СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация " Индивидуальный план – как основа планирования учебного процесса".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы, связанные с обучением в классе баяна, можно рассматривать только тщательно  спланировав работу.

Просмотр содержимого документа
«Консультация " Индивидуальный план – как основа планирования учебного процесса".»

Индивидуальный план – как основа планирования учебного процесса.

Вопросы, связанные с обучением в классе баяна, можно рассматривать только тщательно спланировав работу.

Педагогическая практика выработала индивидуальную форму планирования работы с учеником по специальности — индивидуальный план. Индивидуальный план строится, с одной стороны, на основе учебной программы, с другой — с учётом индивидуальных особенностей учащихся, и рассчитан на каждое полугодие.

В индивидуальном рабочем плане следует предусмотреть:

- изучение новых музыкальных произведений;

- повторение музыкальных произведений, пройденных ранее;

- пьесы для самостоятельного изучения учеником;

- работа над техническими упражнениями, гаммами, этюдами;

- упражнения в игре по слуху, чтение нот с листа; - исполнительская практика ученика.

В учебный репертуар баяниста включаются:

- полифония; - сонатина, соната, сюита (цикл или часть);

- пьесы русской и зарубежной классики;

- современные сочинения отечественных и зарубежных композиторов

- произведения народного творчества (обработки, оригинальные пьесы на народную тему и т.п.).

В основе отбора учебного репертуара должно лежать требование последовательного и разностороннего развития ученика: его художественного вкуса, мышления, эмоционального склада, технического мастерства. Чем шире круг музыкальных образов, тем разностороннее стилистические особенности, 6 язык исполняемых произведений, тем больше условий для решения этой задачи.

Непременным условием должно стать изучение классического наследия — оно формирует у учащегося понятие стиля, высокого художественного вкуса. Воспитанию творческого отношения ученика к музыкальному произведению способствует работа над сочинениями современных композиторов, которые, как правило, не имеют устоявшихся традиций исполнения. Это вынуждает ученика и педагога давать свою трактовку, своё толкование содержания пьесы, искать новые исполнительские средства.

Особое место в репертуаре баяниста необходимо отводить русской народной музыке, сочинениям, написанным специально для баяна, а так же пьесы, написанные специально для детей.

Их эмоциональная сфера близка интересам, переживаниям, образным представлениям ребёнка. Так же в индивидуальный план необходимо включать инструктивно – тренировочный материал (гаммы, арпеджио, упражнения, этюды), способствующий приобретению и совершенствованию технических навыков.

Этюды и упражнения следует подбирать так, чтобы они готовили ученика к преодолению трудностей при изучении произведений, предусмотренных планом, помогали закреплению и техническому совершенствованию пройденного художественного материала.

Самостоятельное изучение музыкальных произведений является необходимым условием развития творческой инициативы и музыкальной самостоятельности ученика. В этой части плана педагог предусматривает различные виды занятий, способствующие закреплению и дальнейшему развитию навыков самостоятельной работы.

В зависимости от развития ученика, этот раздел индивидуального плана расширяется. Кроме того, не нужно забывать о привитии учащемуся навыков чтения нот с листа.

Учить читать с листа на баяне очень важно для будущего баяниста, т.к. чтение нот развивает творческую инициативу, художественный вкус, способствует совершенствованию техники игры молодого исполнителя.

Публичное выступление – неотъемлемая часть исполнительской практики учащегося. Выступление на концерте, экзамене, академическом вечере всегда приносит новые ощущения. Непривычная обстановка на эстраде настолько действует на учащегося, что его исполнение становится отличающимся от игры в обычной классной обстановке.

Чтобы подготовить учащегося к выступлению, надо предварительно поставить его в условия, близкие к концертным: - пригласить на репетицию слушателей из числа учащихся, родителей; - дать возможность исполнить всю программу целиком, не прерывая игры, в том порядке и с теми промежутками между пьесами, которые предусмотрены на концерте. Во время репетиций вносятся последние коррективы в исполнении.

Перед концертом педагог должен побеседовать с учеником о его внешнем виде и поведении на сцене – выходе, посадке, поклоне, уходе – это будет способствовать не только созданию благоприятного впечатления у публики, но и внутренней собранности исполнителя, повышению чувства ответственности.

На воспитание этих навыков следует обратить особое внимание.

Учёт возрастных особенностей является одним из принципиальных требований индивидуального планирования. Очень важно включать в план повторение пройденного материала. Только на базе закрепления знаний, путём повторения, можно добиться дальнейшего развития и формирования исполнительских навыков ученика. Значение повторения ранее пройденных пьес состоит не только в том, что ученик накапливает репертуар, но и в том, что художественный материал при повторении исполнения становится значительно лучше, так как за прошедший отрезок времени исполнитель стал более зрелым музыкантом, научился глубже проникать в сущность 8 произведения.

Таким путём последовательно развивается глубокое художественное понимание исполняемого произведения, совершенствуется владение инструментом. Итак, основу планирования учебного процесса составляет индивидуальный план, который строится на основе учебной программы с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Планирование учебного процесса в классе баяна должна вестись в системе, охватывать разные стороны деятельности преподавателя