СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по биологии за курс 8 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экзаменационный вариант контрольной работы по биологии за курс 8 класса. Вариант 1

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по биологии за курс 8 класса»

ВАРИАНТ 1


ЧАСТЬ 1


При выполнении заданий 1–15 укажите только одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

1. Как называют семейство, в которое помимо человека включены человекообразные обезьяны? 

1) игрунковые;

2) гоминиды;

3) сумчатые;

4) лемуровые.

2. К рудиментам человека относят

1) развитие хвостового отдела;

2) развитие густого шерстного покрова;

3) околоушные мышцы;

4) многососковость.

3. Что отсутствует в изображённой схеме рефлекторной дуги?


1) вставочный нейрон;

2) чувствительный нейрон;

3) рабочий орган;

4) двигательный нейрон.




4. Функцию пи­та­ния и роста кости в тол­щи­ну выполняет

1) жёлтый кост­ный мозг;

2) красный кост­ный мозг;

3) надкостница;

4) губчатое вещество.

5. Что может обес­пе­чить человеку не­вос­при­им­чи­вость к ин­фек­ци­он­ным болезням на дли­тель­ное время?

1) вакцины;

2) эритроциты;

3) антибиотики;

4) поливитамины.

6. В процессе пищеварения жиры расщепляются до

1) глюкозы;

2) аминокислот;

3) белков;

4) глицерина и жирных кислот.

7. В плевральной полости находится

1) жидкость, уменьшающая трение;

2) воздух;

3) смесь кислорода и углекислого газа;

4) плазма крови.

8. Какое вещество начинает расщепляться под действием ферментов в ротовой полости человека?

1) белок;

2) ДНК;

3) крахмал;

4) жир.

9. Какой из перечисленных продуктов питания является лучшим источником углеводов?

1) шпинат;

2) рыба;

3) говядина;

4) картофель.

10. В процессе пластического обмена в организме человека

1) происходит освобождение энергии и синтез АТФ;

2) из глюкозы образуется гликоген;

3) жиры превращаются в глицерин и жирные кислоты;

4) белки окисляются до воды, углекислого газа и аммиака.

11. Зрительные рецепторы расположены в оболочке глаза, которая называется

1) сетчаткой;

2) сосудистой;

3) роговицей;

4) радужной.

12. Что расположено в ухе человека непосредственно за барабанной перепонкой?

1) наружный слуховой проход;

2) слуховая труба;

3) улитка;

4) молоточек.

13. Какой тип нервной системы характерен для меланхолика?

1) сильный, уравновешенный;

2) сильный, неуравновешенный;

3) слабый, неуравновешенный;

4) сильный, инертный.

14. Чем обеспечивается движение крови по сосудам?

1) большой разветвлённостью сосудов;

2) разностью давления в артериях и венах;

3) разной скоростью движения крови по сосудам;

4) работой створчатых клапанов сердца.

15. Кровеносная система человека

1) замкнутая, сердце четырёхкамерное;

2) незамкнутая, сердце трёхкамерное;

3) незамкнутая, сердце четырёхкамерное;

4) замкнутая, сердце трёхкамерное.


ЧАСТЬ 2


16. Установите соответствие между признаком и видом органического вещества, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК



ВИД ОРГАНИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА


A) состоят из остатков молекул аминокислот





1) белки

2) углеводы

Б) выполняют роль биологических катализаторов

В) являются обязательными веществами плазматической мембраны

Г) являются главными источниками энергии

Д) входят в состав клеточной стенки растений и грибов

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 


17. Вставьте в текст «Обмен белков» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.


ОБМЕН БЕЛКОВ

Ферментативное расщепление поступающих с пищей белков происходит в желудке и тонком кишечнике. Образовавшиеся ___________ (А) активно всасываются в ворсинки кишки, поступают в ___________ (Б) и разносятся ко всем клеткам организма. В клетках с поступившими веществами происходит два процесса: ___________ (В) новых белков на рибосомах и окончательное окисление до аммиака, который превращается в ___________ (Г) и в таком состоянии выводится из организма.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: 1) кровь; 2) глицерин; 3) аминокислота;
4) лимфа; 5) синтез; 6) мочевина; 7) распад; 8) глюкоза.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

 

 

 

 


18. Используя содержание текста «Пищеварительные соки и их изучение» и знания школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

1) Какую роль играют ферменты слюны в пищеварении?

2) Какая среда в желудке здорового человека?

3) Что, по Вашему мнению, смог выяснить с помощью фистульной методики учёный В. А. Басов?


ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ СОКИ И ИХ ИЗУЧЕНИЕ

 В стенках пищеварительного канала человека содержится огромное количество железистых клеток, вырабатывающих пищеварительные соки. Поступая в полость, они смешиваются с пережёванной пищей, вступая с ней в сложные химические взаимодействия. К типичным пищеварительным сокам относят слюну и желудочный сок.

 Будучи прозрачной слабощелочной жидкостью, слюна содержит в своём составе минеральные соли, белки: амилазу, мальтазу, муцин, лизоцим. Первые два белка участвуют в расщеплении крахмала. Причём амилаза расщепляет крахмал до мальтозы (отдельные фрагменты), а потом мальтаза расщепляет её до глюкозы. Муцин придаёт слюне вязкость, склеивая пищевой комок, а лизоцим обладает бактерицидным действием.

Слизистая оболочка желудка каждые сутки выделяет около 2,5 л желудочного сока, представляющего собой кислую, за счёт соляной кислоты, бесцветную жидкость, содержащую фермент пепсин, отвечающий за расщепление белка до отдельных фрагментов и аминокислот. Выработка желудочного сока осуществляется с помощью нейрогуморальных механизмов.

 Соляная кислота не только активизирует пепсин. Белки настолько сложны, что их переваривание является длительным процессом. Кислота разрушает водородные связи, которые удерживают вторичную структуру белка, а также прочные стенки клеток растений, не говоря уже о разрушении соединительной ткани в мясе; её количество зависит от характера пищи. Соляная кислота убивает бактерии. Однако некоторые бактерии могут преодолевать защитную систему желудка, они могут стать причиной язвы.

 У учёных интерес к функционированию пищеварительных желез возник в ХIX в. Так, в 1842 г. русский учёный В. А. Басов произвёл следующую операцию на собаке: вскрыл брюшную полость, в стенке желудка сделал отверстие, в которое вставил металлическую трубку (фистулу) так, что один её конец находился в полости желудка, а другой – снаружи, что позволяло экспериментаторам собирать желудочный сок. Рану вокруг трубки аккуратно зашили. Операцию животное перенесло легко, что позволило В.А. Басову провести серию экспериментов, в течение которых животное кормили разнообразной пищей.