Консультация
«Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»
Мудр не тот, кто много знает,
а тот, чьи знания полезны
Эсхил
На первый взгляд слова «ребенок» и «экономика» кажутся несовместимыми. Уже в раннем возрасте ребенок узнает, что такое «мое», «наше», «дорого», «цена», «деньги», «продавать», «покупать. Детей этого возраста надо приучать быть аккуратными, бережно относиться к вещам, игрушкам. А уже в дошкольном возрасте работа должна приобретать целенаправленность деятельности. Таким образом, дети мимо воли получают элементарные экономические знания.
К предпосылкам экономического образования относятся знания, которые ранее получены детьми из области экономики, наличие интереса, любознательности. достаточного уровня мышления, желание ребенка к экономическому познанию.
Вопросы экономического воспитания рассматривали в своих трудах многие педагоги: О.Е. Люнгрин , А.Д. Шатова, Е.А. Курак, У.Н. Габих и др. Проблемы приобщения детей дошкольного возраста к экономике, суть работы отмечают Л.Н. Галкина, О.В. Дыбина, А.В. Журавлева.
Так, О.Е. Люнгрин отмечает, что «основы экономической культуры легче зарождаются и проявляются в игре», раскрывает 4 блока работы с детьми по экономическому воспитанию: «Семейная экономика», «Потребности и возможности», «Деньги и цена», «Мой город. Моя страна» [4].
А.Д. Шатова указывает на необходимость знаний детей дошкольного о труде и его особенностях: производство, средства, трудовые действия; процесс изготовления игрушек; деньгах и их назначении, различных профессиях и др.[3].
Е. А. Курак, Л.А. Михерева указывают на методы приобщения детей к основам экономики: игры экономического содержания, чтение произведений художественной литературы, решение ситуаций, проблем на основе моделирования, беседы-полилога. Все это будет способствовать развитию экономической грамотности [2].
У.Н. Габих У.Н. раскрывает основы экономического воспитания посредством занимательных заданий.
А.В. Белошистая указывает, на влияние математического развития в формировании познавательных способностей детей. Математические категории – измерение (мера), счет, вычисление (решение примеров) используются в экономике. Таким образом, знания по математике – основа развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений. В процессе жизненного опыта ребенок осознанно будет применять эти знания в области экономики [1].
Согласно ФОП ДО в обучающий процесс с детьми старшего дошкольного возраста вводятся основы финансовой грамотности. Это: понятие «деньги» (природа, функции, умение считать); «семейный бюджет» (умение экономить, тратить).
Л. Питер указывал, что «экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».
Рассмотрим понятие – экономическое воспитание дошкольников.
Экономическое воспитание дошкольников - экономическая педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование у дошкольников элементарных экономических знаний и экономического сознания.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Целенаправленное педагогическое влияние с целью усвоения:
Формирования экономической культуры, нравственно-культурных качеств личности
Экономических навыков
Экономических знаний
Цель экономического воспитания: развитие экономических знаний детей посредством обогащения различных видов детской деятельности.
Задачи экономического воспитания обучающихся ДОУ:
1.введение детей в мир экономики, ознакомление с понятиями;
2.формирование экономического мышления;
3.активизация и мотивация детей посредством современных педагогических технологий, игровых методов обучения (дидактические игры, игры драматизации, игровые ситуации), опытов;
4.своевременная корректировка негативных личностных проявлений в области экономических отношений;
5. поддержка самостоятельности, инициативности ребенка в вопросах экономического воспитания;
6.выработка единого педагогического подхода со стороны педагогического
коллектива и родителей (законных представителей) в сфере экономического
воспитания.
Вопросы, которые рассматриваются в работе с детьми дошкольного возраста по теме «Экономика. Что это?»
1.Элементарные знания законов экономики. Ознакомление с экономической терминологией.
2.Семейный бюджет и потребности семьи.
3.Ресурсы (природные, человеческие) их влияние на окружающий мир.
4.Приемы рациональной деятельности.
5.Социальная значимость труда.
6.Партнерские отношения.
7.Умение обосновать свой выбор.
8.Забота о здоровье (своем, других).
Воспитатель создает условия для раскрытия ребенку предметного мира как мира духовных и материальных ценностей. В процессе познания обучает соответствующим формам поведения.
Особенности образовательной деятельности отражают систему педагогического взаимодействия.
I. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации обучения: занятия (тематические, интегрированные, комплексные), наблюдения, беседы, вечера досуга, развлечения.
II.Совместная (партнерская) деятельность педагога и детей: диагностика, проекты, игровые ситуации, кроссворды, ребусы, чтение художественной литературы, составление схем, беседы, игры (инсценировки, дидактические, логические, настольные), трудовая деятельность, изготовление атрибутов.
III.Самостоятельная деятельность детей: разные виды игр, изодеятельность и конструирование, строительные игры, театрализация, музыкально-дидактическая деятельность, труд, коллекционирование, презентация своей деятельности и пр.
В работе с обучающимися ДОУ целесообразно использовать ряд экономических игр. На первом этапе работы это:
-дидактические игры для формирования ЗУН экономической направленности;
-игра-обобщение – раскрытие содержания сложных экономических понятий путем группирования простых;
-игра-диалог – вопрос-ответ для раскрытия экономических понятий;
-экономическое лото – раскрытие взаимосвязи, взаимозависимости между разными экономическими понятиями;
-экономические пазлы – группировка простых понятий.
На втором этапе работы:
-игра-ситуация– разбор способов поведения в определенной экономической ситуации;
-игра-включение – принятие оптимального решения на основе выбора высказанных детьми идей;
-игра-альтернатива – нахождение экономического компромисса;
-игра-эксперимент – нахождение выхода их решения экономической задачи способом проб и ошибок.
На третьем этапе:
-ролевая игра – использование ранее полученных знаний в игре;
-презентация – проектная деятельность для раскрытия экономических отношений и процессов;
-экономическая театрализация – выполнение социально-экономических ролей в указанных условиях;
-игра-соревнование – нахождение лучшего знатока социально-экономических процессов;
-игра-стратегия – применение усвоенных экономических знаний в разных ситуациях, согласование собственной деятельности с другими детьми.
Вывод: современный этап требует творческого подхода каждого педагога к проблеме экономического воспитания детей. Важно начинать работу с детьми 2-3 лет, от простого к сложному, через разные виды деятельности на основе развивающего игрового обучения.
Литература:
1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
2. Курак Е.А., Михерева Л.А. Экономическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ СФЕРА, 2002.
3.Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5-7 лет. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2015
Интернет ресурс
4.Люнгрин, О. Е. Экономическое воспитание дошкольников / О. Е. Люнгрин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 349-351. — URL: https://moluch.ru/archive/142/39933/ (дата обращения: 18.10.2023).
5.Карпова С.И., Иванова В.С. теоретические вопросы экономического воспитания детей дошкольного возраста /С.И. Карпова, В.С. Иванова – Текст:// Психолого-педагогический журнал ГАУДЕАМУС т.1 – 2012 - №4. – С. 272 — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-voprosy-ekonomicheskogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta/viewer
(дата обращения: 18.10.2023)