СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа за курс 10 класса (профильный уровень)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены 2 варианта контрольной работы за курс 10 класса (профильный уровень), Работа составлена в формате ЕГЭ, содержит вопросы по философии, экономике и социальной психологии.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа за курс 10 класса (1)»

Контрольная работа за курс 10 класса. Вариант2


1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Талант

Высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных

Наивысший уровень развития способностей, как общих, так и специальных


2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда и выпишите его.

1) способности; 2) задатки; 3) одаренность; 4) талант; 5) гениальность


3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания.

1) представление; 2) измерение; 3) выдвижение гипотез; 4) эксперимент;

5) восприятие; 6) эмпирическое описание.


4. Выберите верные суждения об истине и ее критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Истинным можно считать лишь то знание, которое разделяют большинство людей.

2) Практика, по мнению ряда философов, является основным критерием истины.

3) Истина – это знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека.

4) Истина всегда конкретна.

5) Единственный критерий истины – соответствие существующим научным теориям.


5. Выберите верные суждения об обществе и его изменениях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Общество – это совокупность всех форм объединения людей и способов их взаимодействия.

2) Революция, как форма социальных изменений, как правило, осуществляется по инициативе власти.

3) В основе разграничения сфер общественной жизни – базовые потребности человека.

4) Гуманистический критерий прогресса связывают с ростом производства и повышением производительности труда.

5) Общество представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанный и взаимодействующих элементов.


6. Ученые обобщили результаты многолетнего исследования и написали книгу. По каким основаниям содержание книги можно отнести к научному знанию? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для подтверждения истинности суждений предложены доказательства.

2) Книга была напечатана в крупном издательстве.

3) Весь тираж книги был раскуплен в течение одного месяца.

4) Все гипотезы исследователей были обоснованы.

5) Книга сложна для самостоятельного изучения неспециалистами.

6) Содержание книги изложено профессиональным языком.


7. Установите соответствие между характеристиками и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ УРОВНИ

А) создание логической модели изучаемого объекта 1) эмпирический

Б) описание изучаемых явлений 2) теоретический

В) проведение научного эксперимента

Г) объяснение существующих взаимосвязей

Д) наблюдение явлений окружающего мира


8. Ларисе 17 лет. Найдите в приведенном ниже списке ее черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рост Ларисы ниже среднего

2) Лариса – честный человек

3) У Ларисы светлые волосы и зеленые глаза

4) Лариса добрая и отзывчивая

5) Лариса – внешне привлекательная девушка

6) Лариса дружит со многими своими одноклассниками


9. Установите соответствие между отличительными признаками и типами общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ТИПЫ ОБЩЕСТВА

А) сословная структура общества 1) аграрное

Б) ведущая роль информации в жизни общества 2) индустриальное

В) утверждение ценностей прогресса, личного успеха 3) постиндустриальное

Г) серийное производство товаров массового

потребления

Д) выдвижение на первый план сферы услуг


10. Выберите верные суждения о ценных бумагах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Различают ценные бумаги именные и на предъявителя.

2) Вексель представляет собой свидетельство о денежном вкладе в банке с обязательством банка о возврате этого вклада и процентов по нему через определенный срок.

3) В соответствии с ГК РФ ценной бумагой называют любой документ, выпускаемый государством.

4) Ценная бумага, удостоверяющая владение долей в капитале предприятия и дающая права на получение части прибыли предприятия, называется акцией.

5) Облигация дает право владельцу требовать ее погашения в установленные сроки.


11. Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК

А) сдельная оплата труда наемных работников 1) переменные

Б) плата за охрану помещения 2) постоянные

В) оклады администрации

Г) приобретение сырья

Д) проценты по кредитам


12. Найдите в приведенном ниже списке признаки традиционной экономической системы. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) натуральный обмен

2) аграрно-сырьевой характер хозяйства

3) интенсивные товарно-денежные отношения

4) диктат хозяйственного опыта предков

5) массовое промышленное производство.

6) преобладание коллективных форм собственности.


13. На графике отражена ситуация на рынке парикмахерских услуг: кривая спроса переместилась из положения D в положение D . (На графике P – цена услуг, Q – количество услуг),

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) увеличение количества недорогих салонов красоты

2) увеличение доходности салонов красоты

3) мода на сложные прически у женщин

4) появление в продаже эффективных средств для самостоятельного ухода за волосами

5) снижение доходов населения


14. Выберите верные суждения о роли государства в экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В рыночной экономике государство устанавливает цены на все товары и услуги.

2) Государство в условиях рынка осуществляет централизованное планирование производства.

3) Государство удовлетворяет потребности в общественных товарах или общественных благах.

4) В рыночной экономике государство защищает интересы собственника.

5) Государственное вмешательство в экономику связано с несовершенством рыночного механизма.


15. Иван составляет бизнес-план развития своего предприятия. Что из перечисленного ниже он может использовать как источники финансирования бизнеса? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) привлечение кредитов

2) налоговые отчисления

3) прибыль от реализации продукции предприятия

4) средства амортизационного фонда

5) выпуск и размещение акций предприятия

6) повышение производительности труда.


16. Выберите верные суждения об инфляции и ее последствиях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Инфляцией называют процесс долговременного устойчивого повышения уровня цен в стране.

2) В период инфляции покупательная способность национальной валюты снижается.

3) От инфляции страдают вкладчики банков, если уровень инфляции превышает процент по депозитам.

4) В период высокой инфляции возрастает объем инвестиций в долгосрочные инновационные проекты.

5) Экономисты рассматривают дефицит товаров как один из видов инфляции.


17. Поставку продуктов питания в магазины города Р осуществляет множество компаний, в число которых входят как крупные производители, так и отдельные фермерские хозяйства. Найдите в приведенном ниже списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рынок информации

2) дефицит продукции

3) чистая (совершенная) конкуренция

4) рынок товаров

5) местный рынок

6) олигополия


18. Владимир Алексеевич владеет легковым автомобилем и земельным участком и периодически выплачивает соответствующие налоги. Установите соответствие между примерами и элементами структуры налога: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ НАЛОГА

А) 1 см куб. рабочего объема двигателя 1) субъект налога

Б) Владимир Алексеевич 2) объект налога

В) легковой автомобиль 3) источник уплаты налога

Г) заработная плата 4) единица налогообложения

Д) земельный участок


19. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Глобальные проблемы (лат. Globus – земной шар) – проблемы современного мира, угрожающие выживанию человечества. (Б) Преуменьшение опасности новой мировой войны в современных условиях неоправданно. (В) По официальным сведениям, на Земле насчитывается около 70 тысяч единиц ядерного оружия. (Г) Проведенные расчеты показывают, что этот арсенал способен полностью уничтожить жизнь на планете. (Д) Считаем, что обращение к мировому сообществу с призывом к разоружению крайне необходимо.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений.


20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«В основе любой ______(А) - ограниченность ресурсов, разделение труда и _____ (Б) продуктами. Система здесь необходима для установления определенного _________ (В) между ограниченными ресурсами для производства _________ (Г) и безграничными потребностями людей в них. Совместить эти факты экономического __________(Д) можно лишь в условиях такой системы хозяйствования, при которой производство было бы реально заинтересовано в __________ (Е) использования ограниченных ресурсов, выпуске товаров, пользующихся спросом потребителей».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя пропуски. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) эффективность 4) технология 7) экономика

2) зависимость 5) обмен 8) бытие

3) равновесие 6) блага 9) цена

Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24


«Капитализм, т.е. рыночная экономика, - это система социального взаимодействия и разделения труда, основанная на частной собственности на средства производства. Материальные факторы производства находятся в собственности отдельных граждан, капиталистов и землевладельцев. Производство на заводах и фирмах организуют предприниматели и фермеры, т.е. индивиды или ассоциации индивидов, которые или сами являются собственниками капитала, либо взяли его в долг или в аренду у собственников. Характерной чертой капитализма является свободное предпринимательство. Цель любого предпринимателя, будь то промышленник или фермер, состоит в получении прибыли…

Действительными хозяевами экономики являются потребители. Покупая или воздерживаясь от покупок, они решают, кто должен владеть капиталом и управлять предприятиями. Они определяют, что следует производить, а также сколько и какого качества. Их выбор выливается в прибыли либо убытки для предпринимателя. Они делают бедных богатыми, а богатых – бедными. С такими хозяевами нелегко поладить. У них полно капризов и причуд, они непостоянны и непредсказуемы. Они ни в грош не ставят прежние заслуги. Как только им предлагают что-либо, что им больше по вкусу или же дешевле, они бросают старых поставщиков. Главное для них – собственное благо и удовлетворение. Их не волнуют ни денежные затраты капиталистов, ни судьбы рабочих, теряющих работу; в качестве потребителей они перестают покупать то, что покупали прежде.

Когда мы говорим, что производство определенного товара А не окупается, что имеется в виду? Это свидетельствует о том, что потребители не хотят более платить производителям, сколько тем нужно для покрытия необходимых производственных затрат, в то же самое время доходы других производителей оказываются выше издержек производства. Запросы потребителей играют важную роль в распределении производственных ресурсов между различными отраслями производства товаров потребления. Потребители, таким образом, решают, сколько сырья и труда уйдет на изготовление А и сколько потребует другой товар. Бессмысленно поэтому противопоставлять производство ради прибыли и производство ради потребления. Стремление к прибыли заставляет предпринимателя поставлять потребителям те блага, на которые есть спрос в первую очередь. Если бы предприниматель не руководствовался мотивом прибыли, он мог бы производить больше товаров А, несмотря на предпочтения потребителей иметь что-то другое. Стремление к прибыли – тот фактор, который заставляет бизнесмена наиболее эффективным образом обеспечивать производство наиболее предпочитаемых самими потребителями товаров.

Таким образом, капиталистическая система производства – это экономическая демократия, где каждый цент имеет право голоса. Народом-сувереном является потребитель. Капиталисты, предприниматели и фермеры – уполномоченные народа. При несоответствии порученному делу, если они не в состоянии производить с минимальными издержками товары, требуемые потребителями, они теряют свои должности. Их обязанность заключается в обслуживании потребителей. Прибыли и убытки – вот инструменты, посредством которых потребители контролируют все виды экономической активности». (Л. Мизес)


21. Используя текст, укажите две характерные черты рыночной экономики, рассмотренные автором.


22. Используя текст, приведите три объяснения идеи автора о том, что хозяин рынка – потребитель.


23. Какой неценовой фактор формирования спроса приведен в тексте? Используя обществоведческие знания, укажите любые другие два неценовых фактора и один из них проиллюстрируйте конкретным примером.


24. Иногда государство поддерживает убыточные предприятия. Предположите, в каких случаях это может быть целесообразно. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите две ситуации и кратко поясните своё мнение.



25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «заработная плата»? привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах заработной платы, и одно предложение, раскрывающее любую из причин устойчивых различий в оплате труда работников.


26. Назовите и проиллюстрируйте примерами две особенности эмпирического уровня научного познания.


27. На рынке детской одежды области Z конкурируют множество крупных и средних фирм, предприятий малого бизнеса.

Какой тип конкурентного рынка иллюстрирует этот пример? Свой ответ поясните. Определите тип (вид) данного рынка: а) по объекту купли-продажи, б) по масштабу.


28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Глобализация современного общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.



Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа за курс 10 класса»

Контрольная работа за курс 10 класса. Вариант 1.

  1. Запишите слово, пропущенное в таблице

Фундаментальные потребности общества

Социальные институты

Потребности в воспроизводстве рода

Институт семьи и брака

Потребности в … и социальном порядке

Политические институты



  1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда и выпишите его.

Социальная эволюция, общественное развитие, регресс общества, реформа, революция.



  1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют формы познания.

  1. представление 2) наблюдение 3) абстрагирование 4) ощущение

5) восприятие 6) суждение.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда.

  1. Выберите верные суждения о науке и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Наука вырабатывает и теоретически систематизирует объективные знания о природе, обществе, человеке.

  2. Компонентом научного мировоззрения являются этические оценки социальных явлений.

  3. Наука представлена совокупностью отраслей и исследовательских организаций.

  4. Наука способна прогнозировать последствия преобразовательной деятельности человека.

  5. Наука, в отличие от других форм духовной культуры, способна оказывать эмоциональное воздействие на человека.

  1. Установите соответствие между уровнями и методами научного познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

МЕТОДЫ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

А) наблюдение 1) эмпирический уровень

Б) выдвижение гипотез 2) теоретический уровень

В) эксперимент

Г) описание

Д) измерение

6. В стране Z информационные технологии являются важнейшим фактором производства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Наибольшее развитие получают наукоемкие, ресурсосберегающие технологии.

2) Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.

3) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.

4) Общественные отношения регулируются правовыми и моральными нормами.

5) В структуре населения высок удельный вес среднего класса.

6) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.


7.Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Духовные потребности человека связаны с его биологической сущностью.

2) Индивид – единичный представитель человечества.

3) К социальным потребностям относят потребность в пище, воде, воздухе и др.

4) Свобода человека включает в себя возможность выбора между добром и злом.

5) Личность – совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни.


8. Выберите верные суждения об истине и ее критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Абсолютная истина является исчерпывающим знанием о предмете.

2) Истина – знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом.

3) Одним из критериев истинности знания является его понимание и принятие большинством людей.

4) Истинным можно считать лишь знание, основанное на доверии к авторитету великих ученых.

5) Относительной истине свойственная субъективность.


9. Ивану 17 лет. Найдите в приведенном списке черты, характеризующие Ивана как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) У Ивана светлые волосы и голубые глаза.

2) Рост Ивана – 170 см

3) Иван помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.

4) Иван занимается легкой атлетикой, серьезно относится к тренировкам.

5) Иван – добрый и отзывчивый человек.

6) Иван хорошо учится в школе, он интересуется биологией и химией.


10. Одиннадцатиклассник готовится к поступлению в вуз. Установите соответствие между примерами и элементами его учебной деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ЭЛЕМЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) решение задач 1) субъект

Б) консультация учителя 2) цель

В) одиннадцатиклассник 3) средство достижения цели

Г) получение высокого балла на экзамене

Д) учебники


11. Установите соответствие между примерами и видами безработицы, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

А) выпускники творческих вузов долго ищут работу 1) сезонная

по специальности, не соглашаясь ни на какую другую 2) структурная

Б) в связи с экономическим кризисом фирмы сократили 3) фрикционная

численность персонала 4) циклическая

В) в связи с изменением спроса на энергоресурсы многие

шахты закрылись, а шахтеры остались без работы

Г) полгода жители городка на морском побережье

обслуживают туристов, а в остальное время большинство

из них не могут найти работу

Д) в службе занятости безработные отказываются от рабочих

вакансий и просят подобрать работу менеджеров


12. Найдите в приведенном ниже списке факторы, которые могут способствовать повышению спроса на новую модель автомобиля. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) банки предоставляют кредиты на выгодных для клиентов условиях

2) доходы семей выросли за прошедший год

3) производитель сократил выпуск других моделей автомобилей

4) производитель активно рекламирует новую модель автомобилей

5) цены на новую модель автомобиля выше, чем на старую модель

6) налог с продаж был повышен на 1%


13. Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Финансовыми институтами называют организации, участвующие в финансово-кредитной системе.

2) Коммерческие банки занимаются привлечением сбережений домохозяйств.

3) Центральный банк осуществляет денежные расчеты между гражданами и предприятиями.

4) Коммерческие банки осуществляют монопольную эмиссию денег.

5) Коммерческие банки устанавливают учетную ставку.


14. В компании N примято стратегическое решение об открытии нового направления по производству бытовой техники. Найдите в приведенном ниже списке подтверждения того, что речь идет об интенсивном экономическом росте данного предприятия. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) используются современные компьютерные технологии

2) приобретена партия оборудования прошлого поколения

3) осуществляются инвестиции и инновационные разработки

4) происходит повышение квалификации работников

5) повышается производительность труда

6) масштабы производства увеличены за счет открытия новых цехов.


15. Выберите верные суждения об источниках финансирования бизнеса и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Финансирование – это способ обеспечения предприятия денежными средствами.

2) Основной недостаток самофинансирования бизнеса связан с ограниченностью имеющихся у его владельцев средств.

3) Внешнее финансирование бизнеса может осуществляться путем выпуска акций предприятия.

4) Внешние источники финансирования – это источники поступления денежных средств, которые образованы за счет результатов предпринимательской деятельности предприятия.

5) Главный внешний источник финансирования фирмы – ее прибыль.


16. Установите соответствие между характеристиками и факторами производства:

к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

А) деятельность людей по производству товаров 1) труд

и услуг путем использования их физических и 2) земля

интеллектуальных возможностей, профес- 3) предпринимательские

сиональных навыков и опыта; способности

Б) все виды ресурсов, имеющихся на планете и

пригодных для производства экономических

благ;

В) факторный доход – рента;

Г) факторный доход – заработная плата;

Д) факторный доход – прибыль.



17. Владельцы ателье по пошиву одежды несут постоянные и переменные издержки. Что из перечисленного ниже относится в краткосрочном периоде к переменным издержкам ателье?

1) арендная плата за помещение; 4) расходы на рекламу;

2) приобретение сырья; 5) оклады менеджеров;

3) проценты по кредитам; 6) сдельная оплата персонала


18. На графике изображено изменение предложения коньков для фигурного катания на потребительском рынке: кривая предложения S переместилась в новое положение S (на графике P – цена товара, Q – количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. рост цен на комплектующие изделия для коньков;

  2. массовое открытие общедоступных катков;

  3. сокращение количества фирм, производящих коньки;

  4. снижение доходов большинства домохозяйств;

  5. наступление зимнего сезона.


19. (А) Специалисты центров занятости отмечают, что молодые люди испытывают трудности на рынке труда. (Б) Рынок труда – сфера формирования спроса и предложения на трудовые услуги за заработную плату и другие предоставляемые блага. (В) Часть молодежи выходит на рынок труда, не имея профессионального образования или опыта работы. (Г) Многие работодатели отмечают недостаточное трудолюбие молодых сотрудников, частные нарушения ими трудовой дисциплины. (Д) Совершенно неоправданно завышены требования молодежи к уровню заработной платы.


20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Интеллект в психологии определяется как общая____________ (А) к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой______________(Б). Интеллект не сводится к мышлению, хотя мыслительные способности составляют основу интеллекта. В целом интеллект представляет собой _____________ (В) всех познавательных способностей человека: ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения и мышления.

В связи с успехами в развитии кибернетики, теории систем, теории информации и др. наметилась тенденция понимать интеллект как познавательную деятельность любых сложных систем, способных к обучению, целенаправленной переработке информации и ____________ (Г). Результаты научных исследований свидетельствуют о высоком уровне генетической _____________ (Д) интеллекта. Индивидуальный уровень развития интеллекта определяется также рядом средовых влияний: «интеллектуальным климатом» семьи, порядком рождения ребенка в семье, профессией родителей, широтой ____________(Е)в раннем детстве и т.д.»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем требуется для заполнения пропусков.

Список терминов

  1. саморегулирование 6) система

  2. деятельность 7) возможность

  3. социальные нормы 8) обусловленность

  4. способность 9) мышление

  5. социальные контакты


ЧАСТЬ 2.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24


Считается, что государство имеет возможность лучше, чем рынок, координировать производство общественных благ – небольшого класса товаров и услуг, потребление которых сложно ограничить только теми, кто за них платит…

Существует четыре основные причины, почему централизованное планирование будет почти наверняка приносить больше вреда, чем пользы.

Во-первых, оно просто заменяет рынок политикой. Напомним, что государство является экономическим регулятором. Те, кто занимается централизованным планированием (а также контролирующие их законодатели), на самом деле совсем не похожи на бескорыстных святых. Естественно, что субсидии и инвестиции, выделяемые плановыми органами, находятся под влиянием политических мотивов.

Во-вторых, есть все основная полагать, что инвесторы, рискующие своими деньгами, будут принимать более правильные решения, чем центральные плановые органы, распоряжающиеся деньгами налогоплательщиков. Инвестор, если хочет получить прибыль, должен вложить деньги в проект, который повышает ценность затраченных ресурсов, а если делает ошибку и инвестиционный проект оборачивается неудачей, то сам же и страдает от последствий этого. В противоположность этому связь между принятием эффективных проектов и личным благосостоянием тех, кто занимается централизованным планированием, весьма и весьма слаба…

В-третьих, центральные плановые органы питаются неточной информацией. Поскольку они являются источником инвестиционных средств, руководители как частных, так и государственных предприятий с целью получения правительственных льгот будут передавать им искаженную информацию. Они будут пытаться убедить плановые органы, что их предприятие производит (или может производить) тот вид товаров и услуг, который чрезвычайно ценен для всего населения, и что, если их предприятию дать некоторые средства, они сделали бы для благосостояния общества нечто необыкновенное…

В-четвертых, не существует способа получения информации, достаточной для разработки разумного государственного плана. Мы живем в мире динамичных изменений. Технические сдвиги, новые продукты, политические волнения, изменения спроса и скачки в погодных условиях постоянно меняют относительную дефицитность ресурсов и товаров. Никакая центральная власть не в состоянии поспеть за этими изменениями, а следовательно, не способна дать менеджерам компаний на местном уровне разумные инструкции.

Рынки фиксируют и сводят воедино раздробленную на миллионы частей информацию, формируя цены, которые становятся сигналами для предприятий и собственников ресурсов осуществлять свои действия в соответствии с изменившимися условиями. Ни один центральный плановый орган не в состоянии получить, и притом без искажений, эту важную, но рассеянную информацию.

Невероятное разнообразие нужд и желаний людей, знание уникальных особенностей времени и месторасположения – все это лежит вне ведения любого планового органа. Эти органы действуют, располагая лишь малой долей необходимой информации, которая во многом становится неточной уже к моменту ее поступления. (Р. Строуп)


21. Почему, по мнению авторов, централизованное планирование неэффективно? Используя текст, укажите четыре причины.


22. Какие функции рынка рассмотрены авторами? Используя текст, укажите три функции.


23. Приведите три примера общественных благ, и объясните, почему государство успешнее, чем рынок, организует их производство (используя обществоведческие знания, дайте два объяснения).


24. Как в условиях рынка связаны свобода и ответственность экономических субъектов? Какие экономические и правовые институты обеспечивают возможность свободного выбора субъектов экономики? (Укажите любые два института и кратко поясните роль каждого из них.


25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах представления истины, и одно предложение, раскрывающее объективный характер истины.


26. Приведите три примера влияния современной науки на развитие общества.


27. Жители страны Z обнаружили, что цены на товары и услуги в течение последних шести месяцев растут на 50-60% в месяц, а качество товаров и услуг при этом не меняется. О каком экономическом явлении свидетельствует данный факт? (Назовите это явление и укажите его вид). Поясните, в чем опасность данного экономического явления (используя обществоведческие знания, дайте три пояснения).


28. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Научное познание». Составьте план, в соответствии с которым вы будете раскрывать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!