Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 27»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:
«Влияние ритмической гимнастики на физическое развитие ребёнка».
Подготовил: инструктор Ф.К. Орехова Ирина Николаевна
Зато Северск
Ни для кого не секрет, что двигательная активность – необходимое условие самой жизни. Эволюционное развитие человека предопределило нормальное функционирование всех его систем и органов в условиях активной двигательной деятельности. Если ребёнка ограничивать в этой естественной потребности, то постепенно его природные задатки утрачивают своё значение. Также снижение двигательной активности отрицательно сказывается на здоровье. Среди многих определений здоровья особенно популярна точка зрения, согласно которой оценкой здоровья человека служит его аэробная производительность – максимальное количество кислорода, которое он способен усвоить за минуту в расчёте на килограмм массы тела. Аэробная производительность тем больше, чем лучше тренирован организм.
Аэробика или ритмическая гимнастика, как её ещё называют, является хорошим методом тренировки сердца, органов кровообращения и дыхания всех возрастов. Физическая тренировка надёжно повышает жизненные силы организма. Механизм её сводится к регулированию взаимоотношения процессов утомления и восстановления.
В ритмической гимнастике привлекает возможность дозирования и учёта того благоприятного влияния, ради которого проводится тренировка. Подсчёт очков, соответствующих величине и интенсивности выполненной работы и в конечном счёте количеству потребляемого кислорода, при этом становится стимулом к тренировочным занятиям.
В ритмической гимнастике преобладает принцип «Делай, как я». Ритмическая гимнастика – это гимнастика и танец одновременно. Нужно сделать и необходимые движения, и свободно пофантазировать под музыку. Выполняя музыкально – ритмические упражнения, ребёнок развивает самостоятельность, активизирует свою творческую инициативу. Танец и музыка, как самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребёнка, и в этом заключается сила воспитательного воздействия.
Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребёнка, богаче становятся переживания. С раннего возраста ребёнок движениями выражает свои чувства, рождённые музыкой (ритмично прихлопывает, приплясывает). Танцуя, ребёнок упражняется в движении, осваивает его. Выполняя ритмическую гимнастику, дети развивают в себе быструю реакцию на изменения в музыке, инициативу в выполнении задания, проявляют себя творчески. Развитие музыкально – ритмических движений на каждом этапе происходит различно. Уже в младшем возрасте ребёнок откликается на музыку эмоционально, что выражается в мимике, жестах. Но движения ещё неточны и порой несогласованны с музыкой. На четвёртом году жизни дети чувствуют смену контрастных частей музыки, могут выполнить небольшие ритмические связки. Но так, как они ещё плохо ориентируются в пространстве, то необходимо учить их двигаться в соответствии с ярко – контрастным характером музыки. Научиться двигаться в медленном, быстром темпе, реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать несложные имитационные движения игровых образов (птички летают, лошадки скачут, кошечка злая, добрая, зайчики прыгают, водичка стекает и т.д.)
На пятом году жизни у детей уже есть опыт слушания музыки, они могут узнавать знакомые мелодии и соответственно движения к ним. Движения детей становятся более ритмичными, согласованными с началом и окончанием звучания музыки. Дети выполняют более разнообразные движения (прямой галоп, движения парами, притопы одной, двумя ногами и т.д.)
Дети шестого и седьмого года жизни уже произвольно владеют навыками выразительного и ритмичного выполнения движений. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные способности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения со сменой частей музыкального произведения со вступлением. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъёмом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседа и т.д.)
В старшей группе от детей требуется эмоционально – выразительное исполнение движений, а в подготовительной к школе группе уже больше уделяется внимание технике выполнения движений.
Ритмическая гимнастика – это лёгкое, свободное, чёткое, красивое выполнение движений, связок в соответствии с музыкой. Для этого необходимо многократное выполнение одного и того же движения – упражнения. Упражнения преследуют цель научить детей выполнять музыкально – ритмические задания, выработать технику движений. Упражнения тесно связаны с танцем и направлены на осуществление развития музыкального восприятия и ритмичности детей. Ритмическая гимнастика не просто полезное занятие, но и приятное. Упражнения выполняются в высоком темпе в течении определённого времени, без остановок, с большим потреблением кислорода. Ритм, прочувствованный телом, даёт ритмический толчок всему организму. Главный результат ритмической гимнастики вообще – создание повышенной способности сосредоточиться, которое достигается систематическим направлением внимания и устранением склонности отвлекаться. Ритмическая гимнастика развивает тело и душу, вырабатывает правильную осанку.
И так, ритмическая гимнастика – гимнастика, рождающая радость, грацию, пластику и красоту!