Административная контрольная работа по биологии
за 1 полугодие, 10 класс
Вариант 1
Процесс воспроизведения организмами себе подобных называется:
А) размножением
Б) ростом
В) саморегуляцией
Г) развитием
Самый низкий уровень организации жизни:
А) молекулярно-генетический
Б) субклеточный
В) клеточный
Г) тканевой
Изучения строения и функции тканей и образованных ими органов осуществляется на следующем уровне организации биологических систем:
А) молекулярно-генетическом
Б) субклеточном
В) клеточном
Г) тканевом
Клетку как структурную и функциональную единицу организмов изучает:
А) цитология
Б) гистология
В) эмбриология
Г) биология развития
5. Химический состав клетки, структуру, функции и превращение химических веществ в клетке изучает:
А) гистология
Б) эмбриология
В) биохимия
Г) биофизика
Азотистое основание гуанин комплементарен:
А) аденину
Б) гуанину
В) цитозину
Г) тимину
Функция и-РНК:
А) передача генетической информации дочерним молекулам и- РНК
Б) доставка аминокислоты в рибосому
В) передача генетической информации р- РНК
Г) перенос генетической информации от ДНК в рибосому
РНК входит в состав:
А) рибосом и цитоплазма
Б) пластид и митохондрий
В) ядра и комплекса Гольджи
Г) рибосом и цитоплазмы, пластид и митохондрий
9. Все перечисленные ниже характеристики используют для описания функций углеводов. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) образуют клеточные стенки растений и грибов
2) ускоряют процессы метаболизма
3) запасаются в клетках
4) служат коферментами
5) входят в состав нуклеотидов
Выберите три варианта. Какие углеводы относят к моносахаридам?
1) рибоза
2) глюкоза
3) целлюлоза
4) фруктоза
5) крахмал
6) гликоген
Установите соответствие между особенностями молекул углеводов и их видами:
1) целлюлоза, 2) глюкоза. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) мономер
Б) полимер
В) растворимы в воде
Г) не растворимы в воде
Д) входят в состав клеточных стенок растений
Е) входят в состав клеточного сока растений
Установите соответствие между особенностями и видами молекул:
1) ДНК, 2) полисахарид. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) обладает способностью к репликации (удвоение)
Б) может образовывать разветвлённую структуру
В) состоит из нуклеотидов
Г) образуется путём соединения молекул простых углеводов
Д) выполняет защитную и энергетическую функции
Е) обеспечивает матричный синтез рибонуклеиновых кислот
Установите соответствие между функциями и свойствами органических веществ в клетке и их видами:
1) углеводы, 2) белки. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) выполняют транспортную функцию
Б) являются запасным веществом в клетке
В) состоят из мономеров глюкозы
Г) выполняют ферментативную функцию
Д) обеспечивают активный транспорт через мембраны
Е) образуют клеточную стенку
Установите соответствие между особенностями строения и свойств вещества и веществом, имеющим эти особенности:
1) Белки, 2) Углеводы, 3) Липиды, запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
А) Неполярны, нерастворимы в воде
Б) В состав входит остаток глицерина
В) Мономером является глюкоза
Г) Мономеры связаны пептидной связью
Д) Обладают ферментативными функциями
Е) Входит в состав клеточных стенок растительных клеток
Выберите три варианта. Какие функции выполняют липиды в организме?
1) энергетическую
2) двигательную
3) информационную
4) строительную
5) защитную
6) транспортную
Установите соответствие между характеристикой и веществом, к которому она относится:
1) белки, 2) жиры. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) состоят из молекул жирных кислот и глицерина
Б) состоят из остатков молекул аминокислот
В) защищают организм от переохлаждения
Г) защищают организм от бактерий и вирусов
Д) являются полимерами
Е) при окислении 1 грамма дают 38,9 кДж
В ДНК на долю нуклеотидов с тимином приходится 23%. Определите процентное содержание нуклеотидов с гуанином, входящих в состав молекулы. В ответе запишите соответствующее число.
А=Т
Г=Ц
Установите соответствие между признаком нуклеиновой кислоты и ее видом:
и-РНК, 2) т-РНК. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) имеет форму клеверного листа
Б) доставляет аминокислоты к рибосоме
В) имеет самые маленькие размеры из нуклеиновых кислот
Г) служит матрицей для синтеза белков
Д) передает наследственную информацию из ядра к рибосоме
Установите соответствие между характеристиками и свойствами живого.
ХАРАКТЕРИСТИКИ А) поддерживает непрерывность жизни на Земле Б) обеспечивает приспособленность к среде обитания В) способствует увеличению численности вида Г) способствует сохранению признаков, присущих виду Д) даёт возможность ориентироваться в окружающей среде Е) осуществляет ответные реакции на различные воздействия | | СВОЙСТВА ЖИВОГО 1) способность самовоспроизведению 2) раздражимость |
Ответ:
Установите соответствие между примерами и методами научного познания, с помощью которых человек изучает природу.
ПРИМЕРЫ А) описание густоты волосяного покрова у млекопитающих (крот, лось, нутрия) Б) изучение влияния гиббереллина (гормона роста) на число азотфиксирующих клубеньков на корнях бобов В) определение степени загрязнения воздуха по состоянию листьев-иголок сосны Г) выявление частоты прилёта самца и самки к гнезду при выкармливании птенцов Д) передвижение инфузории туфельки в зависимости от действия на неё кристалликов соли Е) определение влияния разной физической нагрузки на частоту пульса человека | | МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ 1) наблюдение 2) эксперимент |
Ответ:
Главный признак живого –
движение 3) обмен веществ
увеличение массы 4) преобразование веществ
Первичную, вторичную, третичную структуры белка изучают на уровне организации живого
тканевом 2. молекулярно-генетическом 3) организменном 4) клеточном
Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания рисунка 3. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка.
1) имеет комплекс из 2 субъединиц (большой и малой) 2) имеет вид глобулы 3) в состав входит свёрнутая спиральная молекула 4) выполняет функции полисомы 5) прочность обеспечивается дисульфидными мостиками, гидрофобными взаимодействиями и др. |
Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённых на схемах веществ клетки. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка.
1) осуществляется денатурация и ренатурация белков 2) осуществляется репликация и транскрипция веществ 3) третичная структура превращается во вторичную и первичную и наоборот 4) происходит гидролиз белков 5) первичная структура определяет все свойства веществ |
25. Установите, в какой последовательности необходимо расположить уровни организации жизни от самого сложного до самого простого.
1) клеточный 2) популяционно-видовой 3) биогеоценотический 4) биосферный 5) организменный 6) органный |