Контрольная работа за курс 10 класса. Вариант 1.
Запишите слово, пропущенное в таблице
Фундаментальные потребности общества | Социальные институты |
Потребности в воспроизводстве рода | Институт семьи и брака |
Потребности в … и социальном порядке | Политические институты |
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда и выпишите его.
Социальная эволюция, общественное развитие, регресс общества, реформа, революция.
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют формы познания.
представление 2) наблюдение 3) абстрагирование 4) ощущение
5) восприятие 6) суждение.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда.
Выберите верные суждения о науке и запишите цифры, под которыми они указаны.
Наука вырабатывает и теоретически систематизирует объективные знания о природе, обществе, человеке.
Компонентом научного мировоззрения являются этические оценки социальных явлений.
Наука представлена совокупностью отраслей и исследовательских организаций.
Наука способна прогнозировать последствия преобразовательной деятельности человека.
Наука, в отличие от других форм духовной культуры, способна оказывать эмоциональное воздействие на человека.
Установите соответствие между уровнями и методами научного познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
МЕТОДЫ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
А) наблюдение 1) эмпирический уровень
Б) выдвижение гипотез 2) теоретический уровень
В) эксперимент
Г) описание
Д) измерение
6. В стране Z информационные технологии являются важнейшим фактором производства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наибольшее развитие получают наукоемкие, ресурсосберегающие технологии.
2) Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.
3) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.
4) Общественные отношения регулируются правовыми и моральными нормами.
5) В структуре населения высок удельный вес среднего класса.
6) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.
7.Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Духовные потребности человека связаны с его биологической сущностью.
2) Индивид – единичный представитель человечества.
3) К социальным потребностям относят потребность в пище, воде, воздухе и др.
4) Свобода человека включает в себя возможность выбора между добром и злом.
5) Личность – совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни.
8. Выберите верные суждения об истине и ее критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Абсолютная истина является исчерпывающим знанием о предмете.
2) Истина – знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом.
3) Одним из критериев истинности знания является его понимание и принятие большинством людей.
4) Истинным можно считать лишь знание, основанное на доверии к авторитету великих ученых.
5) Относительной истине свойственная субъективность.
9. Ивану 17 лет. Найдите в приведенном списке черты, характеризующие Ивана как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) У Ивана светлые волосы и голубые глаза.
2) Рост Ивана – 170 см
3) Иван помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.
4) Иван занимается легкой атлетикой, серьезно относится к тренировкам.
5) Иван – добрый и отзывчивый человек.
6) Иван хорошо учится в школе, он интересуется биологией и химией.
10. Одиннадцатиклассник готовится к поступлению в вуз. Установите соответствие между примерами и элементами его учебной деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ЭЛЕМЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) решение задач 1) субъект
Б) консультация учителя 2) цель
В) одиннадцатиклассник 3) средство достижения цели
Г) получение высокого балла на экзамене
Д) учебники
11. Установите соответствие между примерами и видами безработицы, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
А) выпускники творческих вузов долго ищут работу 1) сезонная
по специальности, не соглашаясь ни на какую другую 2) структурная
Б) в связи с экономическим кризисом фирмы сократили 3) фрикционная
численность персонала 4) циклическая
В) в связи с изменением спроса на энергоресурсы многие
шахты закрылись, а шахтеры остались без работы
Г) полгода жители городка на морском побережье
обслуживают туристов, а в остальное время большинство
из них не могут найти работу
Д) в службе занятости безработные отказываются от рабочих
вакансий и просят подобрать работу менеджеров
12. Найдите в приведенном ниже списке факторы, которые могут способствовать повышению спроса на новую модель автомобиля. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) банки предоставляют кредиты на выгодных для клиентов условиях
2) доходы семей выросли за прошедший год
3) производитель сократил выпуск других моделей автомобилей
4) производитель активно рекламирует новую модель автомобилей
5) цены на новую модель автомобиля выше, чем на старую модель
6) налог с продаж был повышен на 1%
13. Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Финансовыми институтами называют организации, участвующие в финансово-кредитной системе.
2) Коммерческие банки занимаются привлечением сбережений домохозяйств.
3) Центральный банк осуществляет денежные расчеты между гражданами и предприятиями.
4) Коммерческие банки осуществляют монопольную эмиссию денег.
5) Коммерческие банки устанавливают учетную ставку.
14. В компании N примято стратегическое решение об открытии нового направления по производству бытовой техники. Найдите в приведенном ниже списке подтверждения того, что речь идет об интенсивном экономическом росте данного предприятия. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) используются современные компьютерные технологии
2) приобретена партия оборудования прошлого поколения
3) осуществляются инвестиции и инновационные разработки
4) происходит повышение квалификации работников
5) повышается производительность труда
6) масштабы производства увеличены за счет открытия новых цехов.
15. Выберите верные суждения об источниках финансирования бизнеса и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Финансирование – это способ обеспечения предприятия денежными средствами.
2) Основной недостаток самофинансирования бизнеса связан с ограниченностью имеющихся у его владельцев средств.
3) Внешнее финансирование бизнеса может осуществляться путем выпуска акций предприятия.
4) Внешние источники финансирования – это источники поступления денежных средств, которые образованы за счет результатов предпринимательской деятельности предприятия.
5) Главный внешний источник финансирования фирмы – ее прибыль.
16. Установите соответствие между характеристиками и факторами производства:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА
А) деятельность людей по производству товаров 1) труд
и услуг путем использования их физических и 2) земля
интеллектуальных возможностей, профес- 3) предпринимательские
сиональных навыков и опыта; способности
Б) все виды ресурсов, имеющихся на планете и
пригодных для производства экономических
благ;
В) факторный доход – рента;
Г) факторный доход – заработная плата;
Д) факторный доход – прибыль.
17. Владельцы ателье по пошиву одежды несут постоянные и переменные издержки. Что из перечисленного ниже относится в краткосрочном периоде к переменным издержкам ателье?
1) арендная плата за помещение; 4) расходы на рекламу;
2) приобретение сырья; 5) оклады менеджеров;
3) проценты по кредитам; 6) сдельная оплата персонала
18. На графике изображено изменение предложения коньков для фигурного катания на потребительском рынке: кривая предложения S переместилась в новое положение S (на графике P – цена товара, Q – количество товара).
![](https://fhd.multiurok.ru/8/2/2/82296631838b5a84af81c617625c4957f1f03596/phphk2M23_Kontrolnaya-rabota-za-kurs-10-klassa-profil_1_1.png)
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
рост цен на комплектующие изделия для коньков;
массовое открытие общедоступных катков;
сокращение количества фирм, производящих коньки;
снижение доходов большинства домохозяйств;
наступление зимнего сезона.
19. (А) Специалисты центров занятости отмечают, что молодые люди испытывают трудности на рынке труда. (Б) Рынок труда – сфера формирования спроса и предложения на трудовые услуги за заработную плату и другие предоставляемые блага. (В) Часть молодежи выходит на рынок труда, не имея профессионального образования или опыта работы. (Г) Многие работодатели отмечают недостаточное трудолюбие молодых сотрудников, частные нарушения ими трудовой дисциплины. (Д) Совершенно неоправданно завышены требования молодежи к уровню заработной платы.
20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Интеллект в психологии определяется как общая____________ (А) к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой______________(Б). Интеллект не сводится к мышлению, хотя мыслительные способности составляют основу интеллекта. В целом интеллект представляет собой _____________ (В) всех познавательных способностей человека: ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения и мышления.
В связи с успехами в развитии кибернетики, теории систем, теории информации и др. наметилась тенденция понимать интеллект как познавательную деятельность любых сложных систем, способных к обучению, целенаправленной переработке информации и ____________ (Г). Результаты научных исследований свидетельствуют о высоком уровне генетической _____________ (Д) интеллекта. Индивидуальный уровень развития интеллекта определяется также рядом средовых влияний: «интеллектуальным климатом» семьи, порядком рождения ребенка в семье, профессией родителей, широтой ____________(Е)в раннем детстве и т.д.»
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем требуется для заполнения пропусков.
Список терминов
саморегулирование 6) система
деятельность 7) возможность
социальные нормы 8) обусловленность
способность 9) мышление
социальные контакты
ЧАСТЬ 2.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24
Считается, что государство имеет возможность лучше, чем рынок, координировать производство общественных благ – небольшого класса товаров и услуг, потребление которых сложно ограничить только теми, кто за них платит…
Существует четыре основные причины, почему централизованное планирование будет почти наверняка приносить больше вреда, чем пользы.
Во-первых, оно просто заменяет рынок политикой. Напомним, что государство является экономическим регулятором. Те, кто занимается централизованным планированием (а также контролирующие их законодатели), на самом деле совсем не похожи на бескорыстных святых. Естественно, что субсидии и инвестиции, выделяемые плановыми органами, находятся под влиянием политических мотивов.
Во-вторых, есть все основная полагать, что инвесторы, рискующие своими деньгами, будут принимать более правильные решения, чем центральные плановые органы, распоряжающиеся деньгами налогоплательщиков. Инвестор, если хочет получить прибыль, должен вложить деньги в проект, который повышает ценность затраченных ресурсов, а если делает ошибку и инвестиционный проект оборачивается неудачей, то сам же и страдает от последствий этого. В противоположность этому связь между принятием эффективных проектов и личным благосостоянием тех, кто занимается централизованным планированием, весьма и весьма слаба…
В-третьих, центральные плановые органы питаются неточной информацией. Поскольку они являются источником инвестиционных средств, руководители как частных, так и государственных предприятий с целью получения правительственных льгот будут передавать им искаженную информацию. Они будут пытаться убедить плановые органы, что их предприятие производит (или может производить) тот вид товаров и услуг, который чрезвычайно ценен для всего населения, и что, если их предприятию дать некоторые средства, они сделали бы для благосостояния общества нечто необыкновенное…
В-четвертых, не существует способа получения информации, достаточной для разработки разумного государственного плана. Мы живем в мире динамичных изменений. Технические сдвиги, новые продукты, политические волнения, изменения спроса и скачки в погодных условиях постоянно меняют относительную дефицитность ресурсов и товаров. Никакая центральная власть не в состоянии поспеть за этими изменениями, а следовательно, не способна дать менеджерам компаний на местном уровне разумные инструкции.
Рынки фиксируют и сводят воедино раздробленную на миллионы частей информацию, формируя цены, которые становятся сигналами для предприятий и собственников ресурсов осуществлять свои действия в соответствии с изменившимися условиями. Ни один центральный плановый орган не в состоянии получить, и притом без искажений, эту важную, но рассеянную информацию.
Невероятное разнообразие нужд и желаний людей, знание уникальных особенностей времени и месторасположения – все это лежит вне ведения любого планового органа. Эти органы действуют, располагая лишь малой долей необходимой информации, которая во многом становится неточной уже к моменту ее поступления. (Р. Строуп)
21. Почему, по мнению авторов, централизованное планирование неэффективно? Используя текст, укажите четыре причины.
22. Какие функции рынка рассмотрены авторами? Используя текст, укажите три функции.
23. Приведите три примера общественных благ, и объясните, почему государство успешнее, чем рынок, организует их производство (используя обществоведческие знания, дайте два объяснения).
24. Как в условиях рынка связаны свобода и ответственность экономических субъектов? Какие экономические и правовые институты обеспечивают возможность свободного выбора субъектов экономики? (Укажите любые два института и кратко поясните роль каждого из них.
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах представления истины, и одно предложение, раскрывающее объективный характер истины.
26. Приведите три примера влияния современной науки на развитие общества.
27. Жители страны Z обнаружили, что цены на товары и услуги в течение последних шести месяцев растут на 50-60% в месяц, а качество товаров и услуг при этом не меняется. О каком экономическом явлении свидетельствует данный факт? (Назовите это явление и укажите его вид). Поясните, в чем опасность данного экономического явления (используя обществоведческие знания, дайте три пояснения).
28. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Научное познание». Составьте план, в соответствии с которым вы будете раскрывать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.