Педагогический совет на тему:
«Использование инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе - залог успешной воспитательной работы с учащимися»
Цель: способствовать формированию мотивации членов педагогического коллектива на использование инновационных технологий в воспитательной работе с учащимися.
Задачи:
-познакомиться с опытом работы школы по использованию инновационных технологий в воспитательном процессе;
-выявить положительное влияние инновационных технологий на обучающихся;
-cпособствовать овладению педагогами и учащимися новыми приемами и методами работы с целью повышения эффективности воспитательного процесса;
-расширить информационное образовательное пространство школы.
Участники: администрация, учителя.
Подготовительная работа
1.Формирование инициативной группы педагогов по проведению педсовета.
2. Подготовка инициативными группами выступлений на педсовете и предложений в его решение.
3. Ознакомление с опытом работы педагогов школы по использованию инновационных технологий в воспитательной работе.
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) на доске записаны тема педсовета и эпиграф: «Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии воспитания, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество воспитания...» (М. Поташник, действительный член Российской академии образования);
б) для каждой творческой и аналитической групп оборудовано рабочее место:
шесть столов, необходимое количество стульев, бланк протокола педсовета, ручки, бумага для записей, школьные ноутбуки.
План педсовета
1.Вступительное слово
2.Экспресс-выступления
3. Деловая игра.
4. Мастер-класс
5. Решение педсовета
1. Вступительное слово заместителя директора школы по воспитательной работе по использованию инновационных технологий в воспитательной работе с детьми.
В начале нашего педсовета я хочу зачитать слова педагога-новатора М. Поташника «Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии воспитания, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество воспитания...»
ПРИТЧА.
Однажды к старцу пришёл его послушник и спросил:
-Отче, объясни мне, почему я, имея такие же глаза, как у тебя, часто не замечаю того, что замечаешь ты.
-старец вышел из комнаты и через какое-то время вернулся, держа в руках древнюю рукопись на незнакомом послушнику языке. Развернул её и сказал:
-Что ты видишь?
Послушник, не желая выдавать своё незнание, ответил:
-Я вижу многовековую мудрость этой рукописи. Тогда старец сказал:
-На самом деле перед тобой записка греческого купца, а знаю и вижу это потому, что однажды, не побоявшись признаться себе в том, что я толком ничего не знаю, выучил этот язык.
Сегодня на нашем педагогическом совете мы попробуем с вами не побоимся признаться себе в том, что мы не знаем, попробуем освоить новые современные технологии.
Современный человек, чтобы достичь успеха, должен обладать самостоятельностью, способностью к сотрудничеству, уметь быстро адаптироваться в любой ситуации. Происходит рождение нового типа личности: свободной, творчески ориентированной, открытой. Активно распространяющийся процесс информатизации образования придает воспитательной работе особое значение.
Использование инновационных технологий очень перспективно. Но в тоже время порождает много проблем. Мы решили провести данный педсовет не только для обсуждения этой проблемы, но и в ходе педсовета постараемся отработать общую тактику и стратегию в работе с инновационными технологиями.
Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить:
1.Инновация рассматривается как результат творческого процесса.
2.Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.
Результаты проведённой диагностики «Мои ориентации в методике воспитательной работы», показали, что 24% педагогов стараются быть в курсе педагогических новаций, но не всегда стремятся их реализовать в своей практике, но имеют потенциальные возможности для более эффективной творческой работы. 41% педагогов имеют большой опыт организации воспитательной деятельности, которым щедро делятся со своими коллегами. У 18% педагогов множество новаторских идей и они готовы к их реализации. Все эти результаты свидетельствуют о высоком потенциале педагогов, кропотливом планомерном последовательном труде, дающем высокие показатели и способствующем повышению уровня воспитанности наших выпускников.
(КАДР С ДИАГНОСТИКОЙ)
В основе развития новой образовательной системы лежат современные технологии обучения: Интернет-технологии, технология электронной почты, компьютерные обучающие программы, Web-технологии, «кейс-стади» ( считается одним из лучших методик для развития аналитического и критического мышления, а также креативности. кейс-метод, обучение на практических примерах, метод конкретных ситуаций, ситуационное обучение, ситуационные задачи.), рефлексия как метод самопознания и самооценки, тренинговые технологии, технология обучения с применением метода проектов. Сейчас мы не можем представить себе проведение уроков и внеклассных мероприятий без использования ИКТ.
Мы рассматриваем ИКТ как принципиально новое средство обучения, призванное изменить роли и функции участников педагогического процесса, а также развивать способности учащихся к творчеству в учебной и внеучебной деятельности.
Давайте посмотрим, что в нашей школе посредством информационно-коммуникационных технологий сегодня осуществляется: (отмечать, что используется, что не используется) (РАЗДАТЬ КАРТОЧКИ)
- подготовка исходных материалов средствами текстового и графического редакторов (создаются сценарии мероприятий, рефераты, пишутся сочинения и др.);
- создание графических изображений (диаграммы);
- сканирование;
- обработка цифрового фотоизображения средствами графических редакторов (фотографии);
-создание звукового сопровождения и видеоизображения;
-выполнение разнообразных творческих работ;
- участие в конкурсе компьютерных рисунков;
-оформление результатов работ на компьютере;
-подготовка тезисов и творческих работ в электронном виде;
- поисковая, исследовательская, конкурсная работа в Интернет-пространстве;
-отправка работ средствами Интернет и электронной почты;
- создание Интернет – сайта;
-выпуск печатной продукции (тематические буклеты к школьным мероприятиям, афиши и программы к конкурсам, школьная газета, листовки, плакаты по случаю отдельных событий в том или ином классе).
-уроки библиотекаря (библиотечные уроки проходят также с использованием презентаций, Интернет-ресурсов);
- участие в научно-практических конференциях.
-организация выставок (тематических, авторских (фотовыставки);
-проведение классных часов, бесед, викторин;
- создание портфолио учащихся;
- просмотр видеофильмов;
-использование аудиозаписей и мультимедийной продукции;
-организация тематических вечеров эстетической направленности;
-информационные стенды;
-проведение родительских собраний, Дня семьи, Уроков семейной любви с использованием презентаций об успехах учащихся, видеороликов;
- использование в работе психолога тестовых компьютерных диагностик, бланков, развивающих игр для индивидуальной и групповой работы;
- занятия в школьных кружках;
- компьютерные игры,
-создание электронных портфолио учителей.
3.Экспресс-выступления. (педагогоги поделятся новинками, о которых они узнали, готовясь к педсовету и теми технологиями, которые применяют сами)
Многие педагоги внутренне готовы к инновационным преобразованиям. Сегодня мы познакомим друг друга с инновационными технологиями в воспитательном процессе. Слово предоставляется_________ группе.
4.Тренинговое упражнение "Взаимные презентации"
Цель: сплочение группы, формальное открытие тренинга, самопрезентации участников, получение участниками обратной связи.
Инструкция:
«Сейчас мы разобьемся на пары. Мы с вами будем действовать по алгоритму. (Я выбираю ___ потому что…)
Первый этап работы заключается в том, что каждый самостоятельно рисует образ, отвечая на вопрос «Я и моя профессия». На выполнение первого этапа у вас 5 минут.
Второй этап : вы рассказываете своему партнеру о себе, расскажите друг другу о себе как можно подробнее.
Третьим этапом работы будет представление группе своего партнера. Поэтому постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Хотелось бы, чтобы вы отразили в самопрезентации следующие самые важные вопросы:
· Как я вижу свою профессию;
· Что я ценю в самом себе;
· Предмет моей гордости;
· Что я умею делать лучше всего.
На выполнение второго этапа у вас 5 минут»
«Презентации будут происходить следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий будет говорить от лица сидящего, называя себя именем своего партнера. Его задача - попытаться войти в роль своего партнера на время презентации, стать им, думать, рассуждать, чувствовать, переживать так, как кажется стоящему, вел и отвечал бы его партнер. В течение одной минуты – строго одной минуты, не больше и не меньше! – стоящий говорит, играя роль сидящего. Сидящий же, все это время молчит и как все остальные слушает. Ровно через минуту я прерву монолог; если кто-то закончит раньше, мы будем молчать, пока не истечет отведенная на выступление минута. Таким образом наша задача – построить свою презентацию так, чтобы она длилась ровно шестьдесят секунд.
После этого любой член группы – и я в том числе – имеет право задать выступающему любые вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Понятно, что вы можете и не знать истинного ответа на заданный вопрос, поэтому вам нужно понять, почувствовать, как ответил бы ваш партнер. Кстати, тот, кого презентуют, не может вмешиваться, и вынужден будет молчать»
Комментарий 2. Вопросы, которые задают участники группы и ведущий выступающему, начинаются с обращения к нему по игровому имени человека, которого он презентует, и могут касаться самых разных тем, например:
· Какие качества ты наиболее ценишь в людях?
· Что ты считаешь самым отвратительным?
· Есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь? Кто он?
· Чего бы тебе хотелось добиться в жизни? И т.п.
Упражнение завершается обсуждением чувств и мыслей участников. При этом важно уделить внимание трем аспектам – способности учитывать время при презентации, способности верно и сжато передать полученную информацию от партнера и способность «вчувствоваться» в другого человека настолько, чтобы домыслить недостающую информацию.
Комментарий 3. Вопросы:
Оцени успешность твоей презентации своего партнера.
Что ты чувствовал, когда твой партнер не сумел уложиться в отведенное время (замолчал раньше, чем закончилась минута?)
Удалось ли партнеру верно изложить сведения о тебе?
Получилось ли у твоего партнера стать твоим двойником?
Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени?
Тяжело ли было говорить от имени другого?
5. Обучение созданию фильмов.
(Мастер класс по созданию фильмов)
6.Обсуждение и принятие решения педагогического совета:
1. Признать целесообразность применения инновационных технологий в воспитательном процессе и продолжить работу по совершенствованию форм и методов работы с ними.
2. Способствовать вовлечению родителей, в процесс создания единой информационной среды через Интернет-ресурсы.
3. Предусмотреть в работе психолога исследования по Интернет - зависимости детей и проведению индивидуальных консультаций с целью оказания помощи этим детям.
4. Повышать квалификацию педагогов по использованию ИКТ
5. Создать банк данных методических материалов с применением ИКТ в воспитательной работе.