Вариант 1
Инструкция по выполнению работы
На выполнение контрольной работы по обществознанию даётся 60 минут. Работа состоит из 3 частей, включающих 15 заданий.
Часть 1 включает 10 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Часть 2 состоит из 4 заданий, на которые надо дать краткий ответ в виде слова (словосочетания), цифры или последовательности цифр.
Часть 3 включает 1 задание с развёрнутым ответом. Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
A1
Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется
1) | прогрессом |
2) | революцией |
3) | контрреформой |
4) | эволюцией |
A2
Совокупность всего, созданного человечеством - это …
1) | техника |
2) | общество |
3) | экономика |
4) | культура |
A3
Человек, в отличие от животного, обладает способностью
1) | защищаться от опасности |
2) | приспосабливаться к условиям среды |
3) | обучать потомство |
4) | видеть цель своих действий |
A4
Верны ли следующие суждения о личности?
А. Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.
Б. Большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
A5
Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истина относительна, так как она отражает объект не полностью, а в известных пределах.
Б. Истина относительна, так как она отражает объект в определенных условиях, которые постоянно изменяются и развиваются.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
A6
Какой вид знания представляет собой своеобразный свод рецептов поведения, выработанных жизнью многих поколений?
1) | повседневный опыт |
2) | тео ретические знания |
3) | на родная мудрость |
4) | художественный образ |
A7
Совокупность исторически сложившихся форм жизнедеятельности людей, в которой реализуются их общие потребности - это …
1) | цивилизация |
2) | общество |
| |
4) | культура |
3) | формация |
A8
Общество, в котором определяющим фактором развития выступает сельское хозяйство, основным принципом организации социальных отношений является жёсткая иерархическая стратификация, называется
1) | первобытным |
3) | индуст риальным |
2) | постиндустриальным |
4) | т радиционным |
| |
A9
Верны ли следующие суждения о познании?
А. Формирование наших знаний о мире возможно в результате чувственного и рационального познания.
Б. Данные, опровергающие прежние представления, можно получить в ходе научного эксперимента.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
A10
Екатерина мечтает стать телеведущей, поэтому читает специальную литературу, посещает театральные представления, работает над своей дикцией. Потребность Анны является
1) | социальной |
2) | духовной |
3) | престижной |
4) | физиологической |
Часть 2
В1
B2
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику.
1) прогресс, 2) структура, 3) эволюция, 4) реформа, 5) спад, 6) стратификация.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | | ТИПЫ ОБЩЕСТВ |
А) | господст во сельского натурального хозяйства | Б) | дом инирование интенсивных технологий | В) | господство общинной собственности | Г) | преобладание ручных орудий труда | Д) | развитие расширенного воспроизводства | | | 1) | традиционное (аграрное) | 2) | индустриальное | |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
B3
Найдите в приведённом ниже списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) | способность к совместной преобразовательной деятельности |
2) | стремление к самореализации |
3) | умение приспосабливаться к природным условиям |
4) | устойчивые взгляды на мир и своё место в нём |
5) | потребность в воде, пище, отдыхе |
B4
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Человек живет в ___2_____(А), и его поступки обусловлены становлением, развитием в человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определённые ___5_____(Б) с окружающими. В условиях современной России и складывающихся в ней новых общественных отношений, рыночной __9______(В) и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными ________(Г). И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология. Социальная психология изучает ________(Д) психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль ________(Е), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Cписок терминов:
1) | знание |
2) | общество |
3) | группа |
4) | позиция |
5) | отношение |
6) | норма |
7) | закономерность |
8) | поведение |
9) | экономика |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова.
Часть 3
C1
Выберите
одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
При изложении своих мыслей, при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
C3.1
Философия | «Все наши теории – это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян) |
C3.2
Социальная психология | «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г. Ананьев) |
C3.3
Социология | «Желаю я того или не желаю, но я - плод общества». (М. Лайтман) |
Установите соответствие между характеристиками различных обществ и их типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
7