АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНА Г. ДОНЕЦКА ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №272
ГОРОДА ДОНЕЦКА»
«Консультация для воспитателей на тему:
«Роль театральной деятельности в развитии речи детей»
Воспитатель:
Хазай Елена
Владимировна
Донецк 2024
«Театр-это волшебный край, в котором
ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир».
С.И Мерзлякова
Детский сад-это особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников. Дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, не похожим на другие. Руками воспитателей и родителей созданы уникальные варианты развивающей среды. Более подробно рассмотрим среду для театральной деятельности.
Театральный уголок-важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить воспитанников интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера.
Театрализованная игра-эффективное средство развития личности ребенка. Он становятся активным, раскрепощенным, пропадает комплекс «я не умею», духовный мир становится ярче и краше, ребенок легче адаптируется в обществе.
Театр для ребенка становится удивительным, особым миром, где любое желание обязательно исполнится, и, что бы ни случилось, все непременно закончится хорошо.
Для этого в группе должны быть разнообразные виды театров:
1. Пальчиковый театр-способствует развитию речи, внимания, памяти; формирует пространственные представления; развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; стимулирование кончиков пальцев, движения кистями рук. Игра с пальцами ускоряет процесс речевого и умственного развития.
2. Настольный театр-помогает координировать движения рук и глаз; сопровождать движения пальцев речью; побуждать выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
3. Театр кукол «Би-ба-бо»-посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.
4. Театр на палочке-расширяет и обогащает словарь детей; развивает произвольное внимание, память, фантазию.
5. Театр на фланелеграфе-развивает творческие способности; содействует эстетическому воспитанию; развивает ловкость; умение управлять своими движениями; концентрировать внимание на одном виде деятельности.
6. Уголок ряженья-позволяет точнее передавать образ не только действиями и словами, но и мимикой, жестами, внешним видом, который играет существенную роль в формировании поведенческих черт персонажа; развивает эстетические вкусы ребят; расширяет представления о мире вокруг; даёт возможность примерить на себя разные социальные роли, перевоплотиться, то есть обогащает жизненный опыт детей.
7. Театр игрушек (любые игрушки)-доставит ребенку радость, внесет разнообразие в его игру, сделает игрушку еще более интересной и привлекательной.
8. Театр шапочек и масок-повышает интерес к театральной игре.
9. Пирамидки, на которых изображены герои сказок («Репка», «Теремок»), которые дети охотно собирают, а также с удовольствием рассказывают друг другу сказки.
10. Театр «Волшебные перчатки». Этот вид театра позволяет вовлечь ребенка в непосредственно-образовательную деятельность; получить положительные эмоции. Работа в нем строится с учетом индивидуальных особенностей детей; ребенок ненавязчиво и поэтапно совершенствует движения. В перчаточном театре развиваются: навыки общения, способности взаимодействия с людьми; мелкая моторика кисти; умение находить выход из ситуаций; социальные навыки: доброта, сочувствие, сопереживание положительным героям; сенсорные ощущения; эмоциональная сфера, спектр чувств и эмоций; мышление, воображение, речь, внимание, память.
Таким образом, театральная игра стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат, ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.
Создавая театральный уголок в группе, мы пробуждаем у детей любовь к искусству, воспитываем в них самостоятельность, активность, творчество, интерес к театру, раскрываем их индивидуальные способности и стремимся к сплочению их в дружную команду.
При организации театрального уголка важно предусмотреть следующие принципы:
Принцип мобильности. Нужно предусмотреть возможность объединения различных уголков и зон группы детского сада, а также транспортабельность атрибутики театра.
Принцип сменяемости материала. Как и любой элемент развивающей среды, театральный уголок нуждается в обновление репертуара, декораций и прочей атрибутики. Это будет зависеть от многих факторов, например, от времени года, возраста детей, тематики проводимых занятий и пр.
Принцип многофункциональности. Он подразумевает, что один и тот же атрибут может выполнять множество задач.
Принцип эстетичности. Театр должен развивать у детей чувства вкуса.
Принцип доступности. Оснащение театрального уголка должно подходить детям по возрасту и совпадать с их зонами актуального и ближайшего развития.
Стандартная театральная зона включает в себя:
Ширма
Игрушки для разных видов театра (театра теней, пальчикового, бибабо, куклы на прищепках, ложках, тарелках, персонажи для коврографа и т.д.)
Реквизит (в зависимости от возраста и от сказок)
Маски-шапочки
Костюмы или элементы костюмов
Фонотека с разнообразной музыкой
Афиши, билеты, программки
Декорации (для старших дошкольников)
Желаю вам проявлять фантазию, выдумку и изобретательность при оформлении своих групповых театральных уголков. Влияние театра на всестороннее развитие детей дошкольного возраста очевидно. Такая работа с детьми получает одобрение и детей, и родителей и способствует всестороннему развитию детей дошкольного возраста.
Учитывая положительные стороны театра, хочется, чтобы он вошел в повседневную жизнь детей, по возможности в семью, чтобы представления были интересными, яркими и содержательными.