СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация на тему: "Использование мнемотаблиц для заучивания стихотворений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”, - К. Д. Ушинский

Все родители понимают, что заучивание стихотворений для ребёнка имеет огромную пользу: расширяется кругозор, развивается память, формируется культурный уровень маленького человека.  Но иногда тяжело дается  заучивание стихотворений.

Существует много способов и методик заучивания стихов

Просмотр содержимого документа
«Консультация на тему: "Использование мнемотаблиц для заучивания стихотворений"»

Консультация на тему: "Использование мнемотаблиц для заучивания стихотворений"

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”, - К. Д. Ушинский

Все родители понимают, что заучивание стихотворений для ребёнка имеет огромную пользу: расширяется кругозор, развивается память, формируется культурный уровень маленького человека.  Но иногда тяжело дается  заучивание стихотворений.

Существует много способов и методик заучивания стихов. Мне хочется предложить для заучивания  стихотворений с детьми использование схематичного изображения предметов и действий,  так как дети обычно используют наглядно-образное мышление для познания мира. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить. Для лучшего запоминания ребёнку достаточно даже простого схематического изображения к строчке или смысловому фрагменту. Здесь помогает мнемотехника.

«Мнемотехника» и «мнемоника» – это «техника запоминания«. Слова эти происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.

В мнемотехнике есть определенные приемы, освоив которые, можно в разы быстрее запомнить огромное количество информации.

Мнемотаблицы  эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающая действие или предмет; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном  графическом  воспроизведении текста. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.  Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Для разучивания  стихотворения на начальном этапе я предлагаю готовую план-схему , но вначале эмоционально прочитываю детям стихотворение, и провожу словарную работу по активизации незнакомых слов, беседу по смыслу прочитанного. Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения.  Разучивание стихотворений при помощи мнемотехники стало для детей делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста  видимым, представляемый.

Предлагаем поэтапное заучивание стихотворения:

  • Прежде, чем приступить к заучиванию стихотворения,  прочтите  его с выражением. Если родитель выучит его наизусть – будет просто замечательно.

  • Затем  обязательно объясните  ребенку незнакомые или непонятные слова и выражения.

  • После этого прочитайте стихотворение еще раз, не торопясь, акцентируя смысловые моменты.

  • После повторного прочтения расскажите ребенку об авторе этого произведения, а также о том, как и когда оно написано. Такой подход облегчает восприятие поэзии и развивает системное мышление.

  • Обязательно рассмотрите с ребенком иллюстрации к стихотворению, и ответьте на все его вопросы.

  • Затем прочтите стихотворение еще раз.

  • Теперь вместе с малышом нарисуйте схематичные картинки к каждой или почти к каждой строке стихотворения. Составьте мнемотаблицу.

  • А теперь можно приступить к заучиванию стихотворения, используя подсказки – схемы. Предупредите малыша, что это произведение вы будете учить наизусть, мотивируйте ребенка на заучивание.

Когда стихотворение будет выучено,  предложите ребенку сделать книгу  стихов из мнемотаблиц.  Время от времени можно  рассматривать  созданную книгу, воссоздавать выученные ранее тексты. Это интересное занятие дает ребенку возможность видеть результаты своей деятельности, поддерживать литературный багаж и тренировать память.

Этапы работы над стихотворением:

1.     Взрослый выразительно читает стихотворение.

2.     Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3.     Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4.     Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5.     Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6.     Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.











Стихи по лексическим темам:

Игрушки

Знаю много я игрушек... (для детей старшей группы)

Знаю много я игрушек,

С ними мне совсем не скучно:

Кубик, мяч, совок, сачок,

 Мишка, лейка, флаг, бычок.
      

Мишка милый... (для детей подготовительной к школе группы)

Мишка милый, мишка славный,

Косолапый и забавный.

Весь из плюша мишка сшит,

Ватой пышною набит.

Наше тело

Потешка (для детей старшей группы)

Посуду мыть – палец болит,   

Воду носить – палец болит,     

Письмо писать – палец болит,    

А суп готов – палец здоров.

Нос, умойся! 
Мошковская Эмма

Кран,

Откройся!

Нос,

Умойся!

 

Мойтесь

Сразу,

Оба

Глаза!

 

Мойтесь,

Уши,

Мойся,

Шейка!

 

Шейка, мойся

Хорошенько!

 

Мойся,

Мойся,

Обливайся!

 

Грязь,

Смывайся!

Грязь,

Смывайся!!!

Осень

"Осень, осень" (для детей старшей группы)
Осень, осень к нам идет,
Что же осень нам несет?
Листики цветные,
Ягоды лесные,
Овощи к обеду,
Много туч на небе.



Листопад (для детей подготовительной группы)

Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.

Лес. Деревья













Консультация для родителей на тему: «Использование мнемотаблиц для заучивания стихотворений»




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!