Консультация для воспитателей
«Тема "Детский сад. Игрушки".
Чтение художественной литературы в средней группе».
Художественная литература играет большую роль в воспитание детей. «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка», — писал Василий Александрович Сухомлинский.
27 сентября – День воспитателя и всех дошкольных работников. Соответственно, эта неделя должна быть посвящена теме «Детский сад. Игрушки». На этой неделе мы:
Формируем элементарные представления детей об изменении социального статуса в их жизни, читая стихотворения Нины Петровны Найдёновой «Я теперь большая»; Анны Вишневской «Работаю ребёнком».
Воспитываем любовь детей к детскому саду, уважение к воспитателям. Помогут нам в этом стихотворения Татьяны Ильиничной Волгиной «Детский сад»; Антона Ильича Пришелец «Хорошо у нас в саду»; Алексея Ивановича Шлыгина «Лепка»; Ирины Гуриной «Воспитатель»; Нины Петровны Найдёновой «Пора по домам».
Формируем личное отношение ребёнка к соблюдению (и нарушению) моральных норм и правил, читая «Сказку о том, как мальчик Андрейка научился убирать игрушки» Людмилы Поцепун; стихотворение Натальи Алексеевны Мигуновой «Не разбрасывай игрушки по квартире», из цикла «Правила поведения для малышей»; стихотворение Николая Михайловича Лоткина «Тихий час»; рассказы Константина Дмитриевича Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно»; Надежды Дмитриевны Калининой «Разве так играют?» Напомните детям, когда кто-то не делится с товарищами, а всё забирает себе – это жадность. Жадность – всякому горю начало.
Во время завтрака читаем детям русскую народную потешку «У нас полон дом ребят», в пересказе Льва Ивановича Кузьмина.
Поддерживаем интерес детей к играм с игрушками, читая рассказы Якова Моисеевича Тайца «Зверь», «Сколько!»; стихотворения Нины Павловны Саконской «Волчок»; Резеды Валеевой «Куклы», в переводе с татарского Елены Александровны Благининой; считалочку Елены Александровны Благининой «Наша Маша».
Воспитываем чуткость и эмоциональную отзывчивость детей к художественному слову с помощью стихотворений Агнии Львовны Барто «Лошадка»; «Зайка»; «Мишка»; «Бычок»; «Мячик» из цикла «Игрушки». Данные произведения знакомы детям, поэтому мы уделим внимание развитию способности детей понимать, осознавать чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.
Перед сном можно прочитать детям стихотворение Георгия Афанасьевича Ладонщикова «Кукольная колыбельная».
Выбор, уважаемые педагоги, за вами. Правильно подобранное произведение, вовремя прочитанное, оказывает огромное влияние на детей, расширяет их кругозор, обогащает словарь, приобщает к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Примерный список литературы для чтения детям 4- 5 лет.
Тема «Детский сад. Игрушки».
Сказка
Поцепун Л. «Сказка о том, как мальчик Андрейка научился убирать игрушки».
Рассказы
Калинина Н. Д. «Разве так играют?»
Тайц Я. М. «Зверь».
Тайц Я. М. «Сколько!»
Ушинский К. Д. «Вместе тесно, а врозь скучно».
Стихотворения
Барто А. Л. «Игрушки». Чтение наизусть.
Благинина Е. А. «Наша Маша».
Валеева Р. «Куклы». Перевела с татарского Е. А. Благинина.
Вишневская А. «Работаю ребёнком».
Волгина Т. И. «Детский сад».
Гурина И. «Воспитатель».
Ладонщиков Г. А. «Кукольная колыбельная».
Лоткин Н. М. «Тихий час».
Мигунова Н. А. «Не разбрасывай игрушки по квартире», цикл «Правила поведения».
Найдёнова Н. П. «Пора по домам».
Найдёнова Н. П. «Я теперь большая».
Пришелец А. И. «Хорошо у нас в саду».
Саконская Н. П. «Волчок».
Шлыгин А. И. «Лепка».
Малые формы фольклора
Русская народная потешка «У нас полон дом ребят». Пересказал Л. И. Кузьмин.
Рассказы
Яков Моисеевич Тайц
«Зверь».
У Маши кубики.
На кубиках – картинки. Получаются разные звери.
Маша сложила льва. Потом верблюда. Потом свинью. Потом кошку.
Прибежал Миша, развалил всю кошку. Маша заплакала.
— Не плачь, Маша, — сказал Миша, — я тебе другого зверя сложу.
И стал складывать. Голова от козла. Ноги от льва. Хвост от свиньи. Спина от верблюда.
Маша смеётся. Вот какой смешной зверь получился!
Яков Моисеевич Тайц
«Сколько!»
Папа принёс Маше матрёшку и сказал:
— Вот тебе три игрушки.
— Почему три? — спросила Маша. — Одна матрёшка.
— Давай считать, — сказал папа. — Одна?
— Одна!
Папа открыл матрёшку, там другая, поменьше.
— Две?
— Две!
Папа открыл вторую, а там ещё одна, самая маленькая.
— Три?
— Три, — засмеялась Маша.
— То-то, — сказал папа.
Вот они, все матрёшки, стоят!
Константин Дмитриевич Ушинский
«Вместе тесно, а врозь скучно».
Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка».
Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол».
Дети расселись по разным углам; но скоро им обоим стало скучно.
Отчего детям стало скучно?
Надежда Дмитриевна Калинина
«Разве так играют?»
Задачи. Познакомить детей с рассказом Надежды Дмитриевны Калининой «Разве так играют?» Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Воспитывать отрицательное отношение детей к жадности.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ «Разве так играют?»
Пришли Саша с Алёшей в малышовую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы, и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Всё есть в кукольном уголке, всего много.
Алёша смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на всё посмотрел и сразу всё взять захотел. Подбежал он к кукольному уголку — мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берёт, и посуду берёт, и собачку к себе тянет — всё в одну кучу складывает:
— Не трогайте, не берите, я в игрушки играю!
Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.
Вот так мальчик! Разве так играют?
— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.
Вопросы к детям.
— Не трогайте, не берите, я в игрушки играю!
Правильно ли поступил Саша?
Дети, что бы вы сказали Саше?
Дети, а вы так играете, как Саша?
— Дети, когда кто-то не делится с товарищами, а всё забирает себе – это жадность. Жадность – всякому горю начало.
Стихотворения
Анна Вишневская «Работаю ребёнком». Я встану, маму разбужу. Надену сам штанишки. Умоюсь сам. И чай попью, И не забуду книжку. Меня работа уже ждёт. Я должен потрудиться! Покушать кашку, погулять, Поспать, повеселится! Я на работе целый день Пою, леплю, танцую. Потом попью, опять поем И букву нарисую. А если спросите меня, Отвечу очень громко: «Я в садике, я в садике Работаю ребёнком!» | Нина Петровна Найдёнова «Я теперь большая». В сокращении. Я теперь другая, Я теперь большая, Маме помогаю, Папе не мешаю. Мыть я научилась Чайную посуду; Если папа занят, Я шуметь не буду. За порядком всюду Я сама слежу. Я теперь большая – В детский сад хожу. |
Ирина Гурина «Воспитатель». Мама ходит на работу. И у папы много дел. Значит надо, чтобы кто-то И за нами приглядел! Кто накормит кашей с ложки, Кто нам сказку почитает, Кто наденет нам сапожки, Кто стихи и песни знает? Кто помирит, кто подскажет, Кто подружка и приятель, Кто нам фокусы покажет? Ну, конечно, воспитатель! | Николай Михайлович Лоткин «Тихий час». В детском садике у нас Тихий час. В этот час нам нужна Тишина. Мы сказали: — Чок! Чок! Чок! Язычок, Закрываем тебя В сундучок. Запираем сундучок На крючок. Все ребятки – на кроватки, Все молчок! Потому что у нас Тихий час. Потому что нужна Ти-и – ши-и – на-а. — Дети, наступает тихий час, тишина нужна сейчас. Вы здоровье сохраните и энергию копите. |
Антон Ильич Пришелец «Хорошо у нас в саду». Детский сад у нас хорош – Лучше сада не найдёшь, И споём мы о том, Как мы весело живём! Хорошо у нас в саду, Не дождусь, когда пойду. Мама, раньше разбуди, Раньше в садик отведи! Чижик песенки поёт, Белка семечки грызёт; Тут у нас – все друзья, Без друзей жить нельзя! Мы играем целый день, Целый день играть не лень! Кто зайдёт, будет рад, – Вот какой наш детский сад! | Алексей Иванович Шлыгин «Лепка». Что за чудо эта лепка! Лепит сказку наша Лина: — Вот вам грядка. Вот вам репка, Вот вам дед из пластилина. Это – бабка, Это – внучка, Это – кошка, Это – Жучка. Вот к концу подходит лепка, Но не двигается репка… Тянут репку долго слишком. Чуть не плача смотрит Лина. — В чем же дело? — Ой, на мышку Не хватило пластилина… |
Татьяна Ильинична Волгина «Детский сад». Рано утром детский сад Малышей встречает, Там игрушки ждут ребят, В уголке скучают. Красный мяч, синий мяч, Куклы, медвежата... Детский сад, детский сад Любят все ребята. Мы водили хоровод, Голубей кормили, Поливали огород, Песенку учили. Вот стемнело во дворе, Нам пора прощаться… С детским садом детворе Жалко расставаться! | Нина Петровна Найдёнова «Пора по домам». Нам пора по домам, Сколько пап, сколько мам! Папа твой, папа мой Забирают нас домой. Мы расскажем им про то, Как играли мы в лото, В теремок, в каравай, Как построили трамвай. Мы расскажем им сейчас, Сколько рыбок есть у нас, Как кормили мы их – Наших рыбок золотых. Нам пора по домам, Сколько пап, сколько мам! Папа твой, папа мой Забирают нас домой. |
Нина Павловна Саконская «Волчок». Мой волчок – на тонкой ножке, С деревянной головой. Покрутил его немножко, Оказалось – он живой! Он и пляшет, и поёт, И гудит, как самолёт. Он бежит бегом, Он жужжит жуком. Покружился мой волчок, Завалился на бочок, Лёг на коврик – И молчок... | Елена Александровна Благинина «Наша Маша». Считалочка Наша Маша Рано встала, Кукол Всех Пересчитала: Две Матрёшки На окошке, Две Аринки На перинке, Две Танюшки На подушке, А Петрушка В колпачке На дубовом Сундучке! |
Резеда Валеева «Куклы». Перевела с татарского Елена Александровна Благинина. Куклы, куколки, кутлятки, В новом доме всё в порядке! Приглашения не ждите, Двери отперты – входите! Только, чур, живите, дружно, Ссор, раздоров вам не нужно! Вы ведь умные ребятки, Куклы, куколки, кутлятки, | Георгий Афанасьевич Ладонщиков «Кукольная колыбельная». Тихо входит синий вечер В комнату мою. Спите, куклы-человечки, Баюшки-баю. Уложу вас всех в кроватку, Песню вам спою. Спите, детки, сладко-сладко, Баюшки-баю. Понимаете вы сами, Как я устаю. Целый день вожусь я с вами, Баюшки-баю. Уложила, укачала Кукол всю семью, И сама я задремала, Баюшки-баю. |
Чтение стихотворений наизусть по выбору педагога.
Агния Львовна Барто
«Игрушки».
Задачи. Формировать умение детей выразительно читать наизусть небольшие стихотворения. Развивать способность детей понимать, осознавать чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать. Совершенствовать интонационную выразительность речи детей.
Чтение.
— Дети, предлагаю вам вспомнить короткие стихотворения о игрушках русской детской поэтессы Агнии Львовны Барто. Стихотворение Агнии Барто «Лошадка».
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
— Дети, как вы думаете, что чувствует хозяин лошадки?
— Хозяин лошадки гордится своей лошадкой. С какой интонацией вы прочитаете это стихотворение?
— Дети, а можно это стихотворение прочитать грустно?
— Стихотворение «Лошадка» читается торжественно, радостно, с гордостью о красивой лошадке. Педагог читает стихотворение.
— Дети, кто хочет прочитать это стихотворение со сцены?
Желающие дети читают стихотворение.
— Спасибо, юные артисты.
— Стихотворение Агнии Барто «Зайка».
Зайку бросила хозяйка –
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
— Дети, что вы можете сказать о девочке, хозяйки зайки, какая она?
— Хозяйка зайки равнодушная, беспечная, ленивая. Дети, как вы думаете, что почувствовал зайка, когда его бросила хозяйка?
— Зайка холодно, грустно, страшно под дождём. Дети, с какой интонацией вы прочитаете это стихотворение?
— Можно прочитать стихотворение грустно, жалко зайку. Можно прочитать стихотворение сердито, рассердится на тех детей, кто бросил зайку. Дети, а можно это стихотворение прочитать радостно? Почему?
Педагог читает стихотворение.
— Дети, кто хочет прочитать это стихотворение со сцены?
Желающие дети читают стихотворение.
— Спасибо, юные артисты.
— Стихотворение Агнии Барто «Мишка».
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу –
Потому что он хороший.
— Дети, что вы можете сказать о детях, которые уронили мишку на пол, какие они?
— Дети, которые обижают других бессердечные, бездушные, жестокие. Дети, что вы можете сказать о девочке, которая нашла мишку, какая она?
— Девочка милосердная, справедливая, заботливая, любящая, добрая. Дети, как вы думаете, что почувствовала девочка, когда увидела мишку?
— С какой интонацией вы прочитаете это стихотворение?
— Первые строчки стихотворения читаются грустно или сердито.
Педагог читает оба варианта.
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
— Нам жалко мишку, грустно, что его обидели. Мы сердимся на тех, кто обидел мишку. Следующие строчки стихотворения читаем решительно или ласково.
Педагог читает оба варианта.
Все равно его не брошу –
Потому что он хороший.
— Мы не бросим мишку, потому что мы его любим.
Педагог читает стихотворение.
— Дети, кто хочет прочитать это стихотворение со сцены?
Желающие дети читают стихотворение.
— Спасибо, юные артисты.
— Стихотворение Агнии Барто «Бычок».
Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
— Дети, как вы думаете, что чувствует бычок?
— Бычок боится идти по доске. С какой интонацией вы прочитаете это стихотворение?
— Дети, а можно это стихотворение прочитать радостно? Почему?
Педагог читает стихотворение.
— Дети, кто хочет прочитать это стихотворение со сцены?
Желающие дети читают стихотворение.
— Спасибо, юные артисты.
— Стихотворение Агнии Львовны Барто «Мячик».
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
«Тише, Танечка, не плачь –
Не утонет в речке мяч!»
— Дети, как вы думаете, какие эмоции испытывала Таня, когда уронила в речку мячик?
— Тане грустно, она плачет. Дети, что почувствовала Таня, когда ей объяснили, что мячик не утонет?
— Сначала Тане почувствовала грусть, печаль, а затем радость, веселье. Дети, я буду читать стихотворение, а вы, мои юные артисты, покажите чувство Тани с помощью мимики и жеста.
Педагог медленно читает стихотворение, дети играют этюд.
— Замечательно! Спасибо, дети, вы прекрасные артисты. Грусть и радость Тани изобразили, чувства мимикой правильно отразили. Дети, а теперь представьте, как вы будете читать стихотворение. Первые строчки стихотворение «Наша Таня громко плачет: уронила в речку мячик» мы читаем как?
— Первые строчки мы читаем грустно, мы сочувствуем Тане. Дети, а следующие строчки «Тише, Танечка, не плачь – не утонет в речке мяч!» как вы прочитаете?
— Мы успокаиваем Таню ласково, нежно, объясняем ей, что мяч не утонет.
Педагог читает стихотворение.
— Дети, кто хочет прочитать это стихотворение со сцены?
Желающие дети читают стихотворение.
— Спасибо, юные артисты.
— Стихотворения Агнии Львовны Барто небольшие, короткие, но сколько эмоций они отражают.
Наталья Алексеевна Мигунова
«Не разбрасывай игрушки по квартире».
Однажды от лисички,
Весёлой хохотушки,
Ушли совсем из дома
Любимые игрушки.
Играет если Лисонька –
Игрушки разбросает,
А старенькая бабушка
Потом их собирает.
Не выдержали куклы
Такого обращенья,
А кубики да мячики –
Такого униженья.
Решили все игрушки
От Лисоньки уйти
И нового, хорошего
Хозяина найти.
Сказка
Людмила Поцепун
«Сказка о том, как мальчик Андрейка научился убирать игрушки».
— Дети, внимание ваше привлекаю, одну историю рассказать желаю. Слушайте, пожалуйста, внимательно. «Сказка о том, как мальчик Андрейка научился убирать игрушки».
В некотором городе, в некоторой квартире жил-был мальчик Андрейка. Нет, конечно, он жил не один, а с мамой и папой. У Андрейки было очень много игрушек. Мягкие медвежата и зайчата, поезд с вагончиками, хоккей, конструкторы, трансформеры, машинки…. Но вот незадача: вечером мальчик не любил убирать игрушки на свои места. За него всегда это делала мама.
Однажды, мама сказала: «Сыночек, ты уже совсем большой и взрослый, надо самому убирать свои игрушки». Но Андрейке вовсе не хотелось убирать игрушки, и он бежал смотреть «Спокойной ночи, малыши».
Утром мама рассказала мальчику, что ночью ей совсем не спалось. И она совершенно случайно подслушала, как разговаривали его игрушки. Они жаловались Фее Чистоты, что их любимый мальчик не хочет вечером укладывать их спать. Они даже стали думать, что он их больше не любит. (А для игрушек это самое страшное – узнать, что любимый хозяин их не любит).
Фея Чистоты пообещала игрушкам, что каждую ночь будет забирать с собой по одной игрушке, если Андрейка не научится их убирать. А если, наоборот, он станет выполнять свои маленькие обязательства перед игрушками, она сделает ему волшебный подарок.
У Андрейки глаза загорелись.
— Мама, а Фея Чистоты выполняет свои обещания?
— Конечно. Она же добрая Фея и делает только добрые дела.
— А разве это доброе дело – забирать мои игрушки? – спросил Андрейка.
— Она заберёт их, только если ты не будешь внимательно следить за своими игрушками и беречь их. А если ты будешь убирать их, прежде чем пойдёшь спать, она, возможно, даже подарит тебе новую игрушку.
Мальчик был в восторге. Он твёрдо решил, что, начиная с сегодняшнего вечера, все его игрушки будут ночевать на своих местах. Однако, быстро ли медленно ли время идёт, к вечеру Андрейка совсем забыл о своём намерении. И разбаловавшись, еле-еле себя-то уложил спать.
А когда утром проснулся, то с удивлением обнаружил, что нет его любимого Мишки. Он стал бегать по квартире и искать его. Но мягкого друга нигде не было.
— Мама, мама, а где мой Мишка?
— Не знаю, сынок, наверное, он ушёл вместе с Феей Чистоты.
На глаза Андрейки накатили слезы. Но он из последних сил сдержал их и не заплакал. Ведь он был уже взрослый и понимал, что он – мужчина, и несёт ответственность за свои поступки.
Только вот вечером, он самостоятельно собрал все игрушки и заботливо разложил по полочкам. Закрыл в гараже машинки. Собрал все кубики в ведёрко. Детали конструктора положил в коробку, а собранный днём самолёт – аккуратно поставил на стол, чтобы не сломался. Он пожелал всем игрушкам спокойной ночи и лёг спать.
А утром на его подушке лежал его любимый Мишка и большая коробка с роботом, о котором он так мечтал. Малыш был счастлив.
— Мама, Мишка вернулся. И друга с собой привёл. Правда, здорово? Я теперь никогда не буду обижать свои игрушки! Обещаю!
С тех пор Андрейка действительно, стал убирать все свои игрушки по местам.
Тут и сказки конец, а кто слушал – молодец!
— Дети, назовите, пожалуйста, вашу самую любимую игрушку.
— Игрушки – наши друзья. Дети, какие обязанности есть у нас перед игрушками?
— Дети, игрушки не ломаем, всегда после игры на место убираем.
Малые формы фольклора
Во время завтрака читаем детям русскую народную потешку.
Русская народная потешка
«У нас полон дом ребят».
Пересказал Лев Иванович Кузьмин.
У нас полон дом ребят.
Все в окошечки глядят.
Все по лавочкам сидят.
Кашу с маслицем едят.
Каша масленая.
Ложка крашеная.
Завитушками
Разукрашенная.
Ложка гнётся.
Рот смеётся.
Душа радуется!
Источники художественных произведений.
Журнал "Мурзилка", 1957, № 9. Москва, «Молодая гвардия», 1957 г.
Журнал "Мурзилка", 1974, № 3. Москва, «Молодая гвардия», 1974 г.
Барто А. Л. «Игрушки». Москва, «Детская литература», 1980 г.
Благинина Е. А. «Осень спросим». Москва, «Детская литература», 1956 г.
Калинина Н. Д. «Малыши». Москва, Детгиз, 1959 г.
Ладонщиков Г. А. «Про больших и маленьких». Москва, «Детская литература», 1990 г.
Мигунова Н. А. «Правила поведения для малышей». Ростов-на-Дону, 2013 г.
Найдёнова Н. П. «Мы – дружные ребята». Москва, «Советская Россия», 1960 г.
Саконская Н. П. «Волчок». Москва, Детгиз, 1955 г.
Сборник «Музыка в детском саду». Выпуск 5. Москва, «Музыка», 1967 г.
Сборник «Хрестоматия для младшей группы». Москва, «Самовар», 2014 г.
Сборник «Хрестоматия для средней группы». Москва, «Самовар», 2014 г.
Сборник «Учите детей петь». Москва, «Просвещение», 1985 г.
Тайц Я. М. «Кубик на кубик». Москва, Детгиз, 1957 г.
Ушинский К. Д. «Малышам». Москва, Детгиз, 1957 г.
Шлыгин А. И. «Посадил я деревца». Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство, 1977 г.