СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация "Экономическое воспитание детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке указана теретическая обоснованность вопросам экономического образования детей в ДОУ, акцент сделан на создание условий для работы воспитателя по вопросам экологического воспитания

Просмотр содержимого документа
«Консультация "Экономическое воспитание детей дошкольного возраста"»

Консультация

«Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»


Мудр не тот, кто много знает,

а тот, чьи знания полезны

Эсхил

На первый взгляд слова «ребенок» и «экономика» кажутся несовместимыми. Уже в раннем возрасте ребенок узнает, что такое «мое», «наше», «дорого», «цена», «деньги», «продавать», «покупать. Детей этого возраста надо приучать быть аккуратными, бережно относиться к вещам, игрушкам. А уже в дошкольном возрасте работа должна приобретать целенаправленность деятельности. Таким образом, дети мимо воли получают элементарные экономические знания.

К предпосылкам экономического образования относятся знания, которые ранее получены детьми из области экономики, наличие интереса, любознательности. достаточного уровня мышления, желание ребенка к экономическому познанию.

Вопросы экономического воспитания рассматривали в своих трудах многие педагоги: О.Е. Люнгрин , А.Д. Шатова, Е.А. Курак, У.Н. Габих и др. Проблемы приобщения детей дошкольного возраста к экономике, суть работы отмечают Л.Н. Галкина, О.В. Дыбина, А.В. Журавлева.

Так, О.Е. Люнгрин отмечает, что «основы экономической культуры легче зарождаются и проявляются в игре», раскрывает 4 блока работы с детьми по экономическому воспитанию: «Семейная экономика», «Потребности и возможности», «Деньги и цена», «Мой город. Моя страна» [4].

А.Д. Шатова указывает на необходимость знаний детей дошкольного о труде и его особенностях: производство, средства, трудовые действия; процесс изготовления игрушек; деньгах и их назначении, различных профессиях и др.[3].

Е. А. Курак, Л.А. Михерева указывают на методы приобщения детей к основам экономики: игры экономического содержания, чтение произведений художественной литературы, решение ситуаций, проблем на основе моделирования, беседы-полилога. Все это будет способствовать развитию экономической грамотности [2].

У.Н. Габих У.Н. раскрывает основы экономического воспитания посредством занимательных заданий.

А.В. Белошистая указывает, на влияние математического развития в формировании познавательных способностей детей. Математические категории – измерение (мера), счет, вычисление (решение примеров) используются в экономике. Таким образом, знания по математике – основа развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений. В процессе жизненного опыта ребенок осознанно будет применять эти знания в области экономики [1].

Согласно ФОП ДО в обучающий процесс с детьми старшего дошкольного возраста вводятся основы финансовой грамотности. Это: понятие «деньги» (природа, функции, умение считать); «семейный бюджет» (умение экономить, тратить).

Л. Питер указывал, что «экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».

Рассмотрим понятие – экономическое воспитание дошкольников.

Экономическое воспитание дошкольников - экономическая педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование у дошкольников элементарных экономических знаний и экономического сознания.


ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Целенаправленное педагогическое влияние с целью усвоения:









Формирования экономической культуры, нравственно-культурных качеств личности

Экономических навыков

Экономических знаний









Цель экономического воспитания: развитие экономических знаний детей посредством обогащения различных видов детской деятельности.

Задачи экономического воспитания обучающихся ДОУ:

1.введение детей в мир экономики, ознакомление с понятиями;

2.формирование экономического мышления;

3.активизация и мотивация детей посредством современных педагогических технологий, игровых методов обучения (дидактические игры, игры драматизации, игровые ситуации), опытов;

4.своевременная корректировка негативных личностных проявлений в области экономических отношений;

5. поддержка самостоятельности, инициативности ребенка в вопросах экономического воспитания;

6.выработка единого педагогического подхода со стороны педагогического

коллектива и родителей (законных представителей) в сфере экономического

воспитания.

Вопросы, которые рассматриваются в работе с детьми дошкольного возраста по теме «Экономика. Что это?»

1.Элементарные знания законов экономики. Ознакомление с экономической терминологией.

2.Семейный бюджет и потребности семьи.

3.Ресурсы (природные, человеческие) их влияние на окружающий мир.

4.Приемы рациональной деятельности.

5.Социальная значимость труда.

6.Партнерские отношения.

7.Умение обосновать свой выбор.

8.Забота о здоровье (своем, других).

Воспитатель создает условия для раскрытия ребенку предметного мира как мира духовных и материальных ценностей. В процессе познания обучает соответствующим формам поведения.

Особенности образовательной деятельности отражают систему педагогического взаимодействия.

I. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации обучения: занятия (тематические, интегрированные, комплексные), наблюдения, беседы, вечера досуга, развлечения.

II.Совместная (партнерская) деятельность педагога и детей: диагностика, проекты, игровые ситуации, кроссворды, ребусы, чтение художественной литературы, составление схем, беседы, игры (инсценировки, дидактические, логические, настольные), трудовая деятельность, изготовление атрибутов.

III.Самостоятельная деятельность детей: разные виды игр, изодеятельность и конструирование, строительные игры, театрализация, музыкально-дидактическая деятельность, труд, коллекционирование, презентация своей деятельности и пр.

В работе с обучающимися ДОУ целесообразно использовать ряд экономических игр. На первом этапе работы это:

-дидактические игры для формирования ЗУН экономической направленности;

-игра-обобщение – раскрытие содержания сложных экономических понятий путем группирования простых;

-игра-диалог – вопрос-ответ для раскрытия экономических понятий;

-экономическое лото – раскрытие взаимосвязи, взаимозависимости между разными экономическими понятиями;

-экономические пазлы – группировка простых понятий.

На втором этапе работы:

-игра-ситуация– разбор способов поведения в определенной экономической ситуации;

-игра-включение – принятие оптимального решения на основе выбора высказанных детьми идей;

-игра-альтернатива – нахождение экономического компромисса;

-игра-эксперимент – нахождение выхода их решения экономической задачи способом проб и ошибок.

На третьем этапе:

-ролевая игра – использование ранее полученных знаний в игре;

-презентация – проектная деятельность для раскрытия экономических отношений и процессов;

-экономическая театрализация – выполнение социально-экономических ролей в указанных условиях;

-игра-соревнование – нахождение лучшего знатока социально-экономических процессов;

-игра-стратегия – применение усвоенных экономических знаний в разных ситуациях, согласование собственной деятельности с другими детьми.

Вывод: современный этап требует творческого подхода каждого педагога к проблеме экономического воспитания детей. Важно начинать работу с детьми 2-3 лет, от простого к сложному, через разные виды деятельности на основе развивающего игрового обучения.


Литература:

1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

2. Курак Е.А., Михерева Л.А. Экономическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ СФЕРА, 2002.

3.Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5-7 лет. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2015

Интернет ресурс

4.Люнгрин, О. Е. Экономическое воспитание дошкольников / О. Е. Люнгрин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 349-351. — URL: https://moluch.ru/archive/142/39933/ (дата обращения: 18.10.2023).
5.Карпова С.И., Иванова В.С. теоретические вопросы экономического воспитания детей дошкольного возраста /С.И. Карпова, В.С. Иванова – Текст:// Психолого-педагогический журнал ГАУДЕАМУС т.1 – 2012 - №4. – С. 272 — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-voprosy-ekonomicheskogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta/viewer

(дата обращения: 18.10.2023)