СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа №19 по Литургическому Богословию

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа к уроку №19

Выполнил:

Чиркин Александр Петрович,

группа 2002,

13.01.2022 г.

1. Что побудило свт. Василия Великого и свт. Иоанна Златоуста передать образ совершения Богослужения письменно?

Таинство Причащения апостолами совершалось ежедневно после Вознесения Господня, оно было соединено с чтением Священного Писания, пением псалмов и молитв. Под благодатным воздействием Святого Духа апостолы свободно раскрывали в чинопоследованиях сущность Божественной Литургии. Ситуация сохранялась при приемниках апостолов в I-II веках благодаря высокой духовности древних христианских общин. Действуя под руководством Святого Духа, благодаря строгости аскетической жизни, члены Церкви соучаствовали в Божественном творчестве составляя разнообразные Литургии, но при этом учитывалось:

  1. Совершителем первой Тайной Вечери и Всякой Божественной Литургии был Господь Иисус Христос, он лишь делегировал право соучаствовать в ней епископам и пресвитерам, поэтому не было «свободы Литургического творчества» о котором говорят Западные богословы.
  2. В Литургиях с величайшим благоговением и трепетом сохранялось каждое слово произнесенное Божественным Учителем. Сотворчество было возможно благодаря аскетической дисциплинированности и никогда не выходило за определенный внешний канон.
  3. С оскудением духовности церковные люди ещё более тщательно сохраняли Апостолькое Предание, чувствуя духом границы своего творчества.

С появлением ересей и падением духовности появились злоупотребления в совершении Божественной Литургии. Это побудило свт. Василия Великого и свт. Иоанна Златоуста передать образ совершения Богослужения письменно с приведением её в стройность и единообразие.

2. Назовите три главные части Литургии. Почему Божественная Литургия  так разделяется?

Литургия разделяется на три главные части:

  1. Проскомидия (что значит принесение, в первые времена, верующие приносили для совершения её хлеб и вино), на ней приготовляется вещество для таинства св. причащения.
  2. Литургия оглашенных, на этой части верующие приготовляются к таинству св. причащения.
  3. Литургия верных, на этой части совершается таинство св. причащения.

3. Для проскомидии употребляется 5 просфор в воспоминание чудесного насыщения Христом 5-ю хлебами 5000 человек. Как называется часть большой просфоры, которая вынимается для самого таинства? Вынутые частицы из оставшихся 4-х просфор раскладываются в особом порядке на дискосе рядом. Что символизирует собой такое расположение частиц?

В проскомидии сначала вынимается из большой просфоры часть для совершения таинства. Эта часть называется Агнцем, так ка служит образом Иисуса Христа, приносимого в жертву подобно тому, как в Ветхом Завете прообразом Его служил агнец пасхальный, которого иудеи, по повелению Божию, ежегодно закалывали и ели в праздник Пасхи в память освобождения от рабства египетского. Агнец  полагается среди дискоса и надрезывается на четыре части. Потом священник, воспоминая, как один из воинов пронзил копьем ребро Спасителя на кресте, прободает копием правую сторону Агнца.

Затем вынимается частица из второй просфоры, в честь Божией Матери, она полагается на дискосе по правую сторону от Агнца.

Далее вынимаются девять частиц из третей просфоры и полагаются на дискосе по левую сторону Агнца рядами по три. Эти частицы вынимаются в честь:

  1. Иоанна Предтечи;
  2. Св. пророков;
  3. Св. апостолов;
  4. Святителей;
  5. Мучеников;
  6. Преподобных;
  7. Безсребренников;
  8. Праведных Иоакима и Анны и празднуемого святого;
  9. В честь того святого, чья Литургия совершается.

Из четвёртой просфоры вынимаются частицы о здравии живых, они полагаются на дискосе перед Агнцем.

Из пятой просфоры вынимаются частицы об умерших, они полагаются тоже перед Агнцем за частицами о живых.

О расположении частиц на дискосе Симеон, архиепископ Солунский говорит следующее: «…некоторым образом Сам Иисус, созерцаем и всю Единую Церковь Его. В средоточии всего видим Его, Истинный Свет, Вечную Жизнь, Им же стяжанную, освящаемую и хранимую: ибо Сам Он присутствует здесь под образом Хлеба, полагаемого на средине. Частицею же с правой стороны изобразуется Матерь Его; с левой – святые Ангелы, а внизу – благочестивое собрание всех уверовавших в Него. Здесь великая тайна: Бог посреди людей и Бог посреди богов, получивших обожение благодатью от Истинного Бога, воплотившегося ради них. Здесь – будущее Царство и откровение вечной жизни»

4. Какие два важнейших события вспоминаются на проскомидии в символических действиях и словах молитвы?

В символических действиях и словах молитвы на проскомидии вспоминаются помимо прочих два важнейших события: Рождество Иисуса Христа и Его страдания, с пророчествами о них и прообразованиями. Дискос знаменует и вифлеемскую пещеру, и Голгофу, звездица – вифлеемскую звезду и крест, покровы – пелены рождественские, пелены и плащаницу, бывшие во гробе Спасителя, потир – ту Чашу, в которой священнодействовал Иисус Христос, приготовление Агнца – суд, страдания и смерть Иисуса Христа, а прободение его копием – прободение, сделанное одним из воинов на Теле Спасителя.

На часах, читаемых во время проскомидии, особенно шестом и девятом, так же кратко вспоминаются крестные страдания Иисуса Христа. Этими краткими предварительными молитвами верующие приготовляются к торжественному воспоминанию страданий и смерти Господа, какое совершается во время самой Литургии.

5. Какие события жизни Иисуса Христа изображаются на Литургии оглашенных?

На Литургии оглашенных изображается жизнь Иисуса Христа от Его воплощения до страданий. В первые века христианства к Литургии оглашенных допускались те, кто готовился к принятию таинства крещения, т.е. находились в числе оглашенных. Образ совершения и составные части Литургии оглашенных указывают на её огласительный, т.е. поучительный характер. Например:

  1. Пение изобразительных псалмов  с особенной ясностью изображают плоды пришествия Сына Божия на землю.
  2. В церковном гимне «Единородный Сыне и Слове Божий»  выражена полнота попечения Бога о спасении рода человеческого и раскрывается тайна Божиего Домостроительства спасения человека: проповедь Божественного учения, вольные страдания и крестная смерть Спасителя, которой Он победил грех и смерть.
  3. Малый вход означает явление Иисуса Христа на проповедь после крещения Его.
  4. Чтение Апостола – книги содержащей в себе деяния св. апостолов и послания их. Апостол читается прежде Евангелия потому, что Иисус Христос после избрания апостолов послал их пред Собою с предварительной проповедью для приготовления слушателей к принятию Его учения.
  5. Чтение Евангелия. В нем содержится учение Самого Иисуса Христа.

6. Повеление оглашенным выйти из храма должно побуждать самих верующих внутренне спросить себя: достойны ли они предстоять в храме при совершении великого Таинства? Процитируйте и поясните это повеление. Какая часть Литургии следует после?

Литургия оглашенных завершается словами: «Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите». Повеление оглашенным выйти из храма побуждает верующих внутренне спросить себя о том достойны ли они предстоять в храме при совершении великого таинства,  а так же научает удаляться от прочих людей и напоминает о разлучении добрых от злых, которое произойдет на страшном суде Христовом.

За Литургией оглашенных следует Литургия верных, на этой части Божественной литургии в храме могут присутствовать только одни верные, т.е. принявшие крещение и не имеющие тяжких грехов.

С уважением, Чиркин Александр Петрович.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа №19 по Литургическому Богословию»

Контрольная работа к уроку №19

Выполнил:

Чиркин Александр Петрович,

группа 2002,

13.01.2022 г.

1. Что побудило свт. Василия Великого и свт. Иоанна Златоуста передать образ совершения Богослужения письменно?

Таинство Причащения апостолами совершалось ежедневно после Вознесения Господня, оно было соединено с чтением Священного Писания, пением псалмов и молитв. Под благодатным воздействием Святого Духа апостолы свободно раскрывали в чинопоследованиях сущность Божественной Литургии. Ситуация сохранялась при приемниках апостолов в I-II веках благодаря высокой духовности древних христианских общин. Действуя под руководством Святого Духа, благодаря строгости аскетической жизни, члены Церкви соучаствовали в Божественном творчестве составляя разнообразные Литургии, но при этом учитывалось:

  1. Совершителем первой Тайной Вечери и Всякой Божественной Литургии был Господь Иисус Христос, он лишь делегировал право соучаствовать в ней епископам и пресвитерам, поэтому не было «свободы Литургического творчества» о котором говорят Западные богословы.

  2. В Литургиях с величайшим благоговением и трепетом сохранялось каждое слово произнесенное Божественным Учителем. Сотворчество было возможно благодаря аскетической дисциплинированности и никогда не выходило за определенный внешний канон.

  3. С оскудением духовности церковные люди ещё более тщательно сохраняли Апостолькое Предание, чувствуя духом границы своего творчества.

С появлением ересей и падением духовности появились злоупотребления в совершении Божественной Литургии. Это побудило свт. Василия Великого и свт. Иоанна Златоуста передать образ совершения Богослужения письменно с приведением её в стройность и единообразие.

2. Назовите три главные части Литургии. Почему Божественная Литургия так разделяется?

Литургия разделяется на три главные части:

  1. Проскомидия (что значит принесение, в первые времена, верующие приносили для совершения её хлеб и вино), на ней приготовляется вещество для таинства св. причащения.

  2. Литургия оглашенных, на этой части верующие приготовляются к таинству св. причащения.

  3. Литургия верных, на этой части совершается таинство св. причащения.

3. Для проскомидии употребляется 5 просфор в воспоминание чудесного насыщения Христом 5-ю хлебами 5000 человек. Как называется часть большой просфоры, которая вынимается для самого таинства? Вынутые частицы из оставшихся 4-х просфор раскладываются в особом порядке на дискосе рядом. Что символизирует собой такое расположение частиц?

В проскомидии сначала вынимается из большой просфоры часть для совершения таинства. Эта часть называется Агнцем, так ка служит образом Иисуса Христа, приносимого в жертву подобно тому, как в Ветхом Завете прообразом Его служил агнец пасхальный, которого иудеи, по повелению Божию, ежегодно закалывали и ели в праздник Пасхи в память освобождения от рабства египетского. Агнец полагается среди дискоса и надрезывается на четыре части. Потом священник, воспоминая, как один из воинов пронзил копьем ребро Спасителя на кресте, прободает копием правую сторону Агнца.

Затем вынимается частица из второй просфоры, в честь Божией Матери, она полагается на дискосе по правую сторону от Агнца.

Далее вынимаются девять частиц из третей просфоры и полагаются на дискосе по левую сторону Агнца рядами по три. Эти частицы вынимаются в честь:

  1. Иоанна Предтечи;

  2. Св. пророков;

  3. Св. апостолов;

  4. Святителей;

  5. Мучеников;

  6. Преподобных;

  7. Безсребренников;

  8. Праведных Иоакима и Анны и празднуемого святого;

  9. В честь того святого, чья Литургия совершается.

Из четвёртой просфоры вынимаются частицы о здравии живых, они полагаются на дискосе перед Агнцем.

Из пятой просфоры вынимаются частицы об умерших, они полагаются тоже перед Агнцем за частицами о живых.

О расположении частиц на дискосе Симеон, архиепископ Солунский говорит следующее: «…некоторым образом Сам Иисус, созерцаем и всю Единую Церковь Его. В средоточии всего видим Его, Истинный Свет, Вечную Жизнь, Им же стяжанную, освящаемую и хранимую: ибо Сам Он присутствует здесь под образом Хлеба, полагаемого на средине. Частицею же с правой стороны изобразуется Матерь Его; с левой – святые Ангелы, а внизу – благочестивое собрание всех уверовавших в Него. Здесь великая тайна: Бог посреди людей и Бог посреди богов, получивших обожение благодатью от Истинного Бога, воплотившегося ради них. Здесь – будущее Царство и откровение вечной жизни»

4. Какие два важнейших события вспоминаются на проскомидии в символических действиях и словах молитвы?

В символических действиях и словах молитвы на проскомидии вспоминаются помимо прочих два важнейших события: Рождество Иисуса Христа и Его страдания, с пророчествами о них и прообразованиями. Дискос знаменует и вифлеемскую пещеру, и Голгофу, звездица – вифлеемскую звезду и крест, покровы – пелены рождественские, пелены и плащаницу, бывшие во гробе Спасителя, потир – ту Чашу, в которой священнодействовал Иисус Христос, приготовление Агнца – суд, страдания и смерть Иисуса Христа, а прободение его копием – прободение, сделанное одним из воинов на Теле Спасителя.

На часах, читаемых во время проскомидии, особенно шестом и девятом, так же кратко вспоминаются крестные страдания Иисуса Христа. Этими краткими предварительными молитвами верующие приготовляются к торжественному воспоминанию страданий и смерти Господа, какое совершается во время самой Литургии.

5. Какие события жизни Иисуса Христа изображаются на Литургии оглашенных?

На Литургии оглашенных изображается жизнь Иисуса Христа от Его воплощения до страданий. В первые века христианства к Литургии оглашенных допускались те, кто готовился к принятию таинства крещения, т.е. находились в числе оглашенных. Образ совершения и составные части Литургии оглашенных указывают на её огласительный, т.е. поучительный характер. Например:

  1. Пение изобразительных псалмов с особенной ясностью изображают плоды пришествия Сына Божия на землю.

  2. В церковном гимне «Единородный Сыне и Слове Божий» выражена полнота попечения Бога о спасении рода человеческого и раскрывается тайна Божиего Домостроительства спасения человека: проповедь Божественного учения, вольные страдания и крестная смерть Спасителя, которой Он победил грех и смерть.

  3. Малый вход означает явление Иисуса Христа на проповедь после крещения Его.

  4. Чтение Апостола – книги содержащей в себе деяния св. апостолов и послания их. Апостол читается прежде Евангелия потому, что Иисус Христос после избрания апостолов послал их пред Собою с предварительной проповедью для приготовления слушателей к принятию Его учения.

  5. Чтение Евангелия. В нем содержится учение Самого Иисуса Христа.

6. Повеление оглашенным выйти из храма должно побуждать самих верующих внутренне спросить себя: достойны ли они предстоять в храме при совершении великого Таинства? Процитируйте и поясните это повеление. Какая часть Литургии следует после?

Литургия оглашенных завершается словами: «Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите». Повеление оглашенным выйти из храма побуждает верующих внутренне спросить себя о том достойны ли они предстоять в храме при совершении великого таинства, а так же научает удаляться от прочих людей и напоминает о разлучении добрых от злых, которое произойдет на страшном суде Христовом.

За Литургией оглашенных следует Литургия верных, на этой части Божественной литургии в храме могут присутствовать только одни верные, т.е. принявшие крещение и не имеющие тяжких грехов.

С уважением, Чиркин Александр Петрович.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!