Индивидуальный план – как основа планирования учебного процесса.
Вопросы, связанные с обучением в классе баяна, можно рассматривать только тщательно спланировав работу.
Педагогическая практика выработала индивидуальную форму планирования работы с учеником по специальности — индивидуальный план. Индивидуальный план строится, с одной стороны, на основе учебной программы, с другой — с учётом индивидуальных особенностей учащихся, и рассчитан на каждое полугодие.
В индивидуальном рабочем плане следует предусмотреть:
- изучение новых музыкальных произведений;
- повторение музыкальных произведений, пройденных ранее;
- пьесы для самостоятельного изучения учеником;
- работа над техническими упражнениями, гаммами, этюдами;
- упражнения в игре по слуху, чтение нот с листа; - исполнительская практика ученика.
В учебный репертуар баяниста включаются:
- полифония; - сонатина, соната, сюита (цикл или часть);
- пьесы русской и зарубежной классики;
- современные сочинения отечественных и зарубежных композиторов
- произведения народного творчества (обработки, оригинальные пьесы на народную тему и т.п.).
В основе отбора учебного репертуара должно лежать требование последовательного и разностороннего развития ученика: его художественного вкуса, мышления, эмоционального склада, технического мастерства. Чем шире круг музыкальных образов, тем разностороннее стилистические особенности, 6 язык исполняемых произведений, тем больше условий для решения этой задачи.
Непременным условием должно стать изучение классического наследия — оно формирует у учащегося понятие стиля, высокого художественного вкуса. Воспитанию творческого отношения ученика к музыкальному произведению способствует работа над сочинениями современных композиторов, которые, как правило, не имеют устоявшихся традиций исполнения. Это вынуждает ученика и педагога давать свою трактовку, своё толкование содержания пьесы, искать новые исполнительские средства.
Особое место в репертуаре баяниста необходимо отводить русской народной музыке, сочинениям, написанным специально для баяна, а так же пьесы, написанные специально для детей.
Их эмоциональная сфера близка интересам, переживаниям, образным представлениям ребёнка. Так же в индивидуальный план необходимо включать инструктивно – тренировочный материал (гаммы, арпеджио, упражнения, этюды), способствующий приобретению и совершенствованию технических навыков.
Этюды и упражнения следует подбирать так, чтобы они готовили ученика к преодолению трудностей при изучении произведений, предусмотренных планом, помогали закреплению и техническому совершенствованию пройденного художественного материала.
Самостоятельное изучение музыкальных произведений является необходимым условием развития творческой инициативы и музыкальной самостоятельности ученика. В этой части плана педагог предусматривает различные виды занятий, способствующие закреплению и дальнейшему развитию навыков самостоятельной работы.
В зависимости от развития ученика, этот раздел индивидуального плана расширяется. Кроме того, не нужно забывать о привитии учащемуся навыков чтения нот с листа.
Учить читать с листа на баяне очень важно для будущего баяниста, т.к. чтение нот развивает творческую инициативу, художественный вкус, способствует совершенствованию техники игры молодого исполнителя.
Публичное выступление – неотъемлемая часть исполнительской практики учащегося. Выступление на концерте, экзамене, академическом вечере всегда приносит новые ощущения. Непривычная обстановка на эстраде настолько действует на учащегося, что его исполнение становится отличающимся от игры в обычной классной обстановке.
Чтобы подготовить учащегося к выступлению, надо предварительно поставить его в условия, близкие к концертным: - пригласить на репетицию слушателей из числа учащихся, родителей; - дать возможность исполнить всю программу целиком, не прерывая игры, в том порядке и с теми промежутками между пьесами, которые предусмотрены на концерте. Во время репетиций вносятся последние коррективы в исполнении.
Перед концертом педагог должен побеседовать с учеником о его внешнем виде и поведении на сцене – выходе, посадке, поклоне, уходе – это будет способствовать не только созданию благоприятного впечатления у публики, но и внутренней собранности исполнителя, повышению чувства ответственности.
На воспитание этих навыков следует обратить особое внимание.
Учёт возрастных особенностей является одним из принципиальных требований индивидуального планирования. Очень важно включать в план повторение пройденного материала. Только на базе закрепления знаний, путём повторения, можно добиться дальнейшего развития и формирования исполнительских навыков ученика. Значение повторения ранее пройденных пьес состоит не только в том, что ученик накапливает репертуар, но и в том, что художественный материал при повторении исполнения становится значительно лучше, так как за прошедший отрезок времени исполнитель стал более зрелым музыкантом, научился глубже проникать в сущность 8 произведения.
Таким путём последовательно развивается глубокое художественное понимание исполняемого произведения, совершенствуется владение инструментом. Итак, основу планирования учебного процесса составляет индивидуальный план, который строится на основе учебной программы с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Планирование учебного процесса в классе баяна должна вестись в системе, охватывать разные стороны деятельности преподавателя