывает в логопедических группах, когда приходит много детей из разных детских садов;

- «Зеркало» - на определённую часть музыки дети повторяют движения, которые показывает ведущий ( «Давайте всё делать, как я», «Если весело живётся, делай так» );

- «Смена партнёра» - эта модель одна из самых распространённых. Она хороша, когда в группе много мальчиков и мало девочек: как правило, на вторую часть музыки или определённую фразу девочки перебегают к другим партнёрам ( «Найди себе пару», «Мы хотели танцевать», «Раз-два-три, на носочки» ) и тогда у каждого мальчика появляется возможность потанцевать с девочкой;

- «Обыгрывание предмета» - это тоже распространённая и любимая детьми и педагогами модель, где под музыку дети передают (чаще по кругу) платочек, колокольчик, бубен, цветочек, яблоко и др. И тот ребёнок, в руках которого оказывается предмет, выходит в середину круга и пляшет. Бывают варианты с усложнением – нужно пропеть своё имя, имя соседа, спеть частушку либо повторить ритмический рисунок в хлопках, притопах, звучащих жестах, либо при помощи шумового инструмента;

- хоровод (танец) - конечно, это все русские народные хороводные песни, любимый всеми «Ручеёк», «Плетень», «Кадриль», современные варианты коммуникативных танцев типа «Весёлые путешественники», «Вперёд четыре шага», «Мы теперь пойдём налево», «Новогодняя лавата»;

- освоив простые коммуникативные танцы, можно придумать свой вариант танца, который может сочетать, например, передачу платочка и «Зеркало». Можно предложить детям поиграть в игру "Необычные танцы" : выбирается 5 коротких музыкальных композиций. Под первую из них нужно станцевать только руками, под вторую – только ногами, затем только головой, потом – только лицом, и наконец, всем вместе. И таких вариантов – много. Всё зависит от работы вашей фантазии и креативности всех, кто сейчас рядом с вами.


Итак, предлагаемый вашему вниманию материал (см. выше) является универсальным в педагогической работе, и мы надеемся, что он будет эффективно использоваться в повседневных занятиях и развлечениях с детьми.

Начинаем коммуникацию, друзья!