СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа на тему "Стили речи и типы речи " для 10-11 классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольный тест и подборка заданий на тему "Стили речи и типы текстов" для учеников 10-11 классов

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа на тему "Стили речи и типы речи " для 10-11 классов»

Контрольный тест по теме «Стили речи. Типы текстов» 10-11 классы

1 вариант

  1. Укажите функции научного стиля:

  1. сообщение сведений, объяснение фактов

  2. сообщение и воздействие

  3. изображение и воздействие

  1. Абонент вправе во внесудебном порядке расторгнуть договор в любое время при условии окончания всех расчётов по своим обязательствам, письменно уведомив об этом оператора не менее чем за десять дней. Если абонент в течение более 180 (ста восьмидесяти) дней не осуществляет пользование услугами сотовой связи, то указанное обстоятельство будет означать односторонний отказ абонента от исполнения договора.

Стиль данного текста – …

  1. официально-деловой

  2. публицистический

  3. научный

  1. Для какого стиля характерны перечисленные черты:

1) использование образных средств; 2) использование существительных в родительном падеже в роли несогласованных определений (страны ближнего зарубежья, служба занятости); 3) употребление лексики, обозначающей понятия морали, этики, экономики, медицины, психологии; 4) сочетание эмоциональных средств языка со строгой логической доказательностью.

  1. научного

  2. публицистического

  3. официально-делового

  1. Определите вид текста:

Уважаемый Виктор Иванович, довожу до Вашего сведения, что не смогу прибыть к месту назначения в указанный Вами срок и приступить к исполнению своих служебных обязанностей, так как состояние моего здоровья ухудшилось. Я остро нуждаюсь в лечении. Прошу предоставить мне отпуск за свой счет.

Ассистент Сидорова

  1. заявление

  2. расписка

  3. объяснительная

  1. В каком стиле используются все языковые средства?

  1. в языке художественной литературы

  2. в газетно-публицистическом

  3. во всех перечисленных

  1. Лексическими особенностями научного стиля является…

  1. частая повторяемость слов

  2. эмоциональность

  3. однозначность слов

  4. использование литературных цитат



  1. Стиль данного текста…

Вряд ли нужно доказывать, что рядом с эгоистом людям живётся неуютно. Не требует доказательств и то, что не может быть великодушного и благородного эгоиста, ибо жизненные принципы эгоизма и благородства взаимно исключают друг друга. Эгоизм начинается с лёгкого и приятного: я, мне, для меня. Благородство с иного: хорошо ли вам? удобно ли вам? Принцип нелёгкий и, с точки зрения эгоиста, глупый (С.В. Михалков).

    1. художественный

    2. публицистический

    3. разговорный

    4. научный

  1. В нескольких верстах от моей деревни находится большое село Шумихино, с каменной церковью во имя преподобных Козьмы и Дамиана. Напротив этой церкви некогда красовались обширные господские хоромы, окружённые разными постройками (И.С. Тургенев).

Тип речи данного текста – …

    1. повествование с элементами описания

    2. повествование

    3. описание

    4. рассуждение

  1. Определите стиль речи. Запишите.

  1. Роза обыкновенная – растение, относящееся к семейству розоцветных. Имеет стебель, чаще всего покрытый шипами. Длина стебля колеблется от сорока до восьмидесяти сантиметров. Бутоны могут быть белого, желтого, розового и красного оттенков. Выращивается как в открытом грунте, так и в теплицах.

  2. В связи с предстоящим праздником просим увеличить поставки голландской розы до 100 шт. в день. Оплату гарантируем.




  1. Определите вид связи предложений в тексте. Запишите.

Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений!

Летние грозы проходят над землёй и заваливаются за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась.

Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах, как вырванные с корнем ветвистые золотые деревья.

.Перечислите функциональные стили речи

2.Нарисуйте таблицу, найдите соответствия между столбцами таблицы, впишите недостающие понятия.

Стили речи

цель

сфера применения


общение, обычно на бытовые темы


научный





Закон, указ справка, характеристика


воздействие на читателей, слушателей





3.Определите, какому стилю речи соответствуют указанные понятия, характеризующие основные особенности стиля речи, запишите его название, найдите лишнее понятие,  запишите его:

а) Непринужденность, неподготовленность, эмоциональность, точность  

б) Соответствие строгой форме, сжатость, образность, стандартность

в) Смысловая точность, объективность изложения, непоследовательность изложения, использование терминов  

г) Логичность, оценочность, призывность, отсутствие эмоций  

д) Образность с целью эстетического воздействия на читателя, экспрессивность, возможность использования средств других стилей речи, официальность

4.Определите, к какому стилю принадлежит данный текст, докажите это.

        Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того листья налились и пропитались солнцем, что к осени они стали золотыми. Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут и качаются на паутинках.                                         (Н.Сладков)

5. Прочитайте текст, выполните задания

1)… что и возникли они, и совершенствуются одновременно, – ведь для того, чтобы облечь мысль в слово, нужно как минимум осознать, понять то, о чём хочешь сказать. 2)Поэтому речь человека всегда служит яркой и, как правило, безошибочной характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого из нас. 3)И значит, речь наша, если пользоваться известной пословицей, – это и та «одёжка», по которой нас встречают, и тот ум, по которому обычно провожают. 4) Заметьте – и то и другое вместе! 5)Как не вспомнить здесь слова древнегреческого философа Сократа: 6) «Заговори, … я тебя увидел!»  

Какая фраза должна стоять в начале первого предложения  данного текста?

1) Язык и мышление неразрывно связаны…                              

2) Философы давно доказали…

3) Философы давно  доказали взаимную связь языка и мышления, доказали…

4) Философы давно доказали взаимную связь языка и мышления…

Какое слово пропущено в предложении 6?

1) когда                                                                   3) чтобы                                                                  

2) так как                                                                4) хотя

Укажите неверное утверждение.

1) тема – это то, о чём идёт повествование в  тексте (предмет, понятие, явление, вопрос)

2) тема связана с содержательной стороной текста

3) идея –  это основная мысль текста

4) в тексте  может быть только одна тема

Контрольная работа по теме «Стили речи»

2 вариант

1.Перечислите функциональные стили речи

2.Нарисуйте таблицу, найдите соответствия между столбцами таблицы, впишите недостающие понятия.

Стили речи

цель

сфера применения


общение, обычно на бытовые темы


научный





Закон, указ справка, характеристика


воздействие на читателей, слушателей





3.Определите, какому стилю речи соответствуют указанные понятия, характеризующие основные особенности стиля речи, запишите его название, найдите лишнее понятие,  запишите его:

а) Непринужденность, неподготовленность, эмоциональность, точность  

б) Соответствие строгой форме, сжатость, образность, стандартность

в) Смысловая точность, объективность изложения, непоследовательность изложения, использование терминов  

г) Логичность, оценочность, призывность, отсутствие эмоций  

д) Образность с целью эстетического воздействия на читателя, экспрессивность, возможность использования средств других стилей речи, официальность

4.Определите, к какому стилю принадлежит данный текст, докажите это.

   Многие из нас  говорят «Мы любим Родину». Это очень важные слова, и надо иметь на них право. А это право надо завоевать трудом, учебой, жизнью.

   Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело. И главное - беречь Родину. Беречь, как свою мать. Для человека все должно быть дорого на своей Родине: и ее народ, и ее земля, и ее история, и ее завтрашний день.

   Будущее Родины в руках подрастающего поколения, в ваших руках. Помните об этом, ребята!

5. Прочитайте текст и выполните задания.   

   1)Что такое красота? 2)Одинаково ли мы воспринимаем красивое? 3)Можно ли оценить красоту?  4)Меняются ли со временем представления о красоте? 5)Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам и идеалам нашего времени. 6)Идеалы и мода у каждой эпохи свои. 7)Но есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно  возвращается. 8)Нас никогда не престанут радовать пропорции Парфенона, гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли… 9)Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет…» 10)Как раз обратное – удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту.

Определите тип(-ы) речи данного текста.

1)описание

  1. Повествование                                  2)  рассуждение

3)  повествование и описание  

4)  описание и рассуждение

Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

1) Идеалы и мода у каждой эпохи свои.

2) Много людей одинаково оценивают красоту.

3) Со временем представления людей о красоте не меняются.

4) Часто красивым называем то, что соответствует нормам и

    идеалам нашего времени.

В каком предложении выражена основная мысль текста?

1) 5                          2) 7                         3) 9                           4) 10



 Контрольная работа по теме

«Публицистический стиль речи»

1 вариант

  1. Вставить пропущенные буквы и расставить недостающие знаки препинания.

Русский пейзаж в основном созд…вался усилиями двух великих культур: культуры человека см…гчавшего резкости природы и культуры природы в свою очередь см…гчавшей все нарушения р..вновесия которые невольно пр…вносил в нее человек. Ландшафт создавался, с одной стороны, природой, готовой и пр…крыть все, что так или иначе нарушил человек, и с другой- человеком см…гчившим землю своим трудом и см…гчавшим пейзаж.

Поэтому отношения природы и человека это отношения двух культур каждая из которых (по) своему «социальна» общежительна обладает своими « правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях…Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может.

Задания:

1. Определите тип речи, докажите свою точку зрения.

2. Выпишите из текста синонимы, определите их роль в тексте.

3.Какие признаки публицистического стиля присутствуют в тексте?

4.Составьте со словом культура словосочетания, передав различные значения этого слова. В каком значении употреблено это слово в тексте?

5. Выпишите ключевые слова, тему текста.

6.Что означает слово общежительна, в чем его особенность? Как оно образовано? Приведите примеры слов с аналогичным суффиксом.

II. Напишите сочинение-миниатюру в жанре эссе по теме «Поэты бывают разные…»



Контрольная работа №1

Тема: «Функциональные стили речи»

Форма проведения – самостоятельная работа.

Время выполнения – 1 час 15 минут.

Количество вариантов – 1 вариант.

Задание заключается в определении стилей текстов и аргументации ответа.

Критерии оценивания: определение стилей трех текстов и аргументация своего ответа оценивается как оценка «удовлетворительно», четырех текстов – оценка «хорошо», пять текстов – оценка «отлично». Если обучающийся определяет стили всех текстов, но при этом не дает аргументации, работа оценивается как «неудовлетворительно».

Количество допустимых ошибок преподаватель определяет в ходе проверки работы в зависимости от степени сложности задания и индивидуальных особенностей учащихся.

Текст 1. В марте текущего года наша компания заключила с вами договор на изготовление и установку пластиковых окон для оборудования офисных помещений. Общее количество окон составило 48 штук, сумма договора 593000 рублей.

Следуя договору, окна должны были быть установлены в срок до 1 сентября. На сегодняшний день работы выполнены лишь на треть, несмотря на полную оплату с нашей стороны.

Учитывая, что наша компания полностью выполнила обязательства по оплате, мы требуем в кратчайшие сроки выполнить работы по установке окон в полном объёме, а также устранить недостатки, описанные в ранее присланных претензиях, в срок до 1 ноября, либо вернуть нам денежные средства за невыполненные работы. Также мы намерены требовать компенсацию за причинённый ущерб.

Текст 2. Плакета – памятная или декоративная медаль, имеющая форму многоугольника (с четырьмя углами и более). Другие названия – плакет или плакетка. Само слово происходит из французского языка и переводится как дощечка. Отличием от других медалей является форма – плакета всегда имеет острые углы. Чеканится она в качестве сувенира или для украшения. В последнее время стало модным изготовлять плакеты к различным праздникам, юбилеям, церемониям, хотя раньше для таких целей использовали круглые медали.

Плакета никогда не может быть постоянным наградным элементом, как это часто бывает с медалями. Наприме

Задание. Определить стиль текста. Аргументировать свой ответ.

Образец выполнения задания.

Приказ Об установлении опеки над недееспособной Ивановой Натальей Ивановной Рассмотрев заявление Петровой Нины Борисовны, зарегистрированной по адресу: г. Омск, ул. Строителей, д. 4, кв. 5, с просьбой об установлении опеки и назначении ее опекуном над Ивановой Натальей Ивановной, 1985 года рождения, зарегистрированной по адресу: г. Омск, ул. Строителей д. 4, кв. 5, признанной решением Советского районного суда города Омска от 21 сентября 2004 года недееспособной, решение опекунского Совета от 17 декабря 2004 года № 88, и, руководствуясь ст.ст. 32,35 Гражданского Кодекса Российской Федерации, приказываю: 1. Установить опеку над недееспособной Ивановой Натальей Ивановной, 1985 года рождения, зарегистрированной по адресу: г. Омск, ул. Строителей, д. 4, кв. 5. 2. Назначить Петрову Нину Борисовну опекуном недееспособной Ивановой Натальи Ивановны. 3. Обязать опекуна охранять правовые и имущественные интересы недееспособной.

Текст относится к официально – деловому стилю, так как:

  1. Используется специальная терминология: приказ, районный суд, недееспособная, заявление, опекун, опека, правовые интересы, имущественные интересы.

  2. Используются отглагольные существительные: назначение, решение, установление, заявление.

  3. Используется большое количество инфинитивов: установить, обязать охранять, назначить.

  4. Использование причастных и деепричастных оборотов: рассмотрев, зарегистрированный, признанный, руководствуясь.

  5. Стандартизированные обороты: рассмотрев заявление; зарегистрированный по адресу; 1985 года рождения; об установлении опеки; решение от … числа.

  6. Употребление полных наименований и точных дат: Гражданский Кодекс Российской Федерации; опекунский Совет от 17 декабря 2004 года № 88 и т.д.




Текст 1. В марте текущего года наша компания заключила с вами договор на изготовление и установку пластиковых окон для оборудования офисных помещений. Общее количество окон составило 48 штук, сумма договора 593000 рублей.

Следуя договору, окна должны были быть установлены в срок до 1 сентября. На сегодняшний день работы выполнены лишь на треть, несмотря на полную оплату с нашей стороны.

Учитывая, что наша компания полностью выполнила обязательства по оплате, мы требуем в кратчайшие сроки выполнить работы по установке окон в полном объёме, а также устранить недостатки, описанные в ранее присланных претензиях, в срок до 1 ноября, либо вернуть нам денежные средства за невыполненные работы. Также мы намерены требовать компенсацию за причинённый ущерб.

Текст 2. Плакета – памятная или декоративная медаль, имеющая форму многоугольника (с четырьмя углами и более). Другие названия – плакет или плакетка. Само слово происходит из французского языка и переводится как дощечка. Отличием от других медалей является форма – плакета всегда имеет острые углы. Чеканится она в качестве сувенира или для украшения. В последнее время стало модным изготовлять плакеты к различным праздникам, юбилеям, церемониям, хотя раньше для таких целей использовали круглые медали.

Плакета никогда не может быть постоянным наградным элементом, как это часто бывает с медалями. Например, Медаль за Отвагу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Плакета изготовляется только раз, имеет определенный рисунок и вид. Впоследствии могут создаваться только ее копии.

Текст 3. В лаборатории Х был зафиксирован акт жестокости по отношению к животным. Группа биологов в течение нескольких месяцев проводила изнурительные эксперименты над живыми котами и собаками, в результате чего родился мутант, ранее не виданный миром. Сложно понять, что будет на уме у такого животного, возможно, с его помощью «ученые» постараются захватить власть в государстве!



Текст 4. Прекрасна – и особенно в эту зиму – была Батуринская усадьба. Каменные столбы въезда во двор, снежно-сахарный двор, изрезанный по сугробам полозьями, тишина, солнце, в остром морозном воздухе сладкий запах чада из кухонь, что-то уютное, домашнее в следах, пробитых от поварской к дому, от людской к варку, конюшне и прочим службам, окружающим двор... Тишина и блеск, белизна толстых от снега крыш, по-зимнему низкий, утонувший в снегах, красновато чернеющий голыми сучьями сад, с двух сторон видный за домом, наша заветная столетняя ель, поднимающая свою острую черно-зеленую верхушку в синее яркое небо из-за крыши дома, из-за ее крутого ската, подобного снежной горной вершине, между двумя спокойно и высоко дымящимися трубами...



Текст 5. Лена, ты просто не представляешь, какая у нас соседка. Она уже немолода и малость плохо слышит. Все бы это ничего. Но она включает утром в своей гостиной телевизор на всю ивановскую. Слушает из кухни, когда в кастрюлях все булькает и на сковородках шкварчит! Так он целый день и бубнит: бу-бу-бу да бу-бу-бу.

Смотрит все подряд, а особенно всякую политику. Мы за стенкой чувствуем себя так, будто у нас тут заседания правительства. Или агитплощадка перед выборами.




Текст 3. В лаборатории Х был зафиксирован акт жестокости по отношению к животным. Группа биологов в течение нескольких месяцев проводила изнурительные эксперименты над живыми котами и собаками, в результате чего родился мутант, ранее не виданный миром. Сложно понять, что будет на уме у такого животного, возможно, с его помощью «ученые» постараются захватить власть в государстве!


Текст 4. Прекрасна – и особенно в эту зиму – была Батуринская усадьба. Каменные столбы въезда во двор, снежно-сахарный двор, изрезанный по сугробам полозьями, тишина, солнце, в остром морозном воздухе сладкий запах чада из кухонь, что-то уютное, домашнее в следах, пробитых от поварской к дому, от людской к варку, конюшне и прочим службам, окружающим двор... Тишина и блеск, белизна толстых от снега крыш, по-зимнему низкий, утонувший в снегах, красновато чернеющий голыми сучьями сад, с двух сторон видный за домом, наша заветная столетняя ель, поднимающая свою острую черно-зеленую верхушку в синее яркое небо из-за крыши дома, из-за ее крутого ската, подобного снежной горной вершине, между двумя спокойно и высоко дымящимися трубами...


Текст 5. Лена, ты просто не представляешь, какая у нас соседка. Она уже немолода и малость плохо слышит. Все бы это ничего. Но она включает утром в своей гостиной телевизор на всю ивановскую. Слушает из кухни, когда в кастрюлях все булькает и на сковородках шкварчит! Так он целый день и бубнит: бу-бу-бу да бу-бу-бу.

Смотрит все подряд, а особенно всякую политику. Мы за стенкой чувствуем себя так, будто у нас тут заседания правительства. Или агитплощадка перед выборами.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!