СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно- измерительные материалы по химии для промежуточной аттестации в 10 классе (ФКГОС)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для проведения промежуточной аттестации по химии в 10 классе, в 2 вариантах, ориентирована на учебник Фельдмана Ф.Г. и Рудзитиса Г.Е.

Просмотр содержимого документа
«Контрольно- измерительные материалы по химии для промежуточной аттестации в 10 классе (ФКГОС)»


Пояснительная записка КИМа по химии для 10 класса


1. Назначение КИМа для промежуточной аттестационной работы

Контрольно-измерительный материал предназначен для проведения контрольной работы в форме ЕГЭ в 10 классе с фиксацией результатов по пятибалльной системе.

Цель работы: Выявить сформированность базовых умений по химии на третьей ступени общего образования.

2. Документы, определяющие содержание ВПР

Содержание контрольно-измерительного материала по химии определяется на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по химии, базовый уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

3. Подходы к отбору содержания и разработке структуры КИМа

Разработка КИМа по химии осуществляется с учетом следующих общих положений:

 КИМ ориентирован на проверку усвоения системы знаний и умений, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для средней школы. В Федеральном компоненте Государственного стандарта среднего общего образования эта система знаний и умений представлена в виде требований к уровню подготовки выпускников по химии (базовый уровень);

 проверка сформированности усвоения основных элементов содержания курса химии осуществляется на двух уровнях сложности: базовом и повышенном;

 учебный материал, проверяемый заданиями КИМа, отбирается с учетом его общекультурной значимости для общеобразовательной подготовки выпускников средней школы.

4. Структура и содержание КИМа

Каждый вариант КИМа содержит 14 заданий различных типов и уровней сложности.

Форма задания

Номера заданий

С выбором 1 ответа

1,2,3

С выбором 2 ответов

5,6,7

На установление соответствия

4,8,9

С кратким ответом

10,11,12

С развернутым ответом

13,14

Данная работа соответствуют обязательному минимуму содержания по химии и требованиям к уровню подготовки выпускников 10-го класса средней общеобразовательной школы. Каждый вариант содержит четырнадцать заданий из них двенадцать базового уровня: три задания с выбором 1 ответа по разным темам курса, три задания с выбором 2 ответов, три на установление соответствия, три с кратким ответом и два задания с полным решением, два задания – повышенного уровня



Проверяемые ключевые элементы

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

заданий

Проверяемые умения

Называть

№1

Называть вещества по номенклатуре ИЮПАК.


Определять

№2

Определять пространственное строение молекул

№3

Определять химические связи в органических веществах

№4

Определять принадлежность вещества к определённому классу органических соединений

№5

Определять изомеры

№6

Определять гомологи

№10

Определять типы химических реакций в органической химии


Характеризовать

№7,8,9

Характеризовать общие свойства основных классов органических веществ.


Понимать

№11

Понимать, что практическое применение веществ обусловлено их составом, строением и свойствами


Проводить

№12

Проводить вычисления количества вещества, объема или массы по количеству вещества, объему, или массе реагентов, или продуктов реакции.

ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ

№13

Проводить вычисления по химическим формулам

№14

Составлять уравнения реакций, подтверждающие взаимосвязь органических соединений




Инструкция для учителя

Условия:

    1. Количество вариантов заданий

Для проведения итоговой аттестационной работы предусмотрено 2 варианта.

    1. Время выполнения работы

На выполнение всей работы отводится 45 минут.

    1. Дополнительные материалы и оборудование

В процессе выполнения работы учащийся может использовать следующие дополнительные материалы:

 Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

 таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;

 электрохимический ряд напряжений металлов;

 непрограммируемый калькулятор.

    1. Последовательность выполнения заданий

При выполнении работы сначала выполняются задания базового уровня сложности (1-12), затем повышенного.

    1. Правила оформления работы

Ответы на задания промежуточной аттестационной работы записываются в тексте работы в отведенных для этого местах. В инструкции к варианту описываются правила записи ответов к заданиям.

    1. Перечень литературы, учебников рекомендованный учащимся для подготовки к аттестации по данному учебному предмету, курсу

К выполнению работы можно готовиться по учебникам: - Химия 10 класс Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман (2012 год)


Критерии оценки

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Задания 1,2,3,10,11 оцениваются по 1 баллу. Задания 4,5,6,7,8,9,12 – в 2 балла. Задания 13,14 – в 3 балла. Всего – 25 баллов.

Оценивание заданий повышенного уровня сложности осуществляется на основе поэлементного анализа ответов учащихся. Максимальная оценка за верно выполненное задание составляет 3 балла. Задания с развернутым ответом могут быть выполнены учащимися разными способами. Поэтому приведенные в критериях оценивания образцы решений следует рассматривать лишь как один из возможных вариантов ответа.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе.

Оценивание:

13 -17 первичных баллов – оценка «3»

18-22 – оценка «4»

23-25 – оценка «5»

.


Эталоны ответов

вопроса

1 вариант

2 вариант

1

4

2

2

3

2

3

4

3

4

4,2,1

2,3,4

5

2,5

1,5

6

1,5

2,5

7

3,4

3,5

8

4,1,3,2

2,4,1,5

9

4,2

1,4

10

гидрогалогенирование

дегидрирование

11

этанол (этиловый спирт)

уксусная кислота

12

126г

7,8 л

13

С8Н18

С3Н8

14




Инструкция для учащихся

На выполнение контрольной работы по химии дается 45 минут. Работа включает 14 заданий.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

При выполнении работы вы можете пользоваться периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов, а также калькулятором.

Задания 1,2,3,10,11 оцениваются по 1 баллу. Задания 4,5,6,7,8,9,12 – в 2 балла. Задания 13,14 – в 3 балла. Всего – 25 баллов.

Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Ответ запишите по приведённым ниже образцам в поле ответа в тексте работы.

X

Y


3

5

Ответ:




Ответ:

4

2

Ответы к заданиям 13-14 включают в себя подробное описание всего хода выполнения задания. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.


Промежуточная аттестация по курсу 10 класса (УМК Рудзитиса, Фельдмана)

Вариант 1

1. Из предложенных вариантов выберите название вещества, структурная формула которого CH3CH2CH(CH3)CH2СООН

1) 2- метилгексаналь; 3) 3 – метилгексановая кислота;

2) 3 – метилпентаналь; 4) 3 – метилпентановая кислота.


Ответ:

2. Вид гибридизации электронных орбиталей атома углерода, обозначенного

 звёздочкой в веществе, формула которого СН3 ─ СН2 ─ СН (СН3)─ С* ≡ СН

        1) sp3                                                         3) sp

        2) sp2                                                         4) не гибридизован


Ответ:


3. Две π-связи содержатся в молекуле

1) этена; 2) бутана; 3) бутена; 4) этина


Ответ:


4. Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА

КЛАСС/ГРУППА

А) метилбензол

1) альдегиды

Б) анилин

2) амины

В) 3-метилбутаналь

3) аминокислоты


4) углеводороды


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В




Ответ:



5. Из предложенного перечня выберите два вещества, которые являются

структурными изомерами бутена-1.

1) бутан

2) циклобутан

3) бутин-2

4) бутадиен-1,3

5) метилпропен

Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.



Ответ:



6. Из предложенного перечня выберите два вещества, которые являются

гомологами бутана.

1) пропан

2) циклобутан

3) бутин-2

4) бутадиен-1,3

5) гексан

Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.



Ответ:




7. Из предложенного перечня выберите два вещества, с которыми реагирует формальдегид.

1) Сu

2) N2

3) H2

4) Ag2O (NH3 р-р)

5) СН3ОСН3

Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.



Ответ:


8. Установите соответствие между исходными веществами и основным продуктом, полученным в результате их взаимодействия


Исходные вещества Основной продукт реакции

А. СН3СОН + Н2 1. Углекислый газ

Б. С2Н5ОН + О2 2. Гексахлорбензол

В. С2Н2 + 2Н2 3. Этан

Г. С6Н6 + СI2 (в присутствии УФ) 4. Этанол

5. Хлорбензол

Ответ: впишите соответствующие буквам цифры

А.

Б.

В.

Г.






9 . Задана следующая схема превращений веществ:

CH3CH2Cl +X→ CH3CH2OH +Y→ CH3CHO

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.

1) H2

2) CuO

3) Cu(OH)2

4) NaOH (H2O)

5) NaOH (спирт)

Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Х

Y



Ответ:


10. Реакция присоединения галогено-водородов по кратным связям называется реакцией ________________.


11. Это вещество используется человеком в медицине для приготовления растворов лекарств, как антисептик, как согревающее средство. При чрезмерном использовании этого вещества внутрь возникает зависимость от него. Это вещество _____________________________.


12. Вычислите массу пропена, необходимого для взаимодействия с 67,2 л водорода.

(ответ запишите с точностью до десятых) Ответ: __________.


13. Выведите молекулярную формулу углеводорода, массовая доля водорода в котором 15,79 %, а плотность паров этого вещества по воздуху равна 3,93.

Дано: Решение:



Найти:



14. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: СаС2 → С2Н2 → С6Н6 → С6Н5NO2 

Ответ:





Промежуточная аттестация по курсу 10 класса (УМК Рудзитиса, Фельдмана)


Вариант 2

1. Из предложенных вариантов выберите название вещества, структурная формула которого (СН3)2С = СН – СН2 – СН3

1) 3-метанпентадиен-1,3 3) 2-метилбутадиен-1,3

2) 2-метилпентен-2 4) 3-метилбутен-1


Ответ:



2. Вид гибридизации электронных орбиталей атома углерода, обозначенного

 звёздочкой в веществе, формула которого СН3 ─ СН2 ─ СН (СН3)─ С*Н = СН2

        1) sp3                                                         3) sp

        2) sp2                                                         4) не гибридизован


Ответ:


3. Одна π-связь содержатся в молекуле

1) этана; 2) бутана; 3) бутена; 4) этина


Ответ:


4. Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

НА­ЗВА­НИЕ ВЕ­ЩЕ­СТВА

КЛАСС (ГРУП­ПА) ОР­ГА­НИ­ЧЕ­СКИХ СО­ЕДИ­НЕ­НИЙ

A) ме­та­наль

Б) гли­це­рин

B) гли­цин

1) арены

2) аль­де­ги­ды

3) спир­ты

4) ами­но­кис­ло­ты

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В




Ответ:



5. Из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня вы­бе­ри­те два ве­ще­ства, ко­то­рые яв­ля­ют­ся струк­тур­ны­ми изо­ме­ра­ми гек­се­на-2

1) цик­ло­гек­сан

2) цик­ло­бу­тан

3) гек­сан

4) гек­сен-1

5) 2,3-ди­ме­тил­пен­тен-2

Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.



Ответ:



6. Из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня вы­бе­ри­те два ве­ще­ства, ко­то­рые яв­ля­ют­ся го­мо­ло­га­ми ме­тил­про­па­но­ла-1

1) бу­та­нол-1

2) 2-ме­тилпента­нол-1

3) про­па­нон

4) про­пан­диол-1,2

5) 2-ме­тил­бу­та­нол-1

Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.



Ответ:




7. Из предложенного перечня выберите два вещества, с которыми реагирует

метиламин.

1) пропан

2) хлорметан

3) вода

4) гидроксид натрия

5) соляная кислота

Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.



Ответ:


8. Установите соответствие между исходными веществами и основным продуктом, полученным в результате их взаимодействия


Исходные вещества Основной продукт реакции

А. СН3СООН + СН3ОН 1. СН3СНО

Б. СН3СООН + NaHCО3 2. СН3СООСН3

В. С2Н5 OH + CuO (наревание) 3. СН3СОCl

Г. СН3COOH + СI2 (в присутствии УФ) 4. СН3COONa

5. СН2ClСООН

Ответ: впиши соответствующие буквам цифры

А.

Б.

В.

Г.






9 . Задана следующая схема превращений веществ:

С2Н6 +X→ C2H5CI +Y→ C2H5ОН

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.

1) Cl2

2) CuO

3) Cu(OH)2

4) NaOH (H2O)

5) NaOH (спирт)

Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Х

Y



Ответ:


10. Реакция отщепления водорода от органических веществ называется реакцией ________________.


11. Это вещество прозрачная жидкость, имеющая очень резкий и неприятный запах, обладает очень кислым вкусом. Применяется очень широко в приготовлении домашних консервов из овощей и фруктов. Из него готовят маринады различных составов, благодаря которым овощные заготовки хранятся всю зиму и не портятся.

Это вещество _____________________________.


12. Рас­счи­тай­те объём (н. у.) кис­ло­ро­да, не­об­хо­ди­мый для пол­но­го сго­ра­ния 4,6 г эта­но­ла. (ответ запишите с точностью до десятых) Ответ: __________.

13. Углеводород содержит 81,82% углерода. Относительная плотность этого вещества по водороду равна 22. Найдите молекулярную формулу этого углеводорода.

Дано: Решение:



Найти:



14. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

Ответ: