Вариант 3
Инструкция по выполнению работы
На выполнение контрольной работы по обществознанию даётся 60 минут. Работа состоит из 3 частей, включающих 15 заданий.
Часть 1 включает 10 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Часть 2 состоит из 4 заданий, на которые надо дать краткий ответ в виде слова (словосочетания), цифры или последовательности цифр.
Часть 3 включает 1 задание с развёрнутым ответом. Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
A1
Что характеризует общество как динамичную систему?
1) | наличие общественных отношений |
2) | сохранение связи с природой |
3) | наличие социальных институтов |
4) | самоорганизация и саморазвитие |
A2
Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, – это
1) | выводы, полученные научным путем |
2) | суждения, лишенные субъективных оценок |
3) | исчерпывающее знание о предмете |
4) | экспериментально установленные факты |
A3
Проявлением духовной культуры является:
1) | открытие в области фундаментальной науки |
2) | производство материальных благ |
3) | принятие нового избирательного закона |
4) | повышение урожайности зерновых культур |
A4
Верны ли следующие суждения?
А. Постиндустриальное общество определяется как общество, в экономике которого приоритет переходит от преимущественного производства товаров к производству услуг, знаний, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни.
Б. В индустриальном обществе знание и информация становятся важнейшими факторами производства наряду с сырьем, капиталом, трудом, которые используются в процессе производства.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
A5
Верны ли следующие суждения о взаимодействии человека с природой?
А. Естественная окружающая человека среда отступает перед искусственной средой, но, в конечном счете, нужна человеку больше последней.
Б. Современному человеку искусственная окружающая среда может заменить среду естественную.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
A6
Что является высшим критерием общественного прогресса?
1) | интересы развития производительных сил |
2) | моральное, духовно-нравственное состояние общества |
3) | развитие разума |
4) | возвышение гуманизма |
A7
Главными формами социального развития общества являются:
1) | революция и переворот |
2) | реформы и революции |
3) | переворот и модернизация |
4) | всё выше перечисленное |
A8
Что из перечисленного относится к научным знаниям?
1) | библейская легенда о сотворении мира |
2) | предание о Всемирном потопе |
3) | находки археологами клинописного архива цивилизации шумеров |
4) | сообщения Геродота о племенах людей с собачьими головами |
A9
Верны ли следующие суждения о познании?
А. Познавательная деятельность людей сопровождается ошибками, заблуждениями, иллюзиями.
Б. Познавательная деятельность людей неразрывно связана с работой сознания, волей, памятью, убеждениями.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
A10
Человека, как представителя человеческого рода, характеризуют понятием:
1) | индивидуальность |
2) | личность |
3) | индивид |
4) | гражданин |
Часть 2
В1
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие "теоретические познания".
1) наблюдение, ) индукция, 3) анализ, 4) аналогия, 5) ощущение, 6) обобщение.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
B2
ПРИЗНАКИ | | СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ |
А) | осуществление управления обществом | Б) | передача знания и опыта новым поколениям | В) | первичная социализация подрастающего поколения | Г) | регулирование общественных отношений | | | 3) власть |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
B3
Найдите в приведённом ниже списке потребности, обусловленные социальными характеристиками человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) | в трудовой деятельности |
2) | во сне |
3) | в отдыхе |
4) | в созидании чего-либо |
5) | в социальной активности |
B4
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Духовное __________(А) выделилось на определенном этапе развития человека в особую сферу деятельности. Продукты этой деятельности существуют в _____________(Б) индивидов. Они выражаются в
______________(В) форме – язык, религия, стили искусства и т.д. Некоторые элементы культуры приобретают характер «вечных» ценностей, определяют ___________(Г) и назначение человеческой жизни. Для духовного
производства необходима материальная база – школы, театры, музеи, издательства, средства массовой коммуникации. В сфере духовного производства действует ряд ________________(Д), таких как церковь, образование, наука, искусство, а также отдельные специалисты. Продукты духовного производства представляют собой ____________(Е) культурного опыта современников и всех предшествующих поколений».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Cписок терминов:
1) | социальный статус |
2) | синтез |
3) | знаково-символический |
4) | сознание |
5) | социальный институт |
6) | производство |
7) | общество |
8) | смысл |
9) | устный |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова.
Племён
Часть 3
C1
Выберите
одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
C3.1
Философия | «Люди не в состоянии изменить свою природу». (Д. Юм) |
C3.2
Социальная психология | «Чем ярче проявляет себя индивидуальность, тем больше стремится она к единению со всем сущим». (Р. Тагор) |
C3.3
Социология | «Школой примера является весь мир, а наставники в этой школе - история и опыт». (лорд Г. С.-Дж. Болингброк) |
Установите соответствие между социальными институтами и их характерными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
6