СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа №13 по Литургическому Богословию

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа к уроку №13

Выполнил:

Чиркин Александр Петрович,

группа 2002,

18.06.2021 г.

 

1. На какие отделы и части разделяется Типикон?

Типикон  – церковно-богослужебная книга, излагающая в систематическом виде порядок, образец совершения служб церковных.

По содержанию в Типиконе выделяют три части:

  • Общая: общие указания богослужебных последований и священнодействий в дни праздников и памятей святых, когда таковые приходятся на недельные, седмичные и субботние дни. Имеются дополнительные указания отдельных молитвословий, пения и чтения за богослужением на все дни годичного богослужебного круга; указания о каждении, открытии алтарных врат и завесы, о возжигании свечей, о благочестивом молитвенном расположении, в котором должны пребывать молящиеся за богослужениями; излагаются правила монастырской жизни.
  • 2-я часть – указания о знамениях праздников и о порядке совершения богослужения по Минее месячной, указания относительно служб по Триоди постной и цветной, а также правила относительно Петрова поста.
  • 3-я часть представляет дополнение к 1-й и 2-й частям и содержит некоторые изменяющиеся молитвословия и песнопения годичного и седмичного богослужебного круга и сведения об их употреблении в службах.

Особый отдел Типикона – указания, как совершать службу храмовому празднику или святому при совпадении с другими праздничными днями и припевы на 9-й песни канона утрени Господних и Богородичных двунадесятых праздников. В Типиконе содержатся также Пасхалия с Лунником.

2. Кратко охарактеризуйте Уставы, которые были основными в период становления общецерковного Устава?

Уставы, которые были основными в период становления общецерковного Устава:

1 Устав Иерусалимский, или преподобного Саввы Освященного, отображает литургическую жизнь и монашескую традицию палестинских монастырей в классическую эпоху их истории.

В Иерусалимском Уставе:

  • есть всенощные бдения; первый час соединяется с утреней
  • поется великое славословие
  • преобладание своих, савваитских авторов

2 Устав Студийский – Типикон вошедший в широкое богослужебное употребление. Это – Устав Студийского монастыря, основанного в 463 году в Константинополе при церкви во имя Иоанна Предтечи римским патрицием и сенатором Студием

В Студийском Уставе:

  • нет всенощных бдений; в течение всего года служатся вечерня, полунощница, утреня
  • не поется великое славословие на утрене
  • преобладание студийской гимнографии

Различия Иерусалимского и Студийского уставов, согласно последним исследованиям, касаются лишь некоторых особенностей местного значения и не являются чем-то существенным или типичным. По существу, это два варианта одного и того же богослужебного Устава, которым вначале пользовались большие монастыри.

3. Когда появилось первое печатное издание Типикона в России? Какой Устав лежал в основе этого издания?

В «Настольной книге священнослужителя» сообщается: «Первое печатное издание Типикона в России, официально исправленное по ряду рукописей, относится к 1610 году.» Так же сообщается, о том что в основу этого издания лег дополненный и изменённый сообразно особенностям и условиям русской церковной жизни Устав Иерусалимский: «В Русской Церкви первое время было распространено влияние Типика Студийского – в монастырях, а также Великой церкви – в кафедральных епископских храмах, имевших большие певческие хоры. Но со временем их место занял Устав Иерусалимский. <…> Списки уставов в России были дополнены службами русским святым; были составлены также на основании греческих данных и затем дополнены храмовые главы; греческие богослужебные особенности были видоизменяемы сообразно особенностям и условиям русской церковной жизни.»

4. Что такое зачало? Где в Богослужебном Евангелии и Апостоле указывается, когда положено читать то или иное зачало и слова, которыми следует начинать чтение?

Зачала – отделения, которые назначено читать Уставом на известных службах в известные дни богослужебного года.

В тексте урока сообщается о Богослужебных Евангелии и Апостоле:

  • Богослужебное Евангелие – богослужебная книга, лежащее обычно на престоле, поверх Антиминса, поэтому называется еще "Напрестольным Евангелием". Оно содержит благовестие всех четырех Евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна, разделенное по главам и церковным зачалам.  <…> В каждом из четырех Евангелий свой особый счет, как глав, так и зачал.
  • Книга Деяний и Послания разделены на главы. Кроме того, весь Апостол разделен на зачала Счет этих зачал во всей книге один, общий

В Апостоле и Евангелии пред зачалом печатается звездочка, а внизу пишется, когда оно читается, а также те слова, коими должно начинать чтение зачала. Деление Евангелий на зачала было произведено св. Иоанном Дамаскиным и св. Феодором Студитом. В конце Апостола и Евангелия помещены таблицы, указывающие, когда в какие дни года какое зачало читается. Первая таблица указывает порядок чтений по седмицам, начиная от первого дня Пасхи, вторая таблица указывает чтения по дням и месяцам (Месяцеслов). В конце указаны еще чтения разным ликам святых и на разные случаи, при совершении разных треб.

В Апостоле одновременно указываются и прокимны, которые поются перед чтением Апостола, и "аллилуиарии", которые следуют за чтением Апостола, а также "причастны", которые поются за литургией во время причащения священнослужителей в алтаре.

5. На какие части разделяется Псалтирь?

Основной материал урока отвечает на данный вопрос: «Псалтирь разделена на 20 кафизм, а каждая кафизма – на три "Славы", или части; оканчиваемые словами: "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу". 4 "Славы" иногда называются "статьями", "антифонами". 17-я кафизма разделяется не только на три "Славы", но и на две половины. В ней перед 94 стихом ("Твой есмь аз, спаси мя") печатается слово: "среда", т.е. середина. Поскольку Псалтирь употребляется за Богослужениями в течение всего года, в начале ее находится указатель чтений. За кафизмами следуют "Пророческие песни", употребляемые в настоящее время только в Великом посту, и "Псалмы избранныя". В конце Малой Псалтири помещаются "Последование по исходе души от тела" и "Помянник", а в более полных изданиях – "Чин 12 псалмов" и наставление "От старчества о келейном правиле".»

6. Какие книги предназначены для келейной молитвы христиан?

Книги предназначеные для келейной молитвы христиан заключают главным образом извлечения из книг, употребляемых при богослужении общественном, они содержат в большом числе одни и те же молитвословия:

  • Акафист Сладчайшему Иисусу;
  • Акафист Пресвятой Богородице;
  • Канон молебный, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии (творение монаха Феостирикта);
  • Молитвы на сон грядущим;
  • Молитвы утренние;
  • Последование пред причащением;
  • Молитвы по причащении.

Книги предназначеные для келейной молитвы христиан имеют особенности:

  • Правильник, или «Правило ко святому причащению» - «Правило вечернее и утреннее (службы и молитвословия), как приготовлять себя к принятию Святых Тайн Христовых». Молитвословия изложены в книге, начиная с повечерия, в том порядке, в каком они должны следовать при приготовлении к таинству причащения. Правило печатается и в Псалтири следованной.
  • Акафистник – акафисты, кроме обычных в Акафистнике печатаются и другие акафисты, например, Успению Пресвятой Богородицы и Иоанну Предтече.
  • Канонник – преимущественно каноны, кроме обычных в нем находятся, в частности, также канон молебный хранителю человеческой жизни Ангелу с краестрочием, стихиры и канон Пресвятой Богородице Одигитрии, стихиры и канон Бесплотным, Чин, како подобает особь пети дванадесять псалмов.
  • Святцы (Месяцеслов) – указание на каждый день всех месяцев праздников и памятей святых, к ним присоединяются статии, в которых показывается, как определять время подвижных праздников. Далее помещаются краткие молитвословия – тропари и кондаки, которые обыкновенно печатаются при Месяцеслове и в других книгах – Типиконе, Часослове, Псалтири следованной и молитвословах.
  • Молитвослов (полный) – содержит, прежде всего, службы, находящиеся в Часослове, например, вечерня, утреня, полунощница, затем –стихиры, каноны, акафисты, Месяцеслов, Пасхалию.

 

С уважением, Чиркин Александр Петрович, 2002.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа №13 по Литургическому Богословию»

Контрольная работа к уроку №13

Выполнил:

Чиркин Александр Петрович,

группа 2002,

18.06.2021 г.


1. На какие отделы и части разделяется Типикон?

Типикон  – церковно-богослужебная книга, излагающая в систематическом виде порядок, образец совершения служб церковных.

По содержанию в Типиконе выделяют три части:

  • Общая: общие указания богослужебных последований и священнодействий в дни праздников и памятей святых, когда таковые приходятся на недельные, седмичные и субботние дни. Имеются дополнительные указания отдельных молитвословий, пения и чтения за богослужением на все дни годичного богослужебного круга; указания о каждении, открытии алтарных врат и завесы, о возжигании свечей, о благочестивом молитвенном расположении, в котором должны пребывать молящиеся за богослужениями; излагаются правила монастырской жизни.

  • 2-я часть – указания о знамениях праздников и о порядке совершения богослужения по Минее месячной, указания относительно служб по Триоди постной и цветной, а также правила относительно Петрова поста.

  • 3-я часть представляет дополнение к 1-й и 2-й частям и содержит некоторые изменяющиеся молитвословия и песнопения годичного и седмичного богослужебного круга и сведения об их употреблении в службах.

Особый отдел Типикона – указания, как совершать службу храмовому празднику или святому при совпадении с другими праздничными днями и припевы на 9-й песни канона утрени Господних и Богородичных двунадесятых праздников. В Типиконе содержатся также Пасхалия с Лунником.

2. Кратко охарактеризуйте Уставы, которые были основными в период становления общецерковного Устава?

Уставы, которые были основными в период становления общецерковного Устава:

1 Устав Иерусалимский, или преподобного Саввы Освященного, отображает литургическую жизнь и монашескую традицию палестинских монастырей в классическую эпоху их истории.

В Иерусалимском Уставе:

  • есть всенощные бдения; первый час соединяется с утреней

  • поется великое славословие

  • преобладание своих, савваитских авторов

2 Устав Студийский – Типикон вошедший в широкое богослужебное употребление. Это – Устав Студийского монастыря, основанного в 463 году в Константинополе при церкви во имя Иоанна Предтечи римским патрицием и сенатором Студием

В Студийском Уставе:

  • нет всенощных бдений; в течение всего года служатся вечерня, полунощница, утреня

  • не поется великое славословие на утрене

  • преобладание студийской гимнографии

Различия Иерусалимского и Студийского уставов, согласно последним исследованиям, касаются лишь некоторых особенностей местного значения и не являются чем-то существенным или типичным. По существу, это два варианта одного и того же богослужебного Устава, которым вначале пользовались большие монастыри.

3. Когда появилось первое печатное издание Типикона в России? Какой Устав лежал в основе этого издания?

В «Настольной книге священнослужителя» сообщается: «Первое печатное издание Типикона в России, официально исправленное по ряду рукописей, относится к 1610 году.» Так же сообщается, о том что в основу этого издания лег дополненный и изменённый сообразно особенностям и условиям русской церковной жизни Устав Иерусалимский: «В Русской Церкви первое время было распространено влияние Типика Студийского – в монастырях, а также Великой церкви – в кафедральных епископских храмах, имевших большие певческие хоры. Но со временем их место занял Устав Иерусалимский. Списки уставов в России были дополнены службами русским святым; были составлены также на основании греческих данных и затем дополнены храмовые главы; греческие богослужебные особенности были видоизменяемы сообразно особенностям и условиям русской церковной жизни.»

4. Что такое зачало? Где в Богослужебном Евангелии и Апостоле указывается, когда положено читать то или иное зачало и слова, которыми следует начинать чтение?

Зачала – отделения, которые назначено читать Уставом на известных службах в известные дни богослужебного года.

В тексте урока сообщается о Богослужебных Евангелии и Апостоле:

  • Богослужебное Евангелие – богослужебная книга, лежащее обычно на престоле, поверх Антиминса, поэтому называется еще "Напрестольным Евангелием". Оно содержит благовестие всех четырех Евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна, разделенное по главам и церковным зачалам. В каждом из четырех Евангелий свой особый счет, как глав, так и зачал.

  • Книга Деяний и Послания разделены на главы. Кроме того, весь Апостол разделен на зачала Счет этих зачал во всей книге один, общий

В Апостоле и Евангелии пред зачалом печатается звездочка, а внизу пишется, когда оно читается, а также те слова, коими должно начинать чтение зачала. Деление Евангелий на зачала было произведено св. Иоанном Дамаскиным и св. Феодором Студитом. В конце Апостола и Евангелия помещены таблицы, указывающие, когда в какие дни года какое зачало читается. Первая таблица указывает порядок чтений по седмицам, начиная от первого дня Пасхи, вторая таблица указывает чтения по дням и месяцам (Месяцеслов). В конце указаны еще чтения разным ликам святых и на разные случаи, при совершении разных треб.

В Апостоле одновременно указываются и прокимны, которые поются перед чтением Апостола, и "аллилуиарии", которые следуют за чтением Апостола, а также "причастны", которые поются за литургией во время причащения священнослужителей в алтаре.

5. На какие части разделяется Псалтирь?

Основной материал урока отвечает на данный вопрос: «Псалтирь разделена на 20 кафизм, а каждая кафизма – на три "Славы", или части; оканчиваемые словами: "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу". 4 "Славы" иногда называются "статьями", "антифонами". 17-я кафизма разделяется не только на три "Славы", но и на две половины. В ней перед 94 стихом ("Твой есмь аз, спаси мя") печатается слово: "среда", т.е. середина. Поскольку Псалтирь употребляется за Богослужениями в течение всего года, в начале ее находится указатель чтений. За кафизмами следуют "Пророческие песни", употребляемые в настоящее время только в Великом посту, и "Псалмы избранныя". В конце Малой Псалтири помещаются "Последование по исходе души от тела" и "Помянник", а в более полных изданиях – "Чин 12 псалмов" и наставление "От старчества о келейном правиле".»

6. Какие книги предназначены для келейной молитвы христиан?

Книги предназначеные для келейной молитвы христиан заключают главным образом извлечения из книг, употребляемых при богослужении общественном, они содержат в большом числе одни и те же молитвословия:

  • Акафист Сладчайшему Иисусу;

  • Акафист Пресвятой Богородице;

  • Канон молебный, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии (творение монаха Феостирикта);

  • Молитвы на сон грядущим;

  • Молитвы утренние;

  • Последование пред причащением;

  • Молитвы по причащении.

Книги предназначеные для келейной молитвы христиан имеют особенности:

  • Правильник, или «Правило ко святому причащению» - «Правило вечернее и утреннее (службы и молитвословия), как приготовлять себя к принятию Святых Тайн Христовых». Молитвословия изложены в книге, начиная с повечерия, в том порядке, в каком они должны следовать при приготовлении к таинству причащения. Правило печатается и в Псалтири следованной.

  • Акафистник – акафисты, кроме обычных в Акафистнике печатаются и другие акафисты, например, Успению Пресвятой Богородицы и Иоанну Предтече.

  • Канонник – преимущественно каноны, кроме обычных в нем находятся, в частности, также канон молебный хранителю человеческой жизни Ангелу с краестрочием, стихиры и канон Пресвятой Богородице Одигитрии, стихиры и канон Бесплотным, Чин, како подобает особь пети дванадесять псалмов.

  • Святцы (Месяцеслов) – указание на каждый день всех месяцев праздников и памятей святых, к ним присоединяются статии, в которых показывается, как определять время подвижных праздников. Далее помещаются краткие молитвословия – тропари и кондаки, которые обыкновенно печатаются при Месяцеслове и в других книгах – Типиконе, Часослове, Псалтири следованной и молитвословах.

  • Молитвослов (полный) – содержит, прежде всего, службы, находящиеся в Часослове, например, вечерня, утреня, полунощница, затем –стихиры, каноны, акафисты, Месяцеслов, Пасхалию.


С уважением, Чиркин Александр Петрович, 2002.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!