СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа №3 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа №3 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс»

Учитель:

Бондарева Н. И.

Предмет:

Физика.

Класс:

8 класс.

Учебник:

Пурышева, Н. С. Физика. 8 кл. учебник / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская. - 4-е изд., стереотип – М. : Дрофа, 2016. – 287, [1] с.: ил.

Тема урока:

Контрольная работа №3 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

Цель урока:

Научить приемам самоконтроля по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

Задачи урока:

Проверить:

  • Знание физических формул и законов, используемых для расчета количества теплоты при плавлении и кристаллизации, испарении и конденсации, при изменении температуры вещества.

  • Умение решать задачи, используя физические законы и формулы, связывающие физические величины: количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота парообразования и конденсации, удельная теплота плавления и кристаллизации, удельная теплота сгорания топлива, масса вещества, температура.

  • Умение, на основе анализа условия задачи, выделять физические величины и применять формулы, необходимые для ее решения, и проводить расчеты.

Планируемые результаты:

Формируемые УУД:

  1. Личностные:

    • Формирование умений управлять своей учебной деятельностью,

    • Развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления, раскрытие связи теории и опыта.

  2. Метапредметные :

    • Умение работать с информацией: выявлять главный вопрос в задаче, правильно записать условие задачи.

    • Развитие умения выявлять причинно-следственную связь.

    • Формирование и планирование учебных действий в соответствии с учебной задачей.

Тип урока:

Урок контроля и проверки знаний.


Ход работы



Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Орг. момент

  • Приветствие.

  • Выявление отсутствующих.

  • Готовность учащихся к уроку.


Взаимное приветствие, настраиваются на работу, отвечают на поставленные вопросы.

Коммуникативные: вступление в диалог, отслеживание действий учителя, умеет слушать и слышать.


Познавательные: развивает операции мышления, ставит задачу (ответить на вопрос)  на основе соотнесения того, что известно.


Регулятивные:

мобилизуют силы и энергию, прогнозируют результат и уровень усвоения. Умение настраиваться на занятие.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

На прошлом уроке мы повторили тему «Изменение агрегатных состояний вещества». Сегодня у вас есть возможность проверить свои силы, знания и умения по данной теме.


Как вы думаете, что сегодня нас ждёт на урок?


Цель?











Контрольная работа №3 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»


Осмыслению и закреплению представлений об изменении агрегатных состояний вещества.

Познавательные:

принимают решения и осуществляют самостоятельный выбор в учебной и познавательной деятельности, оценивают поле своего знания и незнания, ставят учебные цели и задачи.


Коммуникативные:

взаимодействие с учителем.


Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе уже известного материала.

Принятие и сохранение учебной цели и задачи.

3. Выполнение контрольной работы

Выдача заданий.

Наблюдение за работой учащихся, консультация учащихся.


Критерии оценивания:

«5» - 17- 22 баллов.

«4» - 12- 16 баллов.

«3» - 8 - 11 баллов.

«2» - 0 – 7 баллов.

Учащиеся выполняют контрольную работу по теме. (Приложение 1.)


Задают вопросы в случаях затруднений.

Коммуникативные:

Индивидуально работают с раздаточным материалом.


Регулятивные:

Организуют свою деятельность и контролируют время.

Контролируют и корректируют свои действия.

4. Рефлексия (подведение итогов занятия)

  1. Как вы думаете на какую оценку вы справились?


  1. Были ли вы готовы к контрольной работе?

Дают оценку своей деятельности на уроке.



Делают вывод о том, были ли готовы к выполнению контрольной работы.


Коммуникативные:

Взаимодействуют с учителем, высказывают пожелания.

Уметь формулировать собственное мнение.


Регулятивные:

Осмысливают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Проводят саморегуляцию эмоциональных и функциональных состояний.


5. Д/з

Пар. 24-30 (повторить)

Составить кроссворд по материалу из пар. 24-30.

Задают уточняющие вопросы.

Познавательные:

умение структурировать знания, оценивание процессов и результатов деятельности.


Регулятивные:

волевая саморегуляция, осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению.



Приложение 1

Контрольная работа №3 «Изменение агрегатных состояний вещества»

Вариант 1

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ











  1. (1 балл) Кристаллизация -

    1. из твёрдого состояния в жидкое

    2. из жидкого состояния в твёрдое

    3. из парообразного состояния в жидкое

    4. из жидкого состояния в парообразное


  1. (1 балл) Испарение — это процесс

    1. увеличения температуры тела без изменения агрегатного состояния

    2. уменьшение температуры тела без изменения агрегатного состояния

    3. превращение жидкости в пар, происходящий на поверхности жидкости

    4. интенсивного перехода жидкости в пар, происходящие при определенной температуре


  1. (1 балл) Летним утром на траве можно заметить росу. Её появление объясняется

    1. парообразованием воды

    2. конденсацией водяного пара

    3. нагреванием воды

    4. испарением воды


  1. (1 балл) По какой формуле можно рассчитать количество теплоты, необходимое для превращения жидкости в пар без изменения температуры?

    1. Q = qm

    2. Q = λm

    3. Q = cm(t2 – t1 )

    4. Q = Lm


  1. (1 балл) Единицей измерения удельной теплоты плавления является

    1. Дж

    2. Дж / кг*0С

    3. Дж / кг

    4. кг


  1. (1 балл) Верны ли следующие утверждения?

    1. Скорость испарения жидкости зависит от площади поверхности.

    2. Скорость испарения жидкости зависит от рода жидкости.

    3. Скорость испарения жидкости зависит от температуры жидкости.

    4. Скорость испарения жидкости зависит от движения воздуха над поверхностью жидкости.

      1. Верно А.

      2. Верно Б и В.

      3. Верно А и В.

      4. Все утверждения верны.


  1. (1 балл) Какое количество теплоты необходимо для плавления 4 кг меди, взятой при температуре плавления? Удельная теплота плавления меди 2,1*105 Дж/кг.


  1. (1 балл) Для превращения 0,05 кг ртути в пар требуется 15 кДж энергии. Чему равна удельная теплота парообразования ртути?

    1. 0,4*106 Дж/кг

    2. 0,9*106 Дж/кг

    3. 0,3*106 Дж/кг

    4. 2,3*106 Дж/кг

  2. (1 балл) Одинакова ли внутренняя энергия 1 кг твёрдого алюминия и 1 кг жидкого алюминия, взятых при температуре плавления?

    1. Внутренняя энергия одинакова

    2. У жидкого алюминия внутренняя энергия больше

    3. У твёрдого алюминия внутренняя энергия больше

    4. Нельзя дать однозначный ответ


  1. ( 1 балл) На графике показаны зависимости температуры от времени для двух веществ одинаковых масс. Первоначально эти вещества находились в твёрдом состоянии, а к концу процесса полностью перешли в жидкое состояние. Вещества нагревают с помощью горелок одинаковой мощности. Можно сказать, что

    1. удельная теплота плавления первой жидкости больше

    2. удельная теплота плавления второй жидкости больше

    3. у двух жидкостей одинаковая удельная теплота плавления

    4. нельзя дать однозначный ответит


A1. (2 балла) Какое количество теплоты выделится при кристаллизации цинка массой 5 кг, имеющего температуру 5200С? Выберите правильный ответ и поясните.

  1. 700 кДж

  2. 60 кДж

  3. 26000 кДж

  4. 790 кДж


А2. (2 балла) Какое количество теплоты потребуется для обращения в пар 100 г эфира, имеющего температуру 50С? Выберите правильный ответ и поясните.

  1. 200 кДж

  2. 12 кДж

  3. 47 кДж

  4. 50 кДж


В1. (2 балла) Какое количество теплоты потребуется для плавления цинкового бруска массой 500 г, взятого при температуре 200С.

С1. (3 балла) Сколько килограммов стоградусного пара потребуется для нагревания бетонной плиты массой 200 кг от 10 до 40 0С?


С2. (3 балла) Какое количество теплоты необходимо для плавления 2 кг льда, имеющего начальную температуру -200С, и нагрева образовавшейся воды до температуры кипения?



Контрольная работа №3 «Изменение агрегатных состояний вещества»

Вариант 2

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ












  1. (1 балл) Конденсация -

    1. из твёрдого состояния в жидкое

    2. из жидкого состояния в твёрдое

    3. из парообразного состояния в жидкое

    4. из жидкого состояния в парообразное


  1. (1 балл) Нагревание — это процесс

    1. увеличения температуры тела без изменения агрегатного состояния

    2. уменьшение температуры тела без изменения агрегатного состояния

    3. превращение жидкости в пар, происходящий на поверхности жидкости

    4. интенсивного перехода жидкости в пар, происходящиё при определенной температуре


  1. (1 балл) Ребёнок принес с улицы в квартиру льдинку. Она растаяла и превратилась в воду. Это процесс называют

    1. плавлением

    2. парообразованием

    3. кристаллизацией

    4. нагреванием


  1. (1 балл) По какой формуле можно рассчитать количество теплоты, выделяющееся при кристаллизации?

    1. Q = qm

    2. Q = λm

    3. Q = cm(t2 – t1 )

    4. Q = Lm


  1. (1 балл) Единицей измерения удельной теплоты плавления является

    1. Дж / кг*0С

    2. Дж

    3. Дж / кг

    4. кг


  1. (1 балл) Верны ли следующие утверждения?

    1. Скорость испарения жидкости зависит от площади поверхности.

    2. Скорость испарения жидкости не зависит от рода жидкости.

    3. Скорость испарения жидкости не зависит от температуры жидкости.

    4. Скорость испарения жидкости зависит от массы жидкости.

      1. Верно А.

      2. Верно Б и В.

      3. Верно А и В.

      4. Все утверждения верны.


  1. (1 балл) Для плавления льда, взятого при температуре плавления, необходимо количество теплоты 136 кДж. Найдите массу льда. Удельная теплота плавления льда 3,4*105 Дж/кг.


  1. (1 балл) Какое количество теплоты необходимо для плавления 0,15 кг воды в пар? Удельная теплота парообразования воды 2,3*106 Дж/кг.

    1. 3,45 кДж

    2. 34,5 кДж

    3. 345 кДж

    4. 3450 кДж

  2. (1 балл) Одинакова ли внутренняя энергия 1 кг воды и 1 кг водяного пара, взятых при температуре кипения?

    1. Внутренняя энергия одинакова

    2. У воды внутренняя энергия меньше

    3. У воды алюминия внутренняя энергия больше

    4. Нельзя дать однозначный ответ


  1. (1 балл) На графике показаны зависимости температуры от времени для двух веществ одинаковых масс. Первоначально эти вещества находились в жидком состоянии. Вещества нагревают с помощью горелок одинаковой мощности. Можно сказать, что

    1. удельная теплоёмкость первого вещества больше

    2. удельная теплоёмкость второго вещества больше

    3. удельные теплоёмкости веществ равны

    4. нельзя дать однозначный ответит



A1. (2 балла) Определите количество теплоты, необходимое для превращения 1 кг воды, взятой при температуре 00С, в стоградусный пар. Выберите правильный ответ и поясните.


  1. 2720 кДж

  2. 487 кДж

  3. 4357 кДж

  4. 785 кДж


А2. (2 балла)Какое количество теплоты выделится при кристаллизации и охлаждении 4 кг меди до температуры 5830С? Выберите правильный ответ и поясните.

  1. 5000 кДж

  2. 1600 кДж

  3. 3200 кДж

  4. 7000 кДж


В1. (2 балла)Для получения раннего урожая грунт утепляют паром. Найдите количество теплоты, которое выделит 14 кг стоградусного пара при конденсации и охлаждении до 300С.


С1. (3 балла)Какое количество теплоты пошло на нагревание железной коробки и плавление олова, если их начальная температура была 320С? Масса коробки 300 г, а масса олова 100 г.


С2. (3 балла)Сколько килограммов стоградусного пара потребуется для нагревания 80 л воды от 10 до 30 0С?




Приложение 2

Контрольная работа (ответы)

Вариант 1


Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

2

4

2

4

3

4

8,4*105

3

2

1


А1.

Дано:

m = 5 кг

t0 =5200С

Cц =400 Дж/кг*0С

λ = 112200 Дж/кг

tкр = 4200С

Q -?

Решение:

Охлаждение цинка до tкр :

Qохл = Cцm( t0 - tкр ) = 400 Дж/кг*0С * 5 кг * (5200С - 4200С )=200 кДж

Qкр = λm = 112200 Дж/кг * 5 кг = 561 кДж

Q = Qохл + Qкр = 200 кДж + 561 кДж = 761 кДж

Ответ: Q = 761 кДж

А2

Дано:

m = 100 г = 0,1 кг

t0 =50С

Cэ =2350 Дж/кг*0С

L = 356000 Дж/кг

tкип = 350С

Q -?

Решение:

Qнаг = Cm( tкип - t0 ) = 2350 Дж/кг*0С * 0,1 кг * (350С - 50С ) =7050 Дж

Qк = Lm = 356000 Дж/кг * 0,1 кг = 35600 Дж

Q = Qнагр + Qк = 7050 Дж + 35600 Дж = 42600Дж

Ответ: Q = 42600Дж

В1.

Дано:

m = 500 г = 0,5 кг

t0 =200С

Cц =400 Дж/кг*0С

λ = 112200 Дж/кг

tпл = 4200С

Q -?

Решение:

Qохл = Cцm( tпл - t0 ) = 400 Дж/кг*0С * 0,5 кг * (4200С - 200С )=80 кДж

Qкр = λm = 112200 Дж/кг * 0,5 кг = 56100 Дж

Q = Qохл + Qкр = 80 кДж + 56 кДж = 136 кДж

Ответ: Q = 136 кДж

С1.

Дано:

m = 200 кг

t1 = 100С

t2 = 400С

Cб =880 Дж/кг*0С

L = 2260 кДж/кг

tп = 1000С

Q -?

Решение:

Количесво теплоты, выделившееся при конденсации водяного пара, равно количеству теплоты, потраченному на нагревание алюминиевого бруска.

Qнагр = Qпар

Lпmп = cб mб (t2 -t1)

mп = cб mб (t2 -t1) / L = 880 Дж/кг*0С * 200 кг * (400С - 100С ) / 2260 000 Дж/кг = 2,3 кг

Ответ: mп = 2,3 кг

С2.

Дано:

m = 2 кг

t0 = -200С

Cл = 2100 Дж/кг*0С

Cв = 4200 Дж/кг*0С

λ = 330000 Дж/кг

tпл = 00С

tк - 1000С

Q -?

Решение:

Qнагр льда = Cцm( tпл - t0 ) = 2100 Дж/кг*0С * 2 кг * (00С - (-200С) )=84 кДж

Qпл = λлm = 330000 Дж/кг * 2 кг = 660 кДж

Qнагр воды = св m ( tкип - tпл )=4200 Дж/кг*0С * 2 кг * (1000С - 00С )=840 кДж

Q= Qнагр льда + Qпл + Qнагр воды = 84 кДж + 660 кДж + 840 кДж = 1584 кДж

Ответ: Q = 1584 кДж




Контрольная работа (ответы)

Вариант 2


Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

3

1

1

2

2

1

0,4

2

2

1


А1

Дано:

m = 1 кг

t1 =00С

Cэ =4200 Дж/кг*0С

L = 2260 кДж/кг

t2 = 1000С

Q -?

Решение:

Qнаг = Cm( t2 - t1 ) = 4200 Дж/кг*0С * 1 кг * (1000С - 00С ) =420 кДж

Qп = Lm = 2260 кДж/кг * 1 кг = 2260 кДж/кг

Q = Qнагр + Qп = 420 кДж + 2260 кДж/кг = 2680 кДж

Ответ: Q = 2680 кДж

А2

Дано:

m = 4 кг

t0 =5830С

Cц =400 Дж/кг*0С

λ = 210 кДж/кг

tпл = 10850С

Q -?

Решение:

Qохл = Cm( tпл - t0 ) = 400 Дж/кг*0С * 4 кг * (10850С - 5830С ) = 803 кДж

Qкр = λm = 1210 кДж/кг * 4 кг = 840 кДж

Q = Qохл + Qкр = 803 кДж + 840 кДж = 1643 кДж

Ответ: Q = 1643 кДж

В1

Дано:

m = 14 кг

t1 =1000С

Cэ =4200 Дж/кг*0С

L = 2260 кДж/кг

t2 = 300С

Q -?

Решение:

Qнаг = Cm( t1 - t2 ) = 4200 Дж/кг*0С * 14 кг * (1000С - 300С ) =4116 кДж

Qконден = Lm = 2260 кДж/кг * 14 кг = 32200 кДж/кг

Q = Qнагр + Qп = 4116 кДж + 32200 кДж/кг = 36316 кДж

Ответ: Q = 36316 кДж

С1

Дано:

mж = 300 г = 0,3 кг

m0 = 100 г = 0,1 кг

t0 = 320С

Cж = 460 Дж/кг*0С

C0 = 230 Дж/кг*0С

λ = 59 кДж/кг

tпл = 2320С

Q -?

Решение:

Qж = Cm( tпл - t0 ) = 460 Дж/кг*0С *0,3 кг * (2320С - 320С ) = 28 кДж

Qо = с m ( tпл - t0 ) = 230 Дж/кг*0С * 0,1 кг * ( 2320С - 320С ) = 4,6 кДж

Qпл о = λm = 59 кДж/кг * 0,1 кг = 6 кДж

Q= Qж + Qо + Qпл о = 28 кДж + 4,6 кДж + 6 кДж = 39 кДж

Ответ: Q = 39 кДж

С2

Дано:

Vв = 80 л = 0,08 м3

t1 = 100С

t2 = 300С

Cв =4200 Дж/кг*0С

Lп = 2260 кДж/кг

tп = 1000С

ρв = 1000 кг/м3

mп -?

Решение:

mв = ρв *Vв = 1000 кг/м3 * 0,08 м3 = 80 кг

Количесво теплоты, выделившееся при конденсации водяного пара, равно количеству теплоты, потраченному на нагревание алюминиевого бруска.

Qнагр = Qконден

Lпmп = cв mв (t2 -t1)

mп = cв mв (t2 -t1) / L = 4200 Дж/кг*0С * 80 кг * (300С - 100С ) / 2260 000 Дж/кг = 2,9 кг

Ответ: mп = 2,9 кг



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!