СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей: "Культура речи педагога"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя, вот о чем эта разработка.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей: "Культура речи педагога"»

Консультация для воспитателей

Тема: «Культура речи педагога»


Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Задачи:

  1. Уточнить и закрепить знания воспитателей, педагогов о культурных и методических требованиях к речи педагога;

  2. Совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм;

  3. Способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

  1. Теоретическая часть

СЛАЙД 2

Уважаемые коллеги, сегодня мы поговорим о культуре речи, об искусстве говорить с детьми.

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека.

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми.

Давайте вспомним о том, что такое КУЛЬТУРА РЕЧИ? (Ответы педагогов).

СЛАЙД 3

Культура речи – это владение языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики), а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) в соответствии с поставленной целью и содержанием высказывания.

Культура речи- это осознанная речевая деятельность по созданию правильной целесообразной этически- корректной речи в заданных условиях общения.

Культура речи как наука — это специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка, как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.

М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи". Поэтому педагог должен самокритично относиться к собственной речи, придерживаться литературных норм произношения, и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению. Необходимо устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.

Именно поэтому, к речи педагога образовательного учреждения, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества образования.

Качество речевого развития школьника зависит от качества речи педагогов и от развивающей речевой среды, которую мы создаём в образовательном учреждении.

СЛАЙД 4.

Как вы думаете, какой должна быть речь воспитателя? (ответы педагогов).

Речь воспитателя является для детей эталоном родного языка, поэтому она должна быть правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков речи, выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Речь воспитателя (педагога) оценивается с трех сторон: содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщается детям), безупречная правильность формы (как говорит), возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить со школьниками, может ли убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым – родителям, коллегам). Поэтому мы должны самокритично относиться к собственной речи и при наличии недостатков в ней стремится к их устранению.

В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

качество языкового оформления речи;

ценностно-личностные установки педагога;

коммуникативная компетентность;

четкий отбор информации для создания высказывания;

ориентация на процесс непосредственной коммуникации.


Среди требований к речи педагога  выделяют:

СЛАЙД 5. Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Хорошая дикция и правильное литературное произношение - это то, чем должен владеть воспитатель.

Очень часто родители и педагоги обращаются к детям в прошедшем времени: «Так, встал и пошёл умываться!», «Встали, плечи расправили. Делаем зарядку». Это недопустимо – это грубая речевая ошибка. К детям нужно обращаться с просьбой в настоящем времени: «Давайте встанем. Принесите карандаши. Уберите пластилин в коробку». Или:  «Встань, пожалуйста, и иди делать зарядку».

Взрослый, особенно работающий с детьми должен быть очень внимателен к своей речи и не допускать таких ошибок.


Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Точность как признак культуры речи определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и правил русского языка. 

Доступность, понятность речи воспитателя достигается, прежде всего, правильным и точным использованием слов. Словарный запас русского языка богат, он постоянно пополняется новыми словами, в своей речи желательно очень четко и точно называть все предметы, которые окружают ребенка и которыми он пользуется. Например: не говорить безликое «обувь», а называть конкретно: «сапоги», «ботинки», «валенки», «кроссовки». Когда  Вы правильно и точно называете предметы, у ребенка начинают появляться вопросы к Вам – почему так называется? Это отличный повод поговорить с ребёнком, попробовать обсудить, чем похожи и чем отличаются разные предметы. Таким образом, ребёнок научиться отделять существенные – главные признаки предмета от несущественных и обобщать. Например,  чем отличаются ботинки и кроссовки? Что у них общее – чем они похожи? Кто может носить эту обувь? Для чего она нужна?

Не просто знакомим детей с новым словом, а доносим его точное значение (употреблять будут только те слова, значения которых точно понимается ребёнком). Пример: мусорный контейнер-ёмкость для хранения мусора,

Акция- это мероприятие, направленная на привлечение людей к определённой проблеме, попытка заставить людей задуматься («Берегите Байкал!» «спасём город от мусора»).

Новые слова активизируем многократно (слово войдёт в употребление только после использования его ребёнком более 10 раз). Включаем новые слова в сочетания и фразы.

Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, точно обозначать оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др.


СЛАЙД 6. Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи. Т.е. составляя свои высказывания, мы должны быть последовательными в своем рассказе, не пропускать смысловых звеньев и не переставлять предложения, если в этом случае теряется логичность.

Связно и в доступной форме рассказывайте и передавайте содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей).

Вопросы к ребенку стройте в логической последовательности с постепенным усложнением:

  • сначала простые вопросы (что видит, что знает, что слышит),

  • затем вопросы, требующие размышления анализа,

  • в конце вопросы творческие, требующие выхода из проблемной ситуации.

Например, 1) какие ты знаешь виды транспорта – 2) зачем нужен транспорт людям? Зачем люди  придумали так много разных видов транспорта: водный, воздушный, подземный, наземный? – 3) Что было бы, если бы транспорт перестал существовать? Какие виды транспорта люди придумают в будущем?

Есть еще один вид работы, который требует четкой логичности — это инструкции. Как вы думаете, какая должна быть инструкция для детей? (должна быть краткой, чёткой, доступной) Нужно ли учитывать возраст детей, когда вы даёте инструкцию?


Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов («как бы», «на самом деле», «так сказать», «типа», «значит», «это», «ну», «короче»).

Такие слова нарушают сочетаемость слов в предложении. Посмотрите, к чему может привести их использование в речи:

Увидал раз гражданин,

Что сарай пылает.

Он звонит по “01”,

Срочно сообщает:

“Я не знаю, как начать,

Но, как говорится,

Вообщем, значит, так сказать,

Страшное творится.

Вообщем, значит, стало быть,

Тут такое дело…

-Можно трубку положить:

Все уже сгорело.

 Нужно прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов.

СЛАЙД 7. Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Торопливость речи столь же недопустима в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков. Речь воспринимается детьми лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия. Сказки, рассказы, стихи для детей мастера художественного слова читают, как правило, в более замедленном темпе, чем тот, который характерен для разговорной речи.

Рассказ, прочитанный воспитателем с использованием средств выразительности, вызовет у детей интерес, заставит их сопереживать, почувствовать силу слова, надолго запомнить содержание; тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмоций, может вызвать только скуку и безразличие к художественному произведению.

К выразительности необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его. Имеет огромное значение, с каким выражением лица педагог разговаривает с детьми. Мимика, так же как и жест, дополняет, углубляет понимание слова, усиливает его эмоциональный оттенок. И здесь воспитатель является актёром, который хорошо владеет искусством позы, мимики, жеста. 

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

В общении с детьми всем педагогам необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка (пословицы, поговорки, сравнения, антонимы, синонимы), учитывая возрастные особенности детей: подбирать и употреблять в своей речи такие слова, которые были бы им доступны для понимания и легки для усвоения.

СЛАЙД 8. Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Необходимо учитывать возраст и жизненный опыт ребенка при общении с ним. Чем младше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи: предложения должны быть короткими простыми. 

Чтобы сформировать у детей правильную, грамотную речь, Вам, уважаемые коллеги, следует не только давать речевой образец детям, но и проверять, как овладели им дети (для этого используйте различные упражнения, повторения). Прививать детям речевой этикет: учить говорить спокойно, без крика, отвечать по одному, не перебивать говорящего, быть сдержанным, уметь терпеливо выслушать других. Такое речевое поведение воспитатель должен показывать детям своим личным примером.

Сейчас, я предлагаю Вам посмотреть видиозапись и послушать, как говорят дети. Назовите ошибки, которые допустили дети.

Я думаю, что Вы нередко слышите ошибки в речи, в том числе у педагогов, младших воспитателей, родителей. Каждый из Вас может привести такой пример (педагоги приводят примеры).

СЛАЙД 9.

СЛАЙД 10.

К сожалению, на практике бывает, что в речи педагогов встречаются следующие недостатки:

  • нечёткое произношение звуков в процессе речи;

  • неправильное ударение в словах;

  • монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;

  • ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;

  • многословие, наслоение лишних фраз, деталей;

  • насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;

  • частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (ножка, дорожка, машинка, ротик, кашка, ложечка вилочка, карандашик ит.д.)

  • засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.);

  • использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т.д.

Старайтесь избегать неправильного употребления слов. Всегда уточняйте значение того или иного термина. Если сомневаетесь в значении, лучше используйте более простое слово. Следите за тем, чтобы все слова и словосочетания, используемые вами, согласовывались друг с другом в грамматическом, стилистическом и лексическом планах.

С младшими воспитателями необходимо также проводить серьезную работу: разъяснять, что младший воспитатель должен вносить свой вклад в процесс развития и воспитания детей, владеть грамотной, культурной речью в общении с детьми.

Таким образом, работая с детьми, мы должны обратить внимание на следующее:

1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющие дефекты речи.

2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм.

4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.

5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.

6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей и уровнем их речевого развития.

7. Использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.

Если вы сомневаетесь в правильности произношения и употребления слов возьмите в руки словарь и проверьте себя. Толковый, орфоэпический, фразеологический, орфографический словари должны быть в арсенале каждого современного педагога. В интернете можно найти электронные варианты перечисленных словарей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!