СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно- измерительные материалы по химии для промежуточной аттестации в 8 классе (ФКГОС)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для проведения промежуточной аттестации в 8 классе, ориентировано на учебник Фельдмана Ф.Г. и Рудзитиса Г.Е.

Просмотр содержимого документа
«Контрольно- измерительные материалы по химии для промежуточной аттестации в 8 классе (ФКГОС)»

Пояснительная записка

1. Назначение КИМа для промежуточной аттестационной работы

Контрольно-измерительный материал предназначен для проведения промежуточной аттестации по химии в 8 классе в форме годовой контрольной работы с фиксацией результатов по пятибалльной системе.

Цель работы: Выявить сформированность базовых умений по химии на второй ступени общего образования.

2. Документы, определяющие содержание ВПР

Содержание контрольно-измерительного материала по химии определяется на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по химии, базовый уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

3. Подходы к отбору содержания и разработке структуры КИМа

На основании ФК ГОС по химии базового уровня разработан кодификатор, определяющий перечень элементов содержания и перечень способов деятельности, выносимых на итоговую проверку.

Разработка КИМа по химии осуществляется с учетом следующих общих положений:

 КИМ ориентирован на проверку усвоения системы знаний и умений, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для средней школы. В Федеральном компоненте Государственного стандарта среднего общего образования эта система знаний и умений представлена в виде требований к уровню подготовки выпускников по химии (базовый уровень);

 проверка сформированности усвоения основных элементов содержания курса химии осуществляется на двух уровнях сложности: базовом и повышенном;

 учебный материал, проверяемый заданиями КИМа, отбирается с учетом его общекультурной значимости для общеобразовательной подготовки выпускников средней школы.

План КИМа


№.

Название раздела

Номера вопросов

1.

Первоначальные химические понятия

А2,А3,А4,А8,А9,А12,В3

2.

Кислород. Оксиды, горение

А8

3.

Растворы. Вода.

В2

4.

Основные классы неорганических соединений.

А5,А6,В1

5.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.

А1,А10

6.

Химическая связь. Строение вещества.

А7,А11

4. Структура и содержание КИМа

Каждый вариант КИМа содержит 15 заданий различных типов и уровней сложности.

Форма задания

Номера заданий

С выбором 1 ответа

1,2,3

На установление соответствия

4,5,6

С выбором 2 ответов

7,8

Задания с альтернативным ответом

9

На восстановление последовательности

10,11

С кратким ответом

12

С развернутым ответом

13,14,15

Данная работа соответствуют обязательному минимуму содержания по химии и требованиям к уровню подготовки выпускников 8-го класса основной общеобразовательной школы. Каждый вариант содержит пятнадцать заданий из них двенадцать базового уровня сложности: три задания с выбором 1 ответа по разным темам курса, три задания с выбором 2 ответов, два на установление соответствия, один с альтернативными ответами, два на восстановление последовательности, один с кратким ответом и три задания с полным решением - повышенного уровня.

Задания проверочной работы ориентированы на проверку овладения учащимися определёнными видами умений.


Вопрос

Проверяемый элемент

Коды проверяемых элементов содержания (см. кодификатор ОГЭ)

А1

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева.

1.1

А2

Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ.

1.6

А3

Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения.

2.1

А4

Чистые вещества и смеси. Разделение смесей и очистка веществ.

1.5

А5

Валентность химических элементов.

1.4

А6

Номенклатура неорганических соединений

4.1

А7

Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная

1.3

А8

Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии

2.2

А9

Правила безопасной работы в школьной лаборатории.

Лабораторная посуда и оборудование.

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.

4.1

А10

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

1.2

А11

Степень окисления химических элементов

1.4

А12

Вычисление массовой доли химического элемента в веществе

4.5.1

В1

Химические свойства простых веществ.

Химические свойства сложных веществ.

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.

3.1

3.2

3.3

В2

Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе

4.5.2

В3

Расчетная задача по уравнению реакции

4.5.3

Спецификация работы

задания

Проверяемые умения

Уровень

Знать


А4

Чистые вещества и смеси.

Б

А9

Правила безопасной работы в школьной лаборатории.

Б

Называть


А6

Называть химические соединения по формулам

Б

А3

Называть признаки и условия осуществления химических реакций

Б

Составлять


А12

Составлять формулы веществ по названию

Б

В1

Составлять уравнения химических реакций

Б

Характеризовать


В1

Характеризовать характерные химические свойства основных классов соединений

Б

Объяснять


А1

Объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номеров группы (для элементов

главных подгрупп) и периода в Периодической системе, к которым принадлежит элемент;

Б

А10

Объяснять закономерности в изменении свойств химических элементов и их соединений в зависимости от положения в Периодической системе;

Б

В1

Объяснять взаимосвязь веществ

П

Определять


А2

Определять принадлежность веществ к простым и сложным веществам

Б

А5

Определять принадлежность веществ к определенному классу неорганических соединений

Б

А8

Определять тип химической реакции

Б

А7

Определять вид химической связи

Б

А11

Определять степень окисления элементов


Вычислять


А12

Вычислять массовую долю элемента в веществе

Б

В2

Вычислять массовую долю вещества в растворе

Б

В3

Вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему, или массе реагентов, или продуктов реакции.

П


Инструкция для учителя

Условия:

    1. Количество вариантов заданий

Для проведения промежуточной аттестационной работы предусмотрено 2 варианта.

    1. Время выполнения работы

На выполнение всей работы отводится 45 минут.

    1. Дополнительные материалы и оборудование

В процессе выполнения работы учащийся может использовать следующие дополнительные материалы:

 Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

 таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;

 электрохимический ряд напряжений металлов;

 непрограммируемый калькулятор.

    1. Последовательность выполнения заданий

При выполнении работы сначала выполняются задания базового уровня сложности (1-12), затем повышенного.

    1. Правила оформления работы

Ответы на задания итоговой аттестационной работы записываются в тексте работы в отведенных для этого местах. В инструкции к варианту описываются правила записи ответов к заданиям.

    1. Перечень литературы, учебников рекомендованный учащимся для подготовки к аттестации по данному учебному предмету, курсу

К выполнению работы можно готовиться по учебникам: - Химия 8 класс Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман (2012 год)


Критерии оценки

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Задания 1,2,3 оцениваются по 1 баллу. Задания 4 - 12 – в 2 балла. Задания 13,14,15 – в 3 балла. Всего – 30 баллов.

Оценивание заданий повышенного уровня сложности осуществляется на основе поэлементного анализа ответов учащихся. Максимальная оценка за верно выполненное задание составляет 3 балла. Задания с развернутым ответом могут быть выполнены учащимися разными способами. Поэтому приведенные в критериях оценивания образцы решений следует рассматривать лишь как один из возможных вариантов ответа.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе.

Оценивание:

15 – 20 - первичных баллов – оценка «3»

21-26 – оценка «4»

27-30 – оценка «5»

.


Эталоны ответов

вопроса

1 вариант

2 вариант

1

1

2

2

3

2

3

1

2

4

БАВ

БАВ

5

БАГВ

БГАВ

6

АВБГ

ДВБЕ

7

1,6

2,5

8

1,2

2,3

9

Нет, да, нет, нет, да

Нет, да, нет, да, да

10

2,3,4,1

1,4,3,2

11

3,4,1,2

3,1,2,4

12

72,7%

50%

13

FeCl2+2NaOH= Fe(OH)2 +2NaCl

Fe(OH)2=t FeO +H2O

FeO + 2HCl = FeCl2+H2O

2Al+3H2SO4= Al2(SO4)3 +3H2

Al2(SO4)3+3NaOH= Al(OH)3+Na2SO4

2Al(OH)3=t Al2O3 + 3H2O

14

9,09%

11,8%

15

8,8 г

8,0 г


Промежуточная аттестация по курсу 8 класса (УМК Рудзитиса, Фельдмана)

Вариант 1

В заданиях А1-А3 выберите номер правильного ответа.

А1. На приведённом рисунке

 изображена модель атома

  1. бора 2) алюминия 3) азота 4) берилия


Ответ


А2. В ряду расположены формулы только простых веществ

  1. вода, кислород, кальций

  2. оксид натрия, хлороводород, азотная кислота

  3. сера, фосфор, медь

  4. калий, хлор, гидроксид магния


Ответ


А3. При растворении магния в соляной кислоте можно наблюдать:

1) выделение газа 2) изменение цвета

3) появление запаха 4) выпадение осадка


Ответ


В заданиях А4-А6 установите соответствие, и запишите буквы выбранных вами ответов

А4. Установите соответствие между столбцами

СМЕСЬ

СПОСОБ РАЗДЕЛЕНИЯ СМЕСЕЙ

  1. Смесь железных и древесных опилок

А) фильтрование

  1. Смесь речного песка в воде

Б) действие магнитом

  1. Раствор поваренной соли в воде

В) выпаривание

1

2

3




Ответ:



А5. Установите соответствие между формулой соединения и классом, к которому относится это соединение

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА

КЛАСС НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

  1. SO2

А) кислота

  1. H2CO3

Б) оксид

  1. CaSiO3

В) основание

  1. Mg(OH)2

Г) соль

1

2

3

4





Ответ:



А6. Установите соответствие между формулой соединения и его названием

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА

НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА

А) оксид азота (II)

  1. KNO2

Б) азотная кислота

  1. HNO3

В) нитрит калия

  1. Fe(NO3)2

Г) нитрат железа (II)


Д) оксид азота (I)


Е) нитрат железа (III)

1

2

3

4





Ответ:



В заданиях А7-А8 выберите все верные ответы из предложенных.

А7. Выпишите формулы веществ в молекулах, которых ковалентная полярная химическая связь 1) SO2 2) O3 3) NaF 4)K 5) H2 6)H2S



Ответ:



А8. Выберите классификационные характеристики реакции, уравнение которой 2SО2 + О2  2SО3 + Q

  1. Экзотермическая

  2. Эндотермическая

  3. Соединения

  4. Замещения

  5. Разложения



Ответ:



А9 . Если согласны с утверждением, то в таблице ответов напротив утверждения обведите «да», если не согласны – обведите «нет».

Утверждения



1.

Разбитый ртутный термометр и вытекшую из него ртуть следует выбросить в мусорное ведро.

да

нет

2.

Красками, содержащими соединения свинца, не рекомендуется покрывать детские игрушки и посуду.

да

нет

3.

Для определения состава вещества, содержащегося в склянке без этикетки, его можно попробовать на вкус.

да

нет

4.

При нагревании жидкости необходимо закрыть пробирку пробкой.

да

нет

5.

При работе с растворами едких веществ необходимо надевать защитные перчатки и очки

да

нет


В заданиях А10-А11 выпишите цифры в заданном в задании порядке.

А 10. Расположите символы элементов в порядке возрастания металлических свойств

  1. натрий 2) хлор 3) фосфор 4) алюминий





Ответ:


А11. Расположите формулы веществ по увеличению степени окисления серы в них

  1. SO2

  1. K2SO4

  1. H2S

  1. S





Ответ:


А12. Рассчитайте массовую долю кислорода в оксиде углерода (IV).Ответ запишите с точностью до десятых.

Ответ:


В заданиях (В1,В2,В3) запишите полное решение. Ответы записывайте четко и разборчиво.

В1. Дана схема превращений: FeCl2 → Fe(OH)2  → FeO → FeСl2

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.

Ответ:



В2. В 70 г воды растворили 7 г соли, вычислите массовую долю соли в полученном растворе.

Дано: Решение:



Найти:



В3. Вычислите массу оксида углерода (IV), полученного при сжигании 2,4г углерода.

Дано: Решение:



Найти:


Промежуточная аттестация по курсу 8 класса (УМК Рудзитиса, Фельдмана)

Вариант 2

В заданиях А1-А3 выберите номер правильного ответа.

А1. На приведённом рисунке изображена модель атома

1) бора

2) фосфора

3) мышьяка

4) брома




Ответ:


А2. В ряду расположены формулы только сложных веществ

  1. вода, кислород, кальций

  2. оксид натрия, хлороводород, азотная кислота

  3. сера, фосфор, медь

  4. калий, хлор, гидроксид магния


Ответ:


А3. При пропускании водорода над оксидом меди (II) можно наблюдать:

1) выделение газа 2) изменение цвета

3) появление запаха 4) выпадение осадка


Ответ


В заданиях А4-А6 установите соответствие, и запишите буквы выбранных вами ответов

А4. Установите соответствие между смесью и способом разделения данной смеси

Смесь

Способ разделения

  1. Смесь железных и алюминиевых стружек

А) фильтрование

  1. Смесь древесных опилок в воде

Б) действие магнитом

  1. Раствор сахара в воде

В) выпаривание

1

2

3




Ответ:



А5. Установите соответствие между формулой соединения и классом, к которому относится каждое соединение

Формула

Класс

  1. CO2

А) кислота

  1. K2CO3

Б) оксид

  1. H2SiO3

В) основание

  1. Cu(OH)2

Г) соль

1

2

3

4





Ответ:



А6. Установите соответствие между формулой соединения и названием

Формула

Название

  1. N2О

А) оксид азота (II)

  1. KNO3

Б) азотистая кислота

  1. HNO2

В) нитрат калия

  1. Fe(NO3)3

Г) нитрат железа (II)


Д) оксид азота (I)


Е) нитрат железа (III)

1

2

3

4





Ответ:



В заданиях А7-А8 выберите все верные ответы из предложенных.

А7. Выпишите формулы веществ в молекулах, которых ковалентная неполярная химическая связь 1) SO2 2) O3 3) NaF 4)K 5) H2 7) НCl



Ответ:


А8. Охарактеризуйте реакцию, уравнение которой

  1. Экзотермическая

  2. Эндотермическая

  3. Разложения

  4. Замещения

  5. Соединения



Ответ:


А9 . Если согласны с утверждением, то в таблице ответов напротив утверждения обведите «да», если не согласны – обведите «нет».

Утверждения



1.

Разбитый ртутный термометр и вытекшую из него ртуть следует выбросить в мусорное ведро.

да

нет

2.

Красками, содержащими соединения свинца, не рекомендуется покрывать детские игрушки и посуду.

да

нет

3.

Для определения состава вещества, содержащегося в склянке без этикетки, его можно попробовать на вкус.

да

нет

4.

При работе с растворами едких веществ необходимо надевать защитные перчатки и очки.

да

нет

5.

Работать с горючими жидкостями необходимо вдали от источников огня.

да

нет

Ответ:

1.

2.

3.

4.

5.







В заданиях А10-А12 выпишите цифры в заданном в задании порядке.

А 10. Расположите символы элементов в порядке убывания металлических свойств

1)натрий 2) хлор 3)фосфор 4)алюминий





Ответ:


А11. Расположите формулы веществ по увеличению степени окисления марганца в них

  1. MnO2

  1. K2MnO4

  1. Mn

  1. KMnO4





Ответ:


А12. Рассчитайте массовую долю кислорода в оксиде серы (IV).Ответ запишите с точностью до десятых.

Ответ:


В заданиях (В1,В2,В3) запишите полное решение. Ответы записывайте четко и разборчиво.

В1. Дана схема превращений:

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.

Ответ:



В2. В 150 г воды растворили 20 г соли, вычислите массовую долю соли в полученном растворе.

Дано: Решение:



Найти:



В3. Вычислите массу оксида серы (IV), полученного при сжигании 3,2 г серы.

Дано: Решение:



Найти: