ВАРИАНТ 1
ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий 1–15 укажите только одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.
1. Как называют семейство, в которое помимо человека включены человекообразные обезьяны?
1) игрунковые;
2) гоминиды;
3) сумчатые;
4) лемуровые.
2. К рудиментам человека относят
1) развитие хвостового отдела;
2) развитие густого шерстного покрова;
3) околоушные мышцы;
4) многососковость.
3. Что отсутствует в изображённой схеме рефлекторной дуги?
1) вставочный нейрон;
2) чувствительный нейрон;
3) рабочий орган;
4) двигательный нейрон.
4. Функцию питания и роста кости в толщину выполняет
1) жёлтый костный мозг;
2) красный костный мозг;
3) надкостница;
4) губчатое вещество.
5. Что может обеспечить человеку невосприимчивость к инфекционным болезням на длительное время?
1) вакцины;
2) эритроциты;
3) антибиотики;
4) поливитамины.
6. В процессе пищеварения жиры расщепляются до
1) глюкозы;
2) аминокислот;
3) белков;
4) глицерина и жирных кислот.
7. В плевральной полости находится
1) жидкость, уменьшающая трение;
2) воздух;
3) смесь кислорода и углекислого газа;
4) плазма крови.
8. Какое вещество начинает расщепляться под действием ферментов в ротовой полости человека?
1) белок;
2) ДНК;
3) крахмал;
4) жир.
9. Какой из перечисленных продуктов питания является лучшим источником углеводов?
1) шпинат;
2) рыба;
3) говядина;
4) картофель.
10. В процессе пластического обмена в организме человека
1) происходит освобождение энергии и синтез АТФ;
2) из глюкозы образуется гликоген;
3) жиры превращаются в глицерин и жирные кислоты;
4) белки окисляются до воды, углекислого газа и аммиака.
11. Зрительные рецепторы расположены в оболочке глаза, которая называется
1) сетчаткой;
2) сосудистой;
3) роговицей;
4) радужной.
12. Что расположено в ухе человека непосредственно за барабанной перепонкой?
1) наружный слуховой проход;
2) слуховая труба;
3) улитка;
4) молоточек.
13. Какой тип нервной системы характерен для меланхолика?
1) сильный, уравновешенный;
2) сильный, неуравновешенный;
3) слабый, неуравновешенный;
4) сильный, инертный.
14. Чем обеспечивается движение крови по сосудам?
1) большой разветвлённостью сосудов;
2) разностью давления в артериях и венах;
3) разной скоростью движения крови по сосудам;
4) работой створчатых клапанов сердца.
15. Кровеносная система человека
1) замкнутая, сердце четырёхкамерное;
2) незамкнутая, сердце трёхкамерное;
3) незамкнутая, сердце четырёхкамерное;
4) замкнутая, сердце трёхкамерное.
ЧАСТЬ 2
16. Установите соответствие между признаком и видом органического вещества, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
| ВИД ОРГАНИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА | |
A) состоят из остатков молекул аминокислот | | | 1) белки 2) углеводы |
Б) выполняют роль биологических катализаторов |
В) являются обязательными веществами плазматической мембраны |
Г) являются главными источниками энергии |
Д) входят в состав клеточной стенки растений и грибов |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
17. Вставьте в текст «Обмен белков» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ОБМЕН БЕЛКОВ
Ферментативное расщепление поступающих с пищей белков происходит в желудке и тонком кишечнике. Образовавшиеся ___________ (А) активно всасываются в ворсинки кишки, поступают в ___________ (Б) и разносятся ко всем клеткам организма. В клетках с поступившими веществами происходит два процесса: ___________ (В) новых белков на рибосомах и окончательное окисление до аммиака, который превращается в ___________ (Г) и в таком состоянии выводится из организма.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: 1) кровь; 2) глицерин; 3) аминокислота;
4) лимфа; 5) синтез; 6) мочевина; 7) распад; 8) глюкоза.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
18. Используя содержание текста «Пищеварительные соки и их изучение» и знания школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
1) Какую роль играют ферменты слюны в пищеварении?
2) Какая среда в желудке здорового человека?
3) Что, по Вашему мнению, смог выяснить с помощью фистульной методики учёный В. А. Басов?
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ СОКИ И ИХ ИЗУЧЕНИЕ
В стенках пищеварительного канала человека содержится огромное количество железистых клеток, вырабатывающих пищеварительные соки. Поступая в полость, они смешиваются с пережёванной пищей, вступая с ней в сложные химические взаимодействия. К типичным пищеварительным сокам относят слюну и желудочный сок.
Будучи прозрачной слабощелочной жидкостью, слюна содержит в своём составе минеральные соли, белки: амилазу, мальтазу, муцин, лизоцим. Первые два белка участвуют в расщеплении крахмала. Причём амилаза расщепляет крахмал до мальтозы (отдельные фрагменты), а потом мальтаза расщепляет её до глюкозы. Муцин придаёт слюне вязкость, склеивая пищевой комок, а лизоцим обладает бактерицидным действием.
Слизистая оболочка желудка каждые сутки выделяет около 2,5 л желудочного сока, представляющего собой кислую, за счёт соляной кислоты, бесцветную жидкость, содержащую фермент пепсин, отвечающий за расщепление белка до отдельных фрагментов и аминокислот. Выработка желудочного сока осуществляется с помощью нейрогуморальных механизмов.
Соляная кислота не только активизирует пепсин. Белки настолько сложны, что их переваривание является длительным процессом. Кислота разрушает водородные связи, которые удерживают вторичную структуру белка, а также прочные стенки клеток растений, не говоря уже о разрушении соединительной ткани в мясе; её количество зависит от характера пищи. Соляная кислота убивает бактерии. Однако некоторые бактерии могут преодолевать защитную систему желудка, они могут стать причиной язвы.
У учёных интерес к функционированию пищеварительных желез возник в ХIX в. Так, в 1842 г. русский учёный В. А. Басов произвёл следующую операцию на собаке: вскрыл брюшную полость, в стенке желудка сделал отверстие, в которое вставил металлическую трубку (фистулу) так, что один её конец находился в полости желудка, а другой – снаружи, что позволяло экспериментаторам собирать желудочный сок. Рану вокруг трубки аккуратно зашили. Операцию животное перенесло легко, что позволило В.А. Басову провести серию экспериментов, в течение которых животное кормили разнообразной пищей.