СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольно - измерительных материалов
для проведения промежуточной аттестации в 4 классе
по литературному чтению
УМК «Школа России»
Учебник «Литературное чтение» 4 класс Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий
Назначение КИМ - определение уровня достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету литературное чтение учащимися 4 классов.
Структура КИМ
Работа содержит 16 заданий, различающихся по содержанию, сложности и типу. Заданий работы могут быть разделены на две группы.
Первая группа – задания базового уровня. Они составляют 65 % от всех заданий работы (10 заданий). Назначение заданий первой группы - обеспечить проверку достижения обучающимися уровня базовой подготовки по литературному чтению.
Вторая группа – задания повышенной сложности, которые составляют 35 % от всех заданий (6 задания). Назначение заданий второй группы - проверить способность применять полученные знания для решения заданий повышенного уровня.
По форме ответа представлены задания: а) с выбором 1-2 из нескольких предложенных вариантов; б) с кратким ответом; в) с развернутым ответом.
Время выполнения варианта КИМ
На выполнение всей работы отводится 1 урок (40 минут).
Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности.
В таблице представлено распределение заданий по выделенным блокам содержания, контролируемым умениям и способам познавательной деятельности, по уровню сложности.
Таблица 1.
№ задания | Блок содержания | Контролируемое знание/умение | Уровень сложнос-ти | Макси-мальный балл за выполне-ние |
1. | Виды речевой и читательской деятельности | Находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде. | Б | 1б – дан верный ответ |
2 | Виды речевой и читательской деятельности | Формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста. | Б | 1 – верно выписали предложение |
3. | Виды речевой и читательской деятельности | Использовать различные формы интерпретации содержания текстов. | Б | 1 – дан верный ответ |
4. | Виды речевой и читательской деятельности | Формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста. | Б | 1б – дан верный ответ |
5. | Виды речевой и читательской деятельности | Устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, соотносить ситуацию и поступки героев, давать характеристику героям, опираясь на содержание текста. | П | 2б – дан верный ответ 1б – дан неполный ответ |
6. | Виды речевой и читательской деятельности | Находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде. | Б | 1б – дан верный ответ |
7 | Виды речевой и читательской деятельности | Объяснять значение слова через подбор синонимов. | П | 2б – синонимы подобраны верно 1б – подобран 1 синоним |
8. | Виды речевой и читательской деятельности | Находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде. | Б | 1б – выписано верное предложение |
9. | Виды речевой и читательской деятельности | Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами | П | 2б – дан верный полный ответ; 1б – дан неполный ответ; |
10 | Виды речевой и читательской деятельности | Определять главную мысль произведения. Интерпретировать ее через пословицу. | П | 1б – дан верный ответ |
11 | Виды речевой и читательской деятельности | Подбирать заголовок к тексту. | Б | 1б – дан верный ответ |
12 | Виды речевой и читательской деятельности | Определять основные события и устанавливать их последовательность. | Б | 2б – верно восстановлена последовательность; 1б – допущена 1 ошибка |
13 | Виды речевой и читательской деятельности | Объяснять значение слова с опорой на контекст. | Б | 2б – дан верный ответ; 1б – дан неполный ответ; |
14 | Виды речевой и читательской деятельности | Различать на практическом уровне виды текстов, опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов). | Б | 1б – дан верный ответ |
15 | Круг детского чтения | Осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике или по собственному желанию. | П | 1б – дан верный ответ |
16 | Круг детского чтения | Осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике или по собственному желанию. | П | 2б – даны верные ответы; 1б – дан один верный ответ |
| | Всего: 22 балла |
Оценка выполнения заданий контрольной работы
Уровень достижения планируемых результатов и пересчет баллов, полученных за работу производится по следующей системе.
20б. - 22б. (85%-100%) (высокий уровень) – отметка «5»
17б. - 19 б. (70%-84%) (повышенный уровень) - отметка «4»
11б.- 16 б. (50%-69%) (базовый уровень) - отметка «3»
менее 11 б. (0%-49%) (низкий уровень) – отметка «2»
Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации
по литературному чтению обучающей(-го)ся 4 «__ » класса
Фамилия, имя _____________________________ Дата ____________
Что сказала бы мама Гринька и Федя собрались на луг за щавелём. И Ваня пошёл с ними.
— Ступай, ступай, — сказала бабушка. Наберёшь — зелёные щи сварим.
Весело было на лугу. Траву ещё не скосили. Кругом далеко-далеко пестрели цветы — и красные, и синие, и белые. Весь луг был в цветах.
Ребятишки разбрелись по лугу и стали рвать щавель. Всё дальше и дальше уходили они по высокой траве, по весёлым цветам.
Вдруг Федя сказал:
— Что-то здесь пчёл много!
— Правда, здесь пчёл много, — сказал и Ваня. — Всё время гудят.
— Эй, ребята, закричал издали Гринька, — поворачивай обратно! Мы на пчельник забрели — вон ульи стоят!
Вокруг колхозного пчельника густо росли липы и акации. А сквозь ветки были видны маленькие пчелиные домики.
— Ребята, отступай! — скомандовал Гринька. — Только тихо, руками не махать, а то пчёлы закусают.
Ребятишки осторожно пошли от пчельника. Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не сердить пчёл. И совсем было ушли от пчёл, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. Он оглянулся на товарищей, но Федя не плакал и Гринька не плакал, а плакал маленький Васятка, сын пчеловода. Он забрёл на пчельник и стоял среди ульев, а пчёлы так и налетали на него.
— Ребята! — крикнул Ваня. — Васятку пчёлы закусали!
— А что, нам за ним на пчельник идти? — ответил Гринька. — И нас пчёлы закусают.
— Надо его отца позвать, — сказал Федя. — пойдём мимо их дома его отцу скажем.
И оба пошли дальше. А Ваня вернулся и пошёл прямо на пчельник.
— Иди сюда! — крикнул он Васятке.
Но Васятка не слышал. Он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос.
Ваня подошёл к Васятке, взял его за руку и повёл с пчельника. До самого дома довёл.
Васяткина мать выбежала на крыльцо, взяла Васятку на руки:
— Ах ты непослушный, зачем на пчельник ходил?
Вон как пчёлы искусали! — Посмотрела на Ваню. — Ах, батюшки, Ванёк, сказала она и тебе от пчёл досталось из-за Васятки! Ну, да ничего, ты не бойся: поболит — перестанет!
Мне ничего, — сказал Ваня.
И пошёл домой. Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.
— Ну и хорош! сказала бабушка. Это кто же тебя так разукрасил?
— Пчёлы, — ответил Ваня.
— А почему же Гриньку и Федю пчёлы не тронули?
— Они убежали, а я Васятку вёл, — сказал Ваня. — А что ж такого? Поболит перестанет.
Отец пришёл с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся.
— Федя с Гринькой от пчёл убежали, - сказала бабушка. А наш простофиля полез Васятку спасать. Вот бы мама сейчас его увидела — что бы она сказала?
Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама?
А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:
— Она бы сказала: молодец у меня сынок! Вот бы что она сказала!
(Л. Воронкова)
1 вариант
Какое предложение, не соответствует содержанию текста.
Ребята пошли за щавелем на луг.
Федя услышал, как кто-то плачет.
Гринька знает, как себя надо вести, чтобы пчёлы не покусали.
Маленький Васятка, сын пчеловода, забрёл на пчельник.
У Вани распухли губа и веко распухло, и глаз закрылся.
2. Выпиши из текста предложение, в котором говорится, как надо себя вести, чтобы не покусали пчёлы.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Почему Гринька и Федя не пошли вместе с Ваней за Васяткой?
Им надо было быстрее вернуться домой.
Испугались, что их искусают пчёлы.
Решили, что Ваня один справится.
Они побежали за отцом Васятки.
4. Выбери предложение, которое объясняет, почему Ваня не ушёл с ребятами.
1) Ваня не боится пчёл.
2) Он решил дождаться отца Васятки вместе с мальчиком.
З) Хотел, чтобы его похвалили.
4) Ваня не может оставить человека в беде.
5. Какие черты характера и качества подходят героям? Выбери опорные слова: лень, хитрость, отзывчивость, злость, равнодушие, сострадание, трусость.
Качества и черты характера Вани | Качества и черты характера Гриньки и Феди |
1) | 1) |
2) | 2) |
6. Как бабушка назвала Ваню? Напиши.
____________________________________________________________________
7. Подбери синонимы к слову «простофиля»? Отметь несколько слов.
хитрюга 2) простодушный человек
3) глупый человек 4) мальчик Филя
8. Вспомни название рассказа. Найди и выпиши предложение, в котором говорится «Что сказала бы мама?»
__________________________________________________________________________
9. За что мама похвалила бы сына?
__________________________________________________________________________
10. Какая из пословиц наиболее точно передаёт главную мысль текста?
Доброе дело без награды не остаётся.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Жизнь дана на добрые дела.
11. Как иначе можно назвать этот текст?
1) Нападение пчёл 3) Простофиля
2) Добрый поступок 4) Верные друзья
12. В каком порядке должны следовать пункты, чтобы получился план текста?
А) Решение Вани.
Б) В поход за щавелём.
В) Что сказала бы мама?
Г) Плач.
Д) Отступление.
Запиши в таблицу выбранные пункты по порядку.
13. Замени слово «разбрелись» (из 9-го предложения) близким по значению словом. Запиши это слово.
Разбрелись - _______________________________________________________
14. Определи жанр этого произведения:
1) сказка
2) басня
3) художественный рассказ
4) исторический рассказ
5) научно-познавательный рассказ
15. В каком сборнике можно найти другие произведения Л.Воронковой?
1) сборник сказок 2) сборник рассказов о животных
3) сборник стихов о природе 4) сборник рассказов о детях
16. Кто из перечисленных авторов писал произведения о детях? Отметь все верные ответы.
1) А.С. Пушкин 2) А.Л. Барто
3) В. Драгунский 4) М. Пришвин