СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контроль знаний учащихся на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

С этим докладом можно выступить на МО

Просмотр содержимого документа
«Контроль знаний учащихся на уроках физики»

Одним из способов повышения качества обучения является контроль знаний, умений и навыков учащихся, представленный в виде дидактической системы. Цель контроля – получение информации об эффективности деятельности учителя и учащихся, корректирование методов обучения. На практике выделяют три формы контроля: индивидуальную, групповую и фронтальную. В связи с этим различают следующие типы контроля: внешний контроль учителя, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае ученик осознает правильность своих действий, обнаруживает ошибки, анализирует их и предупреждает. Каждый учитель в своей работе использует следующие виды контроля: вводный, текущий, коррекцию, итоговый. Я  хотела бы остановиться на методах контроля, применяемых мною в течение длительного времени. Из своей практики я знаю, что изученный материал прочнее закрепляется и дольше сохраняется при использовании интересных и разнообразных методов контроля знаний.

Основные формы контроля учебных достижений учащихся по физике - устная (индивидуальная и фронтальная), письменная, практическая и их сочетание. Выбор формы контроля зависит от содержания и специфики учебного материала, этапа обучения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и др.

В зависимости от дидактических условий (цели обучения, виды контроля, этапа обучения и др.) определяются методы, с помощью которых та, или иная форма контроля позволяет получить наиболее объективную информацию о качестве образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся. Основные методы проверки и оценки знаний и умений по физике: беседа (фронтальный опрос), индивидуальный опрос, самостоятельные и контрольные работы, метод тестирования, лабораторные и практические работы, физические диктанты, зачеты, рефераты и др.

В начале изучения темы я знакомлю учащихся с планом нашей работы. Сообщаю предварительные даты будущих проверочных работ. Это помогает школьникам избежать ненужного стресса и самостоятельно распределить свою учебную нагрузку.

Вводный контроль я провожу в начале учебного года только в 8-м и 9-м классах для определения уровня знаний после летних каникул и корректирования плана своей работы в данном классе.

Во время текущего контроля большое внимание уделяю работе учащихся с учебником, сборником задач и тетрадями. Каждый ученик имеет две тетради по физике. Одна предназначена для теории (рабочая тетрадь), другая – для решения задач. В рабочей тетради страница делится вертикально на две части. В левой ученик пишет все то, что изучается на уроке вместе с учителем. Правая часть заполняется при выполнении домашнего задания. Необходимо прочитать материал учебника, разделить его на смысловые части и составить вопрос к каждой части для выделения доминирующего элемента знания (ДЭЗ). ДЭЗ определяется в соответствии с тремя критериями: элемент знания выделяется впервые; элемент знания входит в число основных понятий; элемент знания имеет большое мировоззренческое значение. Анализ структуры учебного материала и выделение в нем главных и второстепенных элементов знаний составляет сущность дискретного подхода к обучению и усвоению знаний.   Составленные вопросы учащиеся записывают цветной пастой  в правую колонку и обязательно подчеркивают в нем ДЭЗ. Здесь же синей пастой пишут ответ на вопрос. Главным является составление вопросов, так как вопрос базируется на заранее составленном в уме ответе, который осталось только зафиксировать. Заполняя тетрадь, ученик обязан проработать весь материал без каких либо пропусков.  В 7 – 9 классах необходимо записать не менее трех. На уроке во время проверки домашнего задания анализируется система вопросов, отмечаются наиболее удачные. Опрос может происходить индивидуально, парами, группами, фронтально. Такой метод  текущего контроля позволяет включать всех учащихся в деятельность по изучению программного материала. Проверка тетрадей дает гарантированный минимум накопления оценок и является стимулом для систематической работы учащихся.

Перед каждым учителем физики стоит цель научить решать задачи. Самый эффективный способ научить решать задачи – это просто показывать, как они решаются, а самый эффективный способ научиться решать задачи – это просто их решать. Тетрадь для решения задач стимулирует желание учащихся решать задачи по физике.  В первой половине тетради записываются все задачи, разбираемые на уроке, а во второй  – задачи для самостоятельного решения из сборника. Список задач для самостоятельного решения передается каждому классу в начале учебного года, копируется и помещается в тетрадь.  Если ученик испытывает затруднения при решении задач, то может придти на консультацию к учителю. Из этих задач составляется контрольная работа, которая проводится в конце изучения темы. Эти тетради могут проверяться выборочно в конце урока и обязательно все при сдаче учебной темы.

Контролируя усвоение учебного материала, я использую интерактивную доску (ИД) и программу Notebook. Учащиеся на ИД составляют формулы из предложенных физических величин, переводят одни единицы измерения в другие, характеризуют физические процессы, решают задачи, выполняют тренировочные тесты.ИД повышает заинтересованность учащихся, позволяет улучшить запоминание учебного материала.

Вид контроля как коррекцию я провожу для учащихся, которые по разным причинам пропустили занятия или желают улучшить свои результаты. Они могут придти на консультацию, выполнить дублирующую работу, задание по желанию.

Итоговый контроль по каждой учебной теме предусматривает проведение физического диктанта, компьютерного тестирования, контрольной работы, проверку рабочей тетради и тетради для решения задач. Все эти проверочные работы обязательны. Физический диктант проверяет уровень усвоения теории. Он состоит из двух вариантов, включает следующие разделы: физические величины, формулы, определения и законы, приборы и устройства, перевод единиц. Проводится в начале урока.

В последнее время широко распространяются нетрадиционные формы контроля: викторины, кроссворды, головоломки и т.д. Я провожу защиту учебных проектов, которая включает в себя выпуск стенгазеты, физический эксперимент, если это возможно, мультимедийную презентацию.  Участие в этих проектах добровольное. Проекты могут быть групповыми и индивидуальными. Приведу примеры проектов: 7-й класс – «Трение в природе и технике», 8-й класс – «Виды теплопередачи в природе и технике», 9-й класс – «Механические колебания и волны  в природе и технике. Систематический контроль знаний  повышает ответственность учащихся за результаты своего труда. Методы контроля, применяемые учителем, будут эффективными только в том случае, если они направлены на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если они стимулируют самостоятельность и творческую активность учащихся.

Определим дидактические требования и кратко охарактеризуем основные формы и методы проверки и оценки знаний и умений учащихся по физике.

Устная проверка, которая проводится в начале урока, как правило, является введением к изучению нового материала, служит целям актуализации опорных знаний (а не только их контролю). Опора на знания, полученные ранее, позволяет создавать проблемные ситуации, что имеет большое значение для сознательного и прочного их усвоения. Например, приступая к изучению закона Ома для полной цепи, необходимо актуализировать знания учащихся о сторонних силах и их значении в создании стационарного тока, о роли источника тока в цепи, об ЭДС и др.

Вопросы для устного ответа ученика должны формулироваться по узловым проблемам и требовать не только изложения учебного материала, но и анализа физических явлений в разнообразных ситуациях. В таком случае от учеников требуются не только знания фактического материала, умения изложить его своими словами, но и создаются условия для развития логического мышления, умений сравнивать, выявлять черты подобия и отличия в объектах и явлениях.

Устный ответ ученика нельзя прерывать без крайней необходимости. Это можно сделать только в случае наличия в нем грубых ошибок. Если ученик испытывает трудности при ответе, ему предлагаются наводящие вопросы, которые помогают ему преодолеть частные затруднения. Вспомогательные вопросы предлагаются после ответа для уточнения действительного состояния знаний учащегося.

Устные ответы должны сопровождаться рисунками, графиками, демонстрацией посильных для выполнения опытов. Ученику, отвечающему у доски, следует предоставлять время для обдумывания ответа, а с классом провести, например, фронтальный опрос, проверить выполнение домашнего задания или решить устную вычислительную задачу.

Индивидуальная устная проверка знаний по физике содействует развитию логического мышления и устной речи учеников, позволяет следить за ходом мыслей отвечающего, изучить его индивидуальные качества и личностные свойства, выявлять уровень умственного развития.

Недостатки индивидуальной устной проверки знаний по физике:

  • Она не пригодна для выявления большинства умений и навыков, которые формируются при изучении физики;

  • Тяжело уравнять меру выявления знаний учащихся, поскольку это устные вопросы, а их тяжело сделать равнозначимыми для всех отвечающих;

  • Сложно добиться устойчивого внимания всего класса при ответе ученика. В связи с этим целесообразно предлагать учащимся рецензировать ответы товарищей, исправлять и дополнять их.

  • Существенные и правильные дополнения следует учитывать при оценке знаний.

Фронтальная устная проверка знаний обычно проводится в форме беседы на всех этапах урока: для актуализации опорных знаний, при повторении, в процессе изучения нового материала, при самостоятельной работе. Предлагаемые вопросы требуют краткого ответа, и весь класс должен участвовать в беседе. При этом возрастает активность учащихся, их заинтересованность, развивается внимание.

Однако такую проверку знаний необходимо сочетать с индивидуальной, так как учащиеся привыкают отвечать на мелкие вопросы и потом им тяжело давать логически последовательные развернутые ответы. При фронтальной устной проверке оценка ученику может быть поставлена после ее окончания и в конце занятий с учетом работы на всех этапах урока. Фронтальная проверка позволяет оценить большое количество учащихся за один урок; содействует выработке умений точно выражать свои мысли; функции проверки хорошо сочетаются с функциями обобщающего повторения и систематизации знаний. Однако при такой проверке тяжело объективно оценить знаний учащихся, так как каждый из них имеет возможность отвечать то, что он хорошо знает.

В практике работы учителя физики используют уплотненную проверку знаний; в то время, когда одни ученики отвечают устно, другие - делают письменные, графические, экспериментальные задания и др.

Отдельным ученикам предлагается написание рефератов. Некоторые рефераты зачитываются на занятиях, обсуждаются и оцениваются. Письменная проверка знаний более объективная, чем устная. Она требует от учащихся большей точности в выражении мыслей и полной самостоятельности. При этом проще осуществить равенство меры выявления знаний учеников. Такая проверка знаний по физике содействует развитию навыков письменной речи и дает экономию учебного времени (проверяются все учащиеся класса, увеличивается количество оценок).

В тех случаях, когда необходимо проверить усвоение учащимися физических определений, формул, графиков, терминов и т.д., эффективен физический диктант. Для его проведения учитель должен подобрать контрольный текст в виде вопросов или логически незаконченных выражений, которые ученики должны дописать. Например, текст диктанта для проверки усвоения графического изображения равнопеременного движения может иметь следующее содержание: тело, график скорости движения которого дан на рисунке, имеет начальную скорость…

Ускорение этого тела равно…

Уравнение скорости движения тела имеет вид...

Проведение физического диктанта позволяет дозировать время выполнения каждого задания, содействует развитию внимания учащихся, дисциплинирует их.