Контрольная работа к уроку №13
Выполнил:
Чиркин Александр Петрович,
группа 2002,
18.06.2021 г.
1. На какие отделы и части разделяется Типикон?
Типикон – церковно-богослужебная книга, излагающая в систематическом виде порядок, образец совершения служб церковных.
По содержанию в Типиконе выделяют три части:
Общая: общие указания богослужебных последований и священнодействий в дни праздников и памятей святых, когда таковые приходятся на недельные, седмичные и субботние дни. Имеются дополнительные указания отдельных молитвословий, пения и чтения за богослужением на все дни годичного богослужебного круга; указания о каждении, открытии алтарных врат и завесы, о возжигании свечей, о благочестивом молитвенном расположении, в котором должны пребывать молящиеся за богослужениями; излагаются правила монастырской жизни.
2-я часть – указания о знамениях праздников и о порядке совершения богослужения по Минее месячной, указания относительно служб по Триоди постной и цветной, а также правила относительно Петрова поста.
3-я часть представляет дополнение к 1-й и 2-й частям и содержит некоторые изменяющиеся молитвословия и песнопения годичного и седмичного богослужебного круга и сведения об их употреблении в службах.
Особый отдел Типикона – указания, как совершать службу храмовому празднику или святому при совпадении с другими праздничными днями и припевы на 9-й песни канона утрени Господних и Богородичных двунадесятых праздников. В Типиконе содержатся также Пасхалия с Лунником.
2. Кратко охарактеризуйте Уставы, которые были основными в период становления общецерковного Устава?
Уставы, которые были основными в период становления общецерковного Устава:
1 Устав Иерусалимский, или преподобного Саввы Освященного, отображает литургическую жизнь и монашескую традицию палестинских монастырей в классическую эпоху их истории.
В Иерусалимском Уставе:
есть всенощные бдения; первый час соединяется с утреней
поется великое славословие
преобладание своих, савваитских авторов
2 Устав Студийский – Типикон вошедший в широкое богослужебное употребление. Это – Устав Студийского монастыря, основанного в 463 году в Константинополе при церкви во имя Иоанна Предтечи римским патрицием и сенатором Студием
В Студийском Уставе:
нет всенощных бдений; в течение всего года служатся вечерня, полунощница, утреня
не поется великое славословие на утрене
преобладание студийской гимнографии
Различия Иерусалимского и Студийского уставов, согласно последним исследованиям, касаются лишь некоторых особенностей местного значения и не являются чем-то существенным или типичным. По существу, это два варианта одного и того же богослужебного Устава, которым вначале пользовались большие монастыри.
3. Когда появилось первое печатное издание Типикона в России? Какой Устав лежал в основе этого издания?
В «Настольной книге священнослужителя» сообщается: «Первое печатное издание Типикона в России, официально исправленное по ряду рукописей, относится к 1610 году.» Так же сообщается, о том что в основу этого издания лег дополненный и изменённый сообразно особенностям и условиям русской церковной жизни Устав Иерусалимский: «В Русской Церкви первое время было распространено влияние Типика Студийского – в монастырях, а также Великой церкви – в кафедральных епископских храмах, имевших большие певческие хоры. Но со временем их место занял Устав Иерусалимский. Списки уставов в России были дополнены службами русским святым; были составлены также на основании греческих данных и затем дополнены храмовые главы; греческие богослужебные особенности были видоизменяемы сообразно особенностям и условиям русской церковной жизни.»
4. Что такое зачало? Где в Богослужебном Евангелии и Апостоле указывается, когда положено читать то или иное зачало и слова, которыми следует начинать чтение?
Зачала – отделения, которые назначено читать Уставом на известных службах в известные дни богослужебного года.
В тексте урока сообщается о Богослужебных Евангелии и Апостоле:
Богослужебное Евангелие – богослужебная книга, лежащее обычно на престоле, поверх Антиминса, поэтому называется еще "Напрестольным Евангелием". Оно содержит благовестие всех четырех Евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна, разделенное по главам и церковным зачалам. В каждом из четырех Евангелий свой особый счет, как глав, так и зачал.
Книга Деяний и Послания разделены на главы. Кроме того, весь Апостол разделен на зачала Счет этих зачал во всей книге один, общий
В Апостоле и Евангелии пред зачалом печатается звездочка, а внизу пишется, когда оно читается, а также те слова, коими должно начинать чтение зачала. Деление Евангелий на зачала было произведено св. Иоанном Дамаскиным и св. Феодором Студитом. В конце Апостола и Евангелия помещены таблицы, указывающие, когда в какие дни года какое зачало читается. Первая таблица указывает порядок чтений по седмицам, начиная от первого дня Пасхи, вторая таблица указывает чтения по дням и месяцам (Месяцеслов). В конце указаны еще чтения разным ликам святых и на разные случаи, при совершении разных треб.
В Апостоле одновременно указываются и прокимны, которые поются перед чтением Апостола, и "аллилуиарии", которые следуют за чтением Апостола, а также "причастны", которые поются за литургией во время причащения священнослужителей в алтаре.
5. На какие части разделяется Псалтирь?
Основной материал урока отвечает на данный вопрос: «Псалтирь разделена на 20 кафизм, а каждая кафизма – на три "Славы", или части; оканчиваемые словами: "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу". 4 "Славы" иногда называются "статьями", "антифонами". 17-я кафизма разделяется не только на три "Славы", но и на две половины. В ней перед 94 стихом ("Твой есмь аз, спаси мя") печатается слово: "среда", т.е. середина. Поскольку Псалтирь употребляется за Богослужениями в течение всего года, в начале ее находится указатель чтений. За кафизмами следуют "Пророческие песни", употребляемые в настоящее время только в Великом посту, и "Псалмы избранныя". В конце Малой Псалтири помещаются "Последование по исходе души от тела" и "Помянник", а в более полных изданиях – "Чин 12 псалмов" и наставление "От старчества о келейном правиле".»
6. Какие книги предназначены для келейной молитвы христиан?
Книги предназначеные для келейной молитвы христиан заключают главным образом извлечения из книг, употребляемых при богослужении общественном, они содержат в большом числе одни и те же молитвословия:
Акафист Сладчайшему Иисусу;
Акафист Пресвятой Богородице;
Канон молебный, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии (творение монаха Феостирикта);
Молитвы на сон грядущим;
Молитвы утренние;
Последование пред причащением;
Молитвы по причащении.
Книги предназначеные для келейной молитвы христиан имеют особенности:
Правильник, или «Правило ко святому причащению» - «Правило вечернее и утреннее (службы и молитвословия), как приготовлять себя к принятию Святых Тайн Христовых». Молитвословия изложены в книге, начиная с повечерия, в том порядке, в каком они должны следовать при приготовлении к таинству причащения. Правило печатается и в Псалтири следованной.
Акафистник – акафисты, кроме обычных в Акафистнике печатаются и другие акафисты, например, Успению Пресвятой Богородицы и Иоанну Предтече.
Канонник – преимущественно каноны, кроме обычных в нем находятся, в частности, также канон молебный хранителю человеческой жизни Ангелу с краестрочием, стихиры и канон Пресвятой Богородице Одигитрии, стихиры и канон Бесплотным, Чин, како подобает особь пети дванадесять псалмов.
Святцы (Месяцеслов) – указание на каждый день всех месяцев праздников и памятей святых, к ним присоединяются статии, в которых показывается, как определять время подвижных праздников. Далее помещаются краткие молитвословия – тропари и кондаки, которые обыкновенно печатаются при Месяцеслове и в других книгах – Типиконе, Часослове, Псалтири следованной и молитвословах.
Молитвослов (полный) – содержит, прежде всего, службы, находящиеся в Часослове, например, вечерня, утреня, полунощница, затем –стихиры, каноны, акафисты, Месяцеслов, Пасхалию.
С уважением, Чиркин Александр Петрович, 2002.