Консультация родителям
«Развитие у дошкольников познавательной активности
в процессе ознакомления с окружающим миром»
"Ребёнок-это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь".
В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому весьма актуальна проблема развития познавательной активности детей.
Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, так как она – важное условие и средство познания.
Быть активным – значит быть деятельным.
Развитие активности связано с овладением разнообразным опытом, знаниями, умениями и навыками, общественными нормами и правилами поведения. По утверждению многих учёных, любой нормальный ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, помогающему ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность. Познавательная активность – это активность, возникающая по поводу познания и в его процессе.
По своей природе дошкольники стремятся к активной деятельности. Задача взрослых – не дать этому стремлению угаснуть. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем она более значима для ребёнка, тем успешнее идёт его развитие. Однако надо отдавать себе отчёт, что не каждая деятельность развивает. Эффективность развития связана, прежде всего, с освоением ребёнком позиции «субъекта собственной жизни в мире». Развивает ребёнка то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям, особенностям личностного роста в конкретный возрастной период.
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ни для кого не секрет, что в своей педагогической деятельности мы нередко встречаем пассивных детей, которым с трудом удается включиться в работу. Следствием отсутствия заинтересованности детей являются невысокие показатели сформированности знаний, умений и навыков. Низкая познавательная активность становиться большой проблемой, ведь она выступает предпосылкой интеллектуального развития ребенка. Взаимосвязь очевидна - чем ярче выражен интерес ребенка к познанию, тем позитивнее результат освоения знаний, тем выше уровень развития психических процессов.
На сегодняшний день «познавательное развитие» является одной из образовательных областей и предполагает:
-Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.
-Формирование познавательных действий, становление сознания.
-Развитие воображения и творческой активности.
-Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития познавательной активности.
Что такое познавательная активность?
В педагогике активность определяется:
-как черта личности, которая характеризует отношение ребенка к познавательной деятельности (готовность, стремление, осуществление, выбор наиболее оптимальных путей для достижения целей);
-как формирование личности в целом, ее основных черт, показывающих отношение субъекта к деятельности (т.е. формирование потребностей, мотивов, волевых усилий, эмоций).
Характерными чертами познавательной активности являются:
-многосторонность, как активное познавательное отношение ко многим предметам и явлениям (я понимаю это как расширение кругозора детей по разным направлениям окружающей действительности, рассматривание объектов и явлений с разных сторон, установление причинно- следственных связей);
-глубина, характеризующаяся активностью не только к фактам, качествам и свойствам, но и к сущности, причинам, взаимным связям явлений (по моему мнению, это подробное исследование, изучение объектов и явлений в системе);
-динамичность, которая заключается в том, что знания, усваиваемые ребенком, представляют собой подвижные системы, которые легко перестраиваются и служат ребенку в его умственной деятельности (считаю, что интеллектуальная и практическая деятельность детей должны быть разнообразны, однообразие информации вызывает скуку, поэтому так необходимо переключаться с одного вида деятельности на другую;
-действенность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление его с предметом или явлением, в преодолении трудностей, в появлении волевого усилия для достижения цели (деятельность – важное условие и средство познания. Быть активным - значит быть деятельным).
Можно сделать вывод что в работе с детьми надо использовать традиционные методы (наглядные – наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций; словесные – беседы, чтение художественной литературы, использование фольклора; практические – дидактические игры, опыты, труд детей)
Также в работе с детьми необходимо использовать приемы, повышающие познавательную активность дошкольников:
- элементарный анализ;
- задания на сравнение по контрасту и сходству;
- задания на группировку и классификацию;
- моделирование пространства;
- вопросы проблемного характера;
- приучение к самостоятельному поиску ответов;
- экспериментирование, постановка опытов;
- решение логических задач;
- намеренно допущенные ошибки в высказывании воспитателя.
По развитию познавательной активности у детей есть необходимость формированию интеллектуальных эмоций:
- удивления для порождения мотива;
- радости открытия, успеха, знакомства с новым;
- эмоциональный комплекс раздумия (догадки, сомнения, уверенность).
Развивая познавательную активность у детей ,необходимо не скупиться на похвалу и словесное поощрение. Чаще хвалить детей за находчивость, сообразительность. Искренне радоваться их малейшим достижениям. Уверившись, благодаря похвале и поддержке, в своих силах, дети начинают стремиться к знаниям уже независимо от похвал, улучшается их познавательная активность.
Работу в группе проводить непосредственно в тесном контакте с родителями. В уголке для родителей помещать информационные материалы, отражающие текущие события в группе и несущие конкретные знания и рекомендации. Вместе с родителями направлять свои усилия на создание благоприятных развивающих условий для детей в группе. Родители являются активными участниками мероприятий, частыми гостями Дней открытых дверей, чтобы они видели успехи своих детей.
В доверительных беседах с родителями информировать их о результатах обследования детей, делая особый акцент на положительные моменты. Вместе с тем, обсуждать проблемы каждого ребенка и возможные пути оказания ему помощи не только в детском саду, но и дома.
Выполнила: Жунусова Т.М.