СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация "Экологическое воспитание детей : зачем это нужно?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация "Экологическое воспитание детей : зачем это нужно?"»

Экологическое воспитание детей: зачем это нужно



Экология — не просто модное слово, которое используется где надо и не надо. Планета, на которой мы живем, не так уж велика, а запасной пока не имеется. «Венец природы», Человек, так относился к своему единственному месту жительства, что Земля уже не может самостоятельно восстановить свое планетарное здоровье: экологический кризис становится все более угрожающим. Только экологически осмысленное поведение каждого жителя планеты может помочь в ее спасении от постепенного разрушения.

Но для этого необходимо формировать новый, ответственный тип мышления, прививать новым поколениям экологическую культуру.

В конце ХХ века появился термин — экология личности, ставший одним из аспектов нравственности. Невозможно воспитать нравственного человека, не привив ему культуры бережного отношения к миру, в котором он живет.

Важность экологического воспитания для развития личности ребенка

  • Экологическое воспитание детей — это не только готовность беречь природу, но и формирование основ нравственности.

  • Получение новых знаний об окружающем мире, происходящих в нем процессов и обитающих рядом с человеком живых организмах способствует развитию интеллекта.

  • Способность ощущать красоту природы развивает эстетическое чувство.

  • Наблюдения за природными явлениями, растениями, животными развивают внимание, способность концентрироваться, память.

  • Уход за растениями и животными помогает воспитать аккуратность и ответственность, отзывчивость и умение сострадать.

Роль родителей и воспитателей


В последнее время в социальных сетях нередко появляются сообщения о проявлениях жестокости по отношению к животным и людям. Все это — последствия упущений в воспитании, отсутствие нравственного отношения к природе, не сформировавшейся способности к сопереживанию.

Самое подходящее время для начала воспитания экологической культуры — дошкольный возраст. Именно в это время закладываются основы личности и происходит формирование отношения к миру.

Как и во всем остальном, главный инструмент воспитания — личный пример взрослых. Родители могут говорить много слов, но если при этом отец не считает зазорным пнуть кошку, мать отвозит в приют надоевшую собаку, и все вместе оставляют на месте пикника горы мусора — слова окажутся бессмысленными.

В садике может быть отличный живой уголок. Но занятия в нем не оставят большого следа, если на глазах у детей воспитатель прогонит камнями случайно забредшую на игровую площадку дворнягу.

К сожалению, многие родители и педагоги не уделяют достаточного внимания экологии личности своих воспитанников. В итоге может сформироваться человек с деформированными представлениями о нравственности, морали, гуманности и ответственности каждого человека за условия обитания всего человечества.

Способы воспитания правильного отношения к природе в дошкольном возрасте


Маленький ребенок познает мир всеми органами чувств. Все интересное ему хочется схватить, ощутить всеми органами чувств, проверить на прочность. Именно в этом возрасте можно и нужно начинать формировать бережное отношение ко всему живому.

  • Можно учиться осторожно гладить кошку и собаку — так, чтобы удовольствие от процесса получали обе стороны.

  • Полезно наблюдать за птичками или белочками — тихо, терпеливо и бережно, чтобы не испугать. Взрослым стоит привлекать внимание ребенка к тому, какие разные птицы живут вокруг нас, как они отличаются по оперению, размерам, поведению и голосам. Даже самая обычная ворона может стать источником позитива — эти умные птицы часто демонстрируют интереснейшее поведение и смекалку.

  • Растения тоже дают обширное поле для наблюдений и получения разнообразного опыта. Цветы можно нюхать и рассматривать, развивая понятие о цвете. Листья можно сравнивать по форме и размеру, они отлично иллюстрируют смену времен года.

  • С детьми постарше можно вместе ухаживать за растениями и животными. Очень полезно дать ребенку возможность посадить и вырастить цветок или дерево. Поняв на собственном опыте, сколько времени требуется на это, сколько терпения и труда, он вряд ли станет бездумно срывать цветы на клумбе или ломать ветки.

Хорошо, если в семье есть домашние питомцы. Но заводить животное «для ребенка», если родители не готовы взять на себя ответственность за благополучие питомца, недопустимо. Это касается всех — рыбок, попугайчиков, хомячков, котят и собачек. Несчастное существо, не получающее должного ухода — наихудший пример отношения к животным. Как, впрочем, и равнодушное избавление от надоевшего и ненужного питомца. Родители забудут о выброшенном зверьке через неделю, а у ребенка это происшествие останется в памяти на долгие годы.

Куда сходить с ребенком


Если нет желания и возможности содержать дома животных или выращивать цветы, можно учить малыша любви к природе в специально созданных для этого местах.

  • Зоопарк — хорошее место для длинной воскресной прогулки. Но в зоопарк стоит водить детей только в том случае, когда он хорошо оборудован, животные содержатся в нем в хороших условиях. От посещения передвижного зверинца, в котором звери обречены сидеть в тесных темных клетках, где они лишены ухода, а зачастую и нормального питания, необходимо отказаться. Сильнейшие впечатления от знакомства с представителями животного мира могут внушить малышу уважение к природе на всю жизнь.

  • Выставки собак и кошек. Во многих городах несколько раз в год проводятся выставки породистых животных, на которых специально для детей устраивают интересные шоу и представления, рассказывают о собаках и кошках, учат правильному общению с ними. Но будьте готовы к тому, что после каждого посещения малыш будет просить завести питомца.

  • Во многих городах существуют эко-фермы, где проводятся познавательные экскурсии для детей и взрослых. Там можно посмотреть на коров, лошадей, овец, домашнюю птицу, покормить их. Часто предлагается катание на лошадях или собачьих упряжках. Там же можно увидеть, как растут на полях и в садах фрукты и овощи, которые горожане покупают в магазинах.

  • Выбирая, куда сходить с ребенком, не забывайте про дендрарии, ботанические сады и выставки цветов, комнатных и садовых растений. Очень интересным может стать посещение краеведческого и зоологического музея.

После возвращения с экскурсии предложите ребенку нарисовать то, что он видел и запомнил.

Дети любят слушать и сочинять истории и сказки, и это дает родителям отличную возможность рассказывать им о природе. Все, что было замечено на прогулке, может стать основой сюжета для истории, сочинять которую лучше всего вместе.

Все это требует времени, терпения и хотя бы минимальных знаний — чтобы было о чем рассказать ребенку, отвечать на его вопросы. Но не пренебрегайте экологическим воспитанием. Сегодняшние взрослые оставляют своим детям планету в далеко не самом лучшем состоянии. Пускай хотя бы следующие поколения научатся беречь мир, в котором жить их потомкам. Другого подходящего пока не найдено.