СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа №4 по темам «Питание. Выделение. Строение кожи»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа №4 по темам "Питание. Выделение. Строение кожи" составленина на 2 варианта с заданиями уровня А - с одним ответом и задания уровня В - с несколькими вариантами ответов и заданиями на установление последовательности. В задании С необходимо дать полный ответ на вопросы

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа №4 по темам «Питание. Выделение. Строение кожи»»

Биология 8 класс

Контрольной работы №4



Спецификация контрольной работы №4

по темам «Питание. Выделение. Строение кожи»

1. Назначение работы:

Контрольная работа №4 проводится с целью определения уровня усвоения учащимися 8 класса тем «Питание. Выделение. Строение кожи» и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

2. Структура итоговой контрольной работы:

Контрольная работа состоит из 3-х частей:

часть 1 (А) содержит 12 заданий базового уровня сложности с выбором ответа;

часть 2 (В) включает 4 задания повышенного уровня сложности: 1 – с выбором нескольких верных ответов из шести; 1 – на соответствие между жидкостью и ее особенностями здорового человека, между особенностью строения и функцией кожи и ее слоем

; 1 – задание, где необходимо вставить в текст пропущенные определения из предложенного перечня; 1 – на установление правильной последовательности.

часть 3 (С) включает 3 задания со свободным развернутым ответом.

4. Время выполнения работы

На выполнение всей проверочной работы отводится 45 минут.

5. Дополнительные материалы и оборудование

Не используются.

6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За верное выполнение каждого задания 1 части работы обучающийся получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший задания первой части работы, — 12 баллов.

За верное выполнение каждого задания 2 части работы обучающийся получает 2 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший задания второй части работы, — 8 балла.

За верное выполнение каждого задания 3 части работы обучающийся получает 3 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший задания второй части работы, — 9 балла.

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы, — 29 баллов.

6. Оценивание работы.

Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале


Отметка по

пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

11 и менее 11

12-16

17-22

23-29








Контрольная работа № 4 по темам «Питание. Выделение. Строение кожи»


Вариант 1.

Часть А. К каждому заданию части А дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ.

А.1. Систему органов пищеварения образуют 
А) ротовая полость, глотка 
Б) ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник 
В) ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник, пищеварительные железы 
Г) ротовая полость, глотка, пищевод, желудок 
А.2. Слюна содержит ферменты, которые расщепляют 
А) липиды Б) белки В) жиры Г) углеводы 
А.3. Протоки поджелудочной железы открываются в 
А) желудок Б) пищевод В) тонкую кишку Г) двенадцатиперстную кишку 
А.4. Желчь вырабатывается 
А) железами желудка Б) печенью 
В) поджелудочной железой Г) железами кишечника 

А.5. Какой из перечисленных процессов не относится к этапам пищеварения

А) механическая обработка пищи в ротовой полости и желудке, её измельчение и смешивание с пищеварительными соками

Б) расщепление углеводов, белков и жиров ферментами пищеварительных соков до элементарных органических соединений

В) всасывание этих соединений в кровь и лимфу

Г) удаление продуктов биологического окисления из организма

А6. Что выполняет роль фильтра в почках:

А) корковый слой б) стенки клубочков капилляров и капсул

В) почечная лоханка г) мочевой пузырь

А7. Выберите функции кожи:

А) терморегуляторная, защитная; б) химическая, секреторная;

В) транспортная, дыхательная; Г) опорная, двигательная.

А8. Выберите производные кожи:

А) волосы, ногти; Б) потовые, сальные железы;

В) волосы, ногти, сальные железы, потовые железы.

А9. Где расположены нервные окончания и кровеносные капилляры:

А) в эпидермисе б) в дерме в) в подкожной клетчатке

А10. При понижении температуры окружающей среды:

А) усиливается потоотделение Б) усиливается теплообразование

В) происходит накопление гликогена Г) расширяются кровеносные сосуды кожи

А11. В случае химического ожога в первую очередь необходимо:

А) наложить на рану стерильную повязку; Б) смазать место ожога йодом;

В) обратиться к врачу; Г) промыть пораженное место большим количеством воды.

А12. Возбудителем чесотки является:

А) плоский червь Б) клещ В) простейшее Г) бактерия


В1. Выберите три правильных ответа из шести. Органами выделения в нашем организме являются: А) Сердце Б) Легкие В) Кожа Г) Почки Д) Желудок Е) Мышцы


В2. Установите соответствие между жидкостью и ее особенностями здорового человека

Жидкость

Особенности здорового человека

А) эритроциты отсутствуют

1) кровь

Б) глюкоза в норме отсутствует

2) вторичная моча

В) имеются белки


Г) повышенное содержание мочевины


Д) белки отсутствуют


Е) имеются тромбоциты, лейкоциты, эритроциты


Ответ:

А - Б - В- Г - Д - Е-




В3. Вставьте в текст пропущенные определения из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

В коже выделяет несколько слоев. Самый наружный слой - _____ (А) – образован клетками ______(Б). Глубже расположена собственно кожа, или _____(В), в который находятся рецепторы и кожные железы. Внутренний слой кожи – подкожная клетчатка, образованная клетками_________(Г).

Термины:

  1. Эпителиальная ткань

  2. Соединительная ткань

  3. Дерма

  4. Эпидермис

  5. Плевра

  6. ворсинки

Ответ: А- Б- В- Г -


В4. Установите правильную последовательность прохождения мочи:

А) мочеточник

Б) почечная лоханка

В) мочеиспускательный канал

Г) мочевой пузырь


С1. Причины заболеваний мочевыделительной системы. Их профилактика.

С.2. Какие функции выполняет в орга­низме вода?

С.3. Могут ли витамины синтезировать­ся в организме?






































Контрольная работа № 4 по темам «Питание. Выделение. Строение кожи»


Вариант 2.

Часть А. К каждому заданию части А дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ.

А.1. Какое значение для организма имеет пища?

а) строительная функция; б) энергетическая функция; в) строительная и энергетическая функция.

г) пища не имеет существенного значения для жизни

А.2. Желчь 
А)расщепляет углеводы Б) расщепляет жиры  В) облегчает переваривание жиров Г) расщепляет белки 

А.3. В процессе пищеварения пища попадает последовательно в следующие отделы 
А) ротовая полость – тонкий кишечник – желудок – толстый кишечник 
Б) толстый кишечник – желудок - тонкий кишечник - ротовая полость 
В) ротовая полость – пищевод – толстый кишечник - тонкий кишечник 
Г) ротовая полость – пищевод – желудок - тонкий кишечник - толстый кишечник 

А.4. Пищеварительный сок поджелудочной железы содержит ферменты, расщепляющие

А)белки и жиры Б) жиры и углеводы В) белки и углеводы Г) белки, жиры и углеводы

А.5. Соляная кислота в желудке

А) предохраняет стенки желудка от механических повреждений

Б) убивает бактерии и создаёт необходимую среду для работы фермента

В) ускоряет процессы всасывания питательных веществ

Г) расщепляет сложные углеводы до более простых

А6. Структурно-функциональной единицей почки является:

А) нефрон Б) почечная лоханка В) малая почечная чашка Г) мочеточник

А7. Образование первичной мочи начинается с:

А) фильтрации Б) всасывания В) диффузии

А8. Выберите заболевание мочевыделительной системы.

А) гастрит б) цистит В) кариес Г) чесотка

А9. Выберите функции мочевыделительной системы:

А) терморегуляторная, защитная; Б) выделительная, секреторная;

В) транспортная, дыхательная; Г) опорная, двигательная.

А10. Наружный слой кожи называется:

А) эпидермис Б)дерма В) клетчатка

А11. Кожу называют органом чувств, так как она

А) Содержит рецепторы Б).Предохраняют ткани от повреждения

В) Удаляют продукты распада из организма

Г) Участвует в поддержании постоянной температуры тела.

А12. Где расположены потовые и сальные железы:

А) в эпидермисе Б) в дерме В) в подкожной клетчатке

В1. Выберите три правильных ответа из шести. Во вторичной моче не должны быть.

А) Глюкоза Б) Вода В) Мочевая кислота Г) Аминокислоты Д) Белки Е) Мочевина

В2. Установите соответствие между особенностью строения и функцией кожи и ее слоем

Строение и функции кожи

Слои кожи

  1. придает коже эластичность, упругость

  2. состоит из ороговевших клеток, защищающих нижерасположенные ткани

  3. предохраняет кожу от чрезмерного влияния ультрафиолетовых лучей

  4. воспринимает раздражение из внешней среды

  5. содержит потовые и сальные железы, волосяные луковицы

  6. содержит рецепторы

А) эпидермис

Б) собственно кожа


Ответ: 1- 2- 3- 4- 5- 6 -



В3. Вставьте в текст пропущенные определения из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Удаление из крови ненужных веществ (продукта распада, излишка воды и т.п.) происходит в ________(А), структурной единицей которых является ________(Б), состоящий из капсулы и извитого канальца. Образовавшаяся моча по _______(В) поступает в _______(Г), где она накапливается и затем удаляется наружу.

Термины:

  1. Мочеточники

  2. Нефрон

  3. Почечная артерия

  4. Почки

  5. Мочевой пузырь

  6. Почечная вена

Ответ: А - Б - В- Г-


В4. Установите последовательность пути прохождения жидкости при образовании пота:

А) поверхность кожи

Б) кровеносный сосуд

В) канал потовых желез

Г) межклеточное пространство

С1. Первая помощь при ожогах, обморожении и других повреждениях кожи.

С.2 . Какое значение в организме имеют витамины?

С.3. Какие функции углеводов?



























Ответы 1 вариант

Ответы задания А

в

г

г

б

в

б

а

а

б

б

г

б


Задание В.1. –Б,В,Г


Задание В,2.

А

Б

В

Г

Д

Е

2

2

1

2

2

1

Задание В.3.


А

Б

В

Г

4

1

3

2


Задание В.4. – Б.А,Г,В


С.1. Причины заболеваний мочевыделительной системы. Их профилактика.

С.1.

Мочевыделительная система во главе с почками очищает организм от токсинов, При неправильном питании (преобладание жирной, соленой и острой пищи, а также красного мяса), в нарушаются обменные процессы в организме. Также негативно влияет регулярное употребление алкогольных напитков и лечение антибиотиками.

Бактериальных инфекций — станут причиной воспаления органов мочевыделительной системы повышается при любых хронических очагах воспаления в организме (хронический бронхит, синусит, тонзиллит, болезнь холецистит, кариес зубов, аднексит и т.д). Наличие этих болезней уже говорит о сниженном иммунитете, а значит, бактериям не трудно будет проникнуть в мочевыделительную систему с током крови и лимфы.

Меры профилактики: что делать, чтобы не болеть?

Личная гигиена — регулярное соблюдение правил гигиены (тщательное мытье, защищенный секс) это необходимый минимум, чтобы избежать воспаления мочевого пузыря

На холодном не сидеть, одеваться по погоде, а если промочили ноги — сразу же сделать согревающие ванны.

Необходимо выпивать от 1.5 до 2.5 литров воды в день (в зависимости от вашего веса). Излишнее потребление жидкости также неблагоприятно сказывается на работе почек.

Для нормальной работы мочевыделительной системы употребляйте продукты богатые витаминами С, А, Е, а также калием, селеном, магнием и хромом, или купите специальные витаминные комплексы.

Правильное питание

Активность —без регулярных физических нагрузок снижается иммунитет,. Чем больше вес — тем нагрузка на почки повышается.

Своевременное лечение

С.2. Какие функции выполняет в орга­низме вода?

1. Вода - универсальный растворитель для питательных и минеральных веществ. Она растворяет витамины, аминокислоты и многое другое.

2. Вода самый главный элемент процесса терморегуляции организма;вода безопасно выводит продукты жизнедеятельности из организма (в том числе и токсины);

3. Вода – главный помощник пищеварительной системы человека;

4. Вода необходима для нормальной работы мышечной системы организма (именно она и заставляет мышцы

вода очищает организм от токсинов, необходима для процессов пищеварения, всасывания, циркуляции и выделения. Она способствует переносу питательных веществ по организму, помогает восстанавливать клетки и ткани.

Вода входит в состав тканей, без нее невозможно нормальное функционирование организма, осуществление процесса обмена, поддержание теплового баланса, удаление продуктов метаболизма и т. д. Обезвоживание организма всего на несколько процентов ведет к нарушению его жизнедеятельности. Отсутствие воды в течение суток (особенно в жарких районах) уже отрицательно сказывается на моральном состоянии человека, снижает его боеспособность, волевые качества, вызывает быструю утомляемость.

Если количество воды, которое теряет человек, достигает 10% массы тела в сутки, наступает значительное снижение работоспособности, а если оно возрастает до 25 %, то это обычно приводит к смерти. Однако даже при большой потере воды все нарушенные процессы в организме быстро восстанавливаются, если организм пополнится водой до нормы


С.3. Могут ли витамины синтезировать­ся в организме? Да. Витамин Д

Некоторые витамины (Б, В, К) могут синтезироваться в организме человека, однако в недостаточном количестве. Оттого витамины мы должны получать с пищей.









Ответы варианта 2

Ответы задания А

в

б

г

г

б

а

а

б

б

а

а

б


Задание В.1. Д, А, Г


1

2

3

4

5

6

Б

а

а

б

б

б

Задание В,2.

А -2,3

Б- 1,4,5,6


А

Б

В

Г

4

1

3

2

Задание В.3.




Задание В.4. – Б. Г, В , А


С1. Первая помощь при ожогах, обморожении и других повреждениях кожи.

Среди повреждений кожи чаще всего встречаются ожоги. Различают термические и химические ожоги. Термические ожоги бывают четырех степеней. При ожоге первой степени кожа краснеет. При второй степени на месте ожога образуются пузыри, наполненные тканевой жидкостью. При ожогах третьей степени возникают серьезные нарушения. При четвертой степени ожога кожа обугливается. Причины химических ожогов — попадание на кожу кислот и щелочей.

При термических ожогах первой и второй степени пораженные места промывают холодной водойи обрабатывают спиртом. При ожогах более высокой степени накладываются стерильные повязки и отправляют в больницу. Если ожог кислотой, то промывают 2% раствором соды, если щелочью, то 1% раствором уксусной кислоты.

При сильном обморожении в настоящее время рекомендуется использовать быстрое согревание (теплые ванны, тонизирующие вещества). Это позволяет восстановить в клетках, подвергшихся сильному действию холода, жизненные процессы и активизировать деятельность всего организма.

С.2 Какое значение в организме имеют витамины?

Витамины необходимы с целью регуляции обмена веществ, нормального течения жизнедеятельности, поскольку они являются ферментами либо входят в их состав.

Недостаток одного витамина не восполняется избытком другого.

С.3. Какие функции углеводов?

Функции углеводов: Энергетическая. Углеводы являют­ся основным источником энергии в орга­низме. Структурно-пластическая. Защитная. Углеводы взаимодейст­вуют в печени со многими ядовитыми со­единениями, переводя их в безвредные ве­щества.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя