СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация "Речь малыша с рождения до 3-х лет, или пальцы помогают говорить".

Нажмите, чтобы узнать подробности

консультация по развитию речи

Просмотр содержимого документа
«Консультация "Речь малыша с рождения до 3-х лет, или пальцы помогают говорить".»

«Речь малыша с рождения до 3-х лет или пальцы помогают говорить»



В настоящее время довольно часто встречается задержка в развитии речи малышей, хотя они абсолютно здоровы, у них нет нарушений слуха или поражений центральной нервной системы.

В чем причина задержки речи?

Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, – это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он научается артикулировать звуки. Поэтому родители обычно получают совет «больше разговаривать с ребенком». Они удваивают свои усилия, стараясь говорить с ребенком при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами. Оказывается, степень речевого общения со взрослыми – необходимое условие для того, чтобы ребенок заговорил, но недостаточное.

Речь – это прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга. Поэтому в поисках того, что может помочь в развитии речи ребенка, прежде всего, возникла мысль об использовании мышечных ощущений с речевого аппарата.

Но как их вызвать?

У маленьких детей звукоподражание возникает только в том случае, если ребенок видит мимику взрослого и воспроизводит ее. Но к 7- месячному возрасту имитация мимики у детей ослабевает. У годовалых и более старших детишек получить нервные импульсы с органов артикуляции очень трудно.

Но если внимательно посмотреть на карту головного мозга, то бросается в глаза, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, она является ее частью. Может быть, развитие моторной речи зависит от развития общей моторики ребенка в целом?

Возможность свободного передвижения детей (без ограничения пространства) несколько облегчает возникновение звукоподражания, но успех не достигает ожидаемого результата.

В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функции речи и руки.

Огромная площадь кисти (зона, отвечающая за ее движения) и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка, чем тренировка общей моторики.

Если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и выше. Говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь ввиду не только тренировку артикуляционного аппарата, но и движений пальцев рук.

Р аботу по тренировке пальцев рук можно начинать с 3-х месяцев.


В этот период полезно делать массаж кистей рук - поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребенка - взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы и сгибает и разгибает его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно.

Активно используем игры с погремушками (даём погремушку, а затем пытаемся забрать, ребёнок с каждым разом сжимает пальчики крепче и крепче; используем погремушки разной формы: с ручкой, круглые, плоские, объёмные).

Огромное значение в развитии мелкой моторики малышей играют народные песенки-потешки, игры с пальчиками («Ладушки», «Сорока-ворона», «Идёт коза рогатая» и др.)



С 6- 8- месячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев ребенка. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы движения были энергичными. Многие очень простые приемы оказываются весьма эффективными:

  • катание шариков из пластилина; размазывание пластилиновых комочков по досочкам

  • рвать на мелкие кусочки бумагу

  • перебирать крупные деревянные бусы

  • складывать пирамидки

  • играть во вкладыши (полые кубики разной величины, которые можно вкладывать один в другой)

  • пальчиковые краски


С 1,5 лет детям даются более сложные задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев. Это:

  • застегивание пуговиц

  • завязывание и развязывание узлов, шнурков

  • игры с крупами («Золушка»: выбери горох из гречи, половинки горошин от целых; «Варим кашу»: массаж кистей рук в крупе)

  • игры с пуговицами (найди такую же, выложи дорожку, разложи по цвету, размеру и др.)

  • мозаика

  • конструктор

  • игры с маленькими мячами (гладкие, колючие, мягкие, твёрдые)

  • игры с клубочками (найди кончик, скатай клубочек, покатай клубочек и др.)

С 2-х лет используем такой вид детского творчества как аппликация. А также любая домашняя работа для нас может стать полезной и интересной деятельностью для малыша (собрать мусор, постирать носовой платочек, вымыть мамину или свою чашку и др.)

Главное, подходите к любой игре с улыбкой, интересом, увлекайте своего малыща и увлекайтесь сами!

Желаем Вам успехов в развитии мелкой моторики, а значит, и речи

ваших малышей!