СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Входная контрольная работа по чтению 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Входная контрольная работа

Цели: повторить и обобщить знания обучающихся; проверить усвоение полученных знаний.

1.Когда сведения о важных событиях стали записывать в ле­тописях?

а) многие тысячи лет назад

б) когда появилось устное народное творчество

в) с появлением письменности

г) когда стали печатать первые книги

 

2. Откуда пошло это название — летописи?

а) от слова записи                  в)  от слова лето

б) от слова год                        г) от слова летать

 

3.Что такое книга? _______________________________

 

4.Переписчики книг — кто они? _______________________

 

5. Какое самое знаменитое летописное произведение? __________________________________________________________

 

6.О чем писали в летописи? ___________________________________________________

 

7.Кто самый известный летописец?____________________

 

8. Узнайте пословицы. В чем смысл этих пословиц?

 

Книги не говорят,...

...а ума придала.

 

.... а правду сказывают.

 

да и своим умом двигай

Книга в счастье украшает,...

….а в несчастье утешает.

 

 

 

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

Ответы

  1. В
  2. В
  3. Печатное произведение ( в старое время также рукопись) в форме сброшюрованных или переплетенных вместе листов с каким – нибудь текстом, иногда и рисунками.
  4. .Переписчиками  книг были – главным образом священники, дьяконы, монахи.
  5. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Книги не говорят, а правду сказывают.

 

Норма чтения  – не менее 70-80 слов в минуту

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по теме «Истоки литературного творчества»

 Цели: повторить и обобщить знания обучающихся; проверить усвоение полученных знаний.

Выберите правильный ответ.

1.Былина - это:

а) сказка о богатырях          б) летопись о богатырях

в) быль        

  г) русская народная эпическая песня — сказание о богатырях

 

2. Богатырь - это:

а) богатый человек                 б) древнерусский князь     

в) завоеватель чужих земель

г) воин, защитник своей Родины, наделенный чувством собственного достоинства и отличающийся необычайной сил мужеством и удалью

 

3. Перечислите истоки литературного творчества. Подчерните те из них, о которых вы узнали в этом году.

____________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4.Что такое миф? Каких мифологических героев вы знаете?

____________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

5.Узнайте, о каком герое и произведении идет речь.

Из того ли из города из Мурома,

Из того села да Карачарова

 Выезжал дородный добрый молодец.

Он стоял заутреню во Муроме.

Ай к обеденке поспеть хотел он во стольный Киев-град.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

 

6.Рассмотрите внимательно репродукцию картины «Богатыри» В. Васнецова. Кого из русских богатырей представ художник? Напишите текст «Былинные богатыри — защитники земли Русской».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по теме «О Родине, о подвигах, о славе»

 

1. Запишите близкие по смыслу слова (синонимы) к слову Родина.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие произведения о Родине вам запомнилось?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. С какими именами связаны эти исторические события:

А) с юга набеги кочевников – Золотая Орда, Куликово поле

____________________________________________________________________________________________________________________________

Б) с запада шведы, немцы – Ледовое побоище на Чудском озере

____________________________________________________________________________________________________________________________

В) Отечественная война 1812г.- Бородинская битва

____________________________________________________________________________________________________________________________

4. К какому времени относятся события в рассказе А.Приставкина «Портрет отца»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Пословицы – особый жанр литературы. В одном предложении выражается глубокая точная мысль. Собери пословицы.

Родина – мать…                                           …что соловей без песни.

Человек без Родины, …                              …своя сторона.

На чужбине родная землица…                   … умей за неё постоять.

Для Родины своей ни сил, …                     … ни жизни не жалей.

Всякому мила…                                           … во сне снится.

6. Выберите одну из пословиц и запишите к ней название произведения, смысл которого она раскрывает.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по теме «Жить по совести, любя друг друга»

Цели: повторить и обобщить знания обучающихся; проверить усвоение полученных знаний.

1. Внесите изменения в порядок пунктов плана пересказа произведения А. Толстого «Детство Никиты» так, чтобы он соответствовал содержанию.

— Таинственное письмо.

— Солнечное утро.

— Сугробы.

— Аркадий Иванович.

 

2. Соотнесите название произведения и имя автора стрелкой.

 

«Детство Никиты»

А. Гайдар

«Детство» 

М. Зощенко

«Тимур и его команда»  

Н. Носов

«Самое главное»

А. Толстой

«Смеялись мы — хи-хи»

Н. Носов

«Дневник Коли Синицына»

И. Суриков

«Витя Малеев в школе и дома»

И. Пивоварова

                         

3. Допишите предложение:

 

«Текст-рассуждение — это.......................................................................

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………»

 

 

 

 

4.Составьте и напишите текст-рассуждение на тему «Настоящий друг», используя предложенный вариант текста и слова для выбора.

 

Настоящий друг*

Люди часто задумываются над вопросом: бывает ли …………….… друг? Одни считают, что …………… друзей нет, другие — что ……….… друзья ………………. Я думаю, что настоящие друзья есть.

Для меня Маша — ……………… друг, потому что она приходит на ……………… в трудную минуту, помогает мне не только ………….…, но и ……………………….. Она умеет искренне …………………….. моим успехам и никогда не забывает ……………………… меня с праздником.

 Маша — мой ………….................... друг!

Слова для выбора: дружба, доброжелательный, настоящий, отзывчивым, редкость, обычное дело, много, помощь, радость, радуется, огорчается, внимание, поздравить, разделит, преданный, верный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по теме «Литературная сказка»

Цели: повторить и обобщить знания обучающихся; проверить усвоение полученных знаний.

  1. «Назови произведение»

 В этом произведении главный герой был великаном, хотя при этом оставался обычным человеком. _______________________________________________________

 В этом произведении главная героиня рисковала своей жизнью ради отца. _____________________________________________________________

 Главная героиня этой сказки чуть не погибла, спасая своих братьев.

_____________________________________________________________

 В этом произведении рассказывается о том, как друзья по­могали нашему герою на кухне.

_____________________________________________________________

Произведение, которое начинало раздел.

_____________________________________________________________

 

2. «Найди пару»  Соедините автора с его произведением.

«Пятеро из одного стручка»      Ш. Перро

«Спящая красавица»                  С. Аксаков

«Чайник»                                     И. Токмакова

«Аленький цветочек»                Г.-Х. Андерсен

«Сказочка о счастье»

3 «Бюро находок»   Из какого произведения эти предметы?

 Крапива. ____________________________________

 Золотой венец из каменьев самоцветных.____________________________

Зеркало.____________________________________________________

Горошина.____________________________________________________

 Цветочная луковица._________________________________________

 Белые камешки.___________________________________________

 

4.«Назови имя»

 Имя Токмаковой.______________________________________

 Автор сказки «Аленький цветочек». _____________________________

Этот герой не раз спасал своих братьев.___________________________

 Имя главной героини сказки «Дикие лебеди». ___________________

 

5.Напишите отзыв о любом понравившемся произведении по плану.

           План

  1.  Автор.
  2.  Название произведения.
  3.  Жанр произведения.
  4.  О чем этот текст?
  5. Кто из героев понравился и почему?

      6.Чем понравилось это произведение?

       _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

Проверка навыков чтения.

 

 

 

1 вариант.

…Узкими горными тропинками, от одного дачного посёлка до другого, пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа. Впереди обыкновенно бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва. У перекрёстков он останавливался и, махая хвостом, вопросительно оглядывался назад. По каким-то ему одному известным признакам он всегда безошибочно узнавал дорогу и, весело болтая мохнатыми ушами, кидался галопом вперёд. За собакой шёл двенадцатилетний мальчик Сергей, который держал под левым локтём свёрнутый ковёр для акробатических упражнений, а в правой нёс тесную и грязную клетку со щеглом, обученным вытаскивать из ящика разноцветные бумажки с предсказаниями на будущую жизнь. Наконец, сзади плёлся старший член труппы – дедушка Мартын Лодыжкин, с шарманкой на скрюченной спине.

Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить только живое, близкое, пожалуй, даже родственное существо…

Вопросы:

  1. Как вы понимаете, что означает слова труппа?
  2. Расскажите, кто входил в маленькую бродячую труппу.
  3. Что рассказал о них автор?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 вариант.

 

Хорошо весной в лесу! Берёзы распускают свои клейкие листья, стоят прозрачные, будто не деревья, а дымок зелёный. Среди них темнеют плотные ели и высокий можжевельник. Воздух чистый, лёгкий, еловой смолой пахнет, молодым лесом, прелой землёй.

И хор птичий… И флейта поёт, и трель рассыпается, и чёканье, и посвисты.

Солнце печёт вовсю. А тень ещё холодная. Я пошёл к берегу речки, притаился и сразу увидел рыбака.

Ай да мужик – богатырь! Ростом с воробья. Рыба его раз в тридцать больше.

Это голоногийкуличишка рыбачит. Вокруг рыбы бегает, суетится, клюёт. А рыбу из воды на берег выкинуло: дохлая. Пищит кулик, ногами семенит.

Потом прилетели два ворона. Спугнули кулика, а сами рыбу не трогают. Видно, уже поели досыта. Как сели на отмель, так и заснули. Сидят носатые, чёрные, глаза закрыли. Налетели чайки с криком, с гамом. Стали потрошить эту рыбину. Одна голова осталась. Гляжу – с того берега по камням спускается лиса. Паршивая такая. Шерсть клочьями на боках висит – сбрасывает зимнюю шубу Лиса Патрикеевна.

Спустилась она к воде, воровато схватила ближнюю рыбу и спряталась с нею за камень. Потом опять показалась, облизывается. Вдруг лай, вой, визг поднялись: прибежали собаки деревенские да как бросятся с обрыва к воде, к лисице. Видно, учуяли её сверху. Лиса берегом, берегом наверх – и в лес. Собаки за ней. Ну и я пошёл. Кого мне тут ждать?

Ни один зверь теперь не придёт сюда: собачьих следов испугается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа. (I полугодие)

1 вариант.

Джек – поводырь

Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших чёрных очках на испещренном синимиотметинками лице, он каждый день проходит по тротуару и тук – тук – постукивает своей резной палочкой. Человек в чёрных очках – бывший военный лётчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удивлению прохожих, слепой лётчик появился без своей извечной палочки. Вместо неё он держал за поводок собаку. Джек уверенно вёл своего хозяина по улице. У перекрёстка Джек останавливался и выжидал, пока проедут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу.

«Джек, на остановку!» - и собака послушно ведёт своего хозяина к автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому, Джек выбирает из сидящих человека помоложе и тыкается носом ему в колени: мол, ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно… «Джек, в магазин!» - ведёт в гастроном.

- Джек теперь мне взамен глаз! – не нахвалится своим поводырём бывший лётчик.

Вопросы и задания.

1.Определите жанр произведения.

А) Рассказ                         в) Сказка

Б) Басня                             г) Стихотворение

 

2.Почему жители улицы Мира хорошо знали этого человека?

А)Он отличался от всех внешним видом.

Б) Он всегда гулял с собакой.

В)Он гулял в одном и том же месте.

 

3.По какой причине ослеп лётчик? Выпишите ответ из текста.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

4.Как вы понимаете значение слова «поводырь»?

_____________________________________________________________________________________________________________________________.

 

5.Кто стал верным другом бывшего лётчика? ____________________________________________________________.

 

6.Как вы понимаете выражение «Джек теперь мне взамен глаз»?

_________________________________________________________________________________________________________________.

 

7.Подберите синонимы к слову «выбоина».____________________________________________.

 

8.Как Джек помогал хозяину занять место в автобусе?

А)Лаял на молодого человека.

Б)Тыкался носом в колени пассажира помоложе.

В)Начинал рычать на пассажира.

 

9.Восстановите последовательность событий рассказа.

А)вместо палочки он держал за поводок собаку

Б)Джек ведёт к автобусу

В)каждый день проходит по тротуару, постукивая палочкой

Г)он лишился одной руки и обоих глаз

Д)бывший лётчик доволен другом

 

10.Определите главную мысль текста.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа.

2 вариант.

Кукушка.

Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши, снегу натащат, а мать – убери. И рыбу мать на реке сама ловила. Тяжко ей было. А дети ей не помогали. От жизни тяжёлой заболела мать. Лежит она и просит, детей зовёт: «Детки, пересохло горло, принесите мне водички».

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

-Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей! – закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью:

-Мама, мы тебе водички принесли.

-Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остаётся.

Навсегда бросила детей мать – кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той поры красный мох стелется.

 

 

Вопросы и задания.

1. Определите жанр произведения.

а) Рассказв) Сказка

б) Басняг) Стихотворение

 

2. Сколько детей было у матери?

А)Трое               В) Четверо

Б) Двое             Г) …(запишите свой вариант ответа)

 

 

 

 

 

3. Почему заболела мать?

 

А) простыла       В) от тяжёлой жизни

Б) заразилась     Г)…(запишите свой вариант ответа)

 

4.О чём просила мать своих детей? Выпишите ответ из текста.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

5.Подберите синонимы к слову «чум». ______________________________________________________________________.

 

6.В какую птицу превратилась мать? ______________________________________________________________________.

 

7. Как вы думаете, какой народ сочинил это произведение?

А) Русские                    В) Ненцы

Б) Азербайджанцы     Г)…(запишите свой вариант ответа)

 

8. Где происходили события?

А) В степи       В) В пустыне

Б) В лесу          Г) В тундре

 

9. Восстановите деформированный план прочитанного текста.

А) превращение в птицу

Б) навсегда бросила детей мать – кукушка

В) мать просит пить

Г) не слушались дети матери

Д) тяжело заболела мать

Е) мать улетает

Ж) дети просят вернуться

10.Определите главную мысль текста.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа.

Дедушка (III четверть )

 

 Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от старости: несёт ложку ко рту и суп расплёскивает.

 Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отца из старой деревянной миски.

 У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек.

 – Что ты делаешь, дитятко? – спросила мать.

 – Коробочку, – отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить.

 Переглянулись отец с матерью и покраснели. Полно с тех пор старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить.

 Подсади на печь дедушку, тебя внуки подсадят.

 Уважай старика: сам будешь стар.

(К.Д. Ушинский)

  Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

 1. Определи персонажей басни.

 А) Дедушка, сын, невестка, внук;

 Б) старик, невестка, внук;

 В) дедушка, сын, внук.

 2. Выбери верное, на твой взгляд, значение слова дряхлый в данном тексте.

 А) Ненужный, использованный;

 Б) слабый, немощный от старости;

 В) плохой, скверный.

 3. Восстанови с помощью цифр последовательность описания автором немощи дедушки.

 А) Плохо он видел;

 Б) руки и ноги у него дрожали от старости;

 В) плохо слышал.

 4. Почему сын и невестка перестали отца с собой за стол сажать?

 А) Они не хотели общаться с отцом;

 Б) отец стал неаккуратно есть;

 В) отец стал их обижать.

 5. Какие важные человеческие качества обсуждаются в произведении?

 А) Любовь к детям;

 Б) любовь к престарелым родителям;

 В) умение уважать старость.

 6. Выбери из пословиц ту, которая больше других помогает понять главную мысль басни.

 А) Любишь кататься – люби и саночки возить.

 Б) Сделав худо, не жди добра.

 В) Относись к своим родителям так, как ты хочешь, чтобы к тебе относились твои дети.

 7. Перечитай диалог дитятка с матерью. Подумай, почему отец и мать переглянулись и покраснели? ________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

 8. Почему родители дитятка перестали старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить? __________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

 9. Выпиши мораль басни. _____________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

 10. Определи жизненные правила по отношению к старикам в твоей семье.___________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

 

Контрольная работа  (IV четверть )

1 вариант Храбрый опёнок.

Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы – один другого краше! Под тёмными ёлками деды боровики стоят. На них кафтаны белые надеты, на головах – шляпы богатые: снизу зелёного бархата, сверху коричневого. Загляденье!

Под светлыми осинками отцы подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапки. Тоже красота!

Под высокими соснами братцы маслята растут. Надеты на них жёлтые рубашки, на головах картузики клеёнчатые. Тоже хороши!

Под ольховыми кустиками сестрицы сыроежки хороводы водят. Каждая сестрица в льняном сарафанчике, голова цветным платочком повязана. Тоже неплохи!

И вдруг возле поваленной берёзы вырос ещё один гриб – Опёнок. Да такой невидный, такой неказистый! Ничего нет у сироты: ни кафтана, ни рубашки, ни картуза. Стоит босиком на земле, и голова непокрыта – белобрысые кудельки в колечки завиваются.

Увидали его другие грибы, и ну – смеяться:

           –  Глядите, неприбранный какой! Да куда ж ты на свет белый вылез? Тебя ни один грибник не возьмёт, никто тебе не поклонится!

Опёнок тряхнул кудрями и отвечает:

 – Не поклонится нынче, так я подожду. Авось когда-нибудь и пригожусь.

Но только нет – не замечают его грибники. Ходят меж тёмных ёлок, собирают дедов боровиков, кладут в кузовки. А в лесу холоднее становится. На берёзах листья пожелтели, на рябинах покраснели, на осинках пятнышками покрылись. Ночами студёная роса на мох ложится.

И от этой студёной росы сошли деды боровики. Ни одного не осталось, все пропали.

Опёнку тоже зябко в низине стоять. Но хоть ножка у него тонкая, да зато лёгкая – взял да и повыше перебрался, на берёзовые корни. И опять грибников ждёт.

А грибники ходят в перелесках, собирают отцов подосиновиков. На Опёнка по-прежнему не глядят.

Ещё холоднее стало в лесу. Засвистел ветер-сиверко, все листья с деревьев оборвал, голые сучки качаются. С утра и до вечера льют дожди, и укрыться от них некуда.

И от этих злых дождей сошли отцы подосиновики: все пропали, ни одного не осталось. Опёнка тоже дождём заливает, но он хоть и щупленький, а прыткий. Взял и вскочил на берёзовый пенёк. Тут его никакой ливень не затопит.

А грибники всё равно не замечают Опёнка. Ходят в голом лесу, собирают братцев маслят и сестриц сыроежек, в кузовки кладут. Неужели так и пропасть маслёнку ни за что ни про что? Совсем холодно стало в лесу. Мутные тучи надвинулись, потемнело кругом, с неба снежная крупа сыпаться начала. И от этой снежной крупы сошли братцы маслята и сестрицы сыроежки. Ни одного картузика не виднеется, ни один платочек не мелькнёт.

На непокрытую голову Опёнка крупа тоже сыплется, застревает в кудрях. Но хитрый Опёнок и тут не оплошал: взял да и прыгнул в берёзовое дупло. Сидит под надёжной крышей, потихоньку выглядывает: не идут ли грибники? А грибники тут как тут. Бредут по лесу с пустыми кузовками; ни одного грибка не могут найти.

Увидели Опёнка да так-то обрадовались.

 – Ах ты, милый! – говорят.  – Ах ты, храбрый! Ни дождей, ни снега не побоялся, нас дожидался. Спасибо, тебе, что в самое ненастное время помог!

И низко-низко поклонились Опёнку.

Э. Ю. Шим

 

 

 

 

 

 

Отметь ответы, выполни задания.

  1. О чём рассказывается в этом произведении?

— о жизни в лесу

— о том, где растут боровики

— о грибниках

— о храбрости и выносливости Опёнка

  1. Где происходила описанная история?

— на лугу

— в поле

— в лесу

— на реке

  1. Когда грибники встретили Опёнка?

— ранней осенью

— летом

— в ненастное время

— поздней осенью

  1. Где грибники искали грибы?

— на полянах

— в перелесках

— в чаще леса

— на опушке леса

  1. Во что собирали грибы грибники?

— в корзины

— в лукошки

— в кузовки

— в сумки

  1. О чём мечтал Опёнок?

— быть красивым

— быть нужным людям

— быть лучшим грибом

— быть вкусным грибом

  1. Какое предложение помогает понять главную мысль?

— Тебя ни один грибник не возьмёт, никто тебе не поклонится!

— А грибники всё равно не замечают Опёнка.

— Спасибо тебе, что в самое ненастное время помог!

— Да такой невидный, такой неказистый!

  1.  Какие факты из жизни леса сообщил автор?

     — В лесу растут грибы.

— Грибы бывают разные.

— Грибы собирают грибники.

— Опята не исчезают до прихода зимы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы

  1. О чём рассказывается в этом произведении?

— о жизни в лесу

— о том, где растут боровики

— о грибниках

— о храбрости и выносливости Опёнка

  1. Где происходила описанная история?

— на лугу

— в поле

— в лесу

— на реке

  1. Когда грибники встретили Опёнка?

— ранней осенью

— летом

— в ненастное время

— поздней осенью

  1. Где грибники искали грибы?

— на полянах

— в перелесках

— в чаще леса

— на опушке леса

  1. Во что собирали грибы грибники?

— в корзины

— в лукошки

— в кузовки

— в сумки

  1. О чём мечтал Опёнок?

— быть красивым

— быть нужным людям

— быть лучшим грибом

<

Просмотр содержимого документа
«Входная контрольная работа по чтению 4 класс»

Входная контрольная работа

Цели: повторить и обобщить знания обучающихся; проверить усвоение полученных знаний.

1.Когда сведения о важных событиях стали записывать в ле­тописях?

а) многие тысячи лет назад

б) когда появилось устное народное творчество

в) с появлением письменности

г) когда стали печатать первые книги


2. Откуда пошло это название — летописи?

а) от слова записи в) от слова лето

б) от слова год г) от слова летать


3.Что такое книга? _______________________________


4.Переписчики книг — кто они? _______________________


5. Какое самое знаменитое летописное произведение? __________________________________________________________


6.О чем писали в летописи? ___________________________________________________


7.Кто самый известный летописец?____________________


8. Узнайте пословицы. В чем смысл этих пословиц?


Книги не говорят,...

...а ума придала.


.... а правду сказывают.


да и своим умом двигай

Книга в счастье украшает,...

….а в несчастье утешает.





________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Ответы

  1. В

  2. В

  3. Печатное произведение ( в старое время также рукопись) в форме сброшюрованных или переплетенных вместе листов с каким – нибудь текстом, иногда и рисунками.

  4. .Переписчиками книг были – главным образом священники, дьяконы, монахи.

  5. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Книги не говорят, а правду сказывают.



Норма чтения – не менее 70-80 слов в минуту













Контрольная работа по теме «Истоки литературного творчества»

Цели: повторить и обобщить знания обучающихся; проверить усвоение полученных знаний.

Выберите правильный ответ.

1.Былина - это:

а) сказка о богатырях б) летопись о богатырях

в) быль

г) русская народная эпическая песня — сказание о богатырях


2. Богатырь - это:

а) богатый человек б) древнерусский князь

в) завоеватель чужих земель

г) воин, защитник своей Родины, наделенный чувством собственного достоинства и отличающийся необычайной сил мужеством и удалью


3. Перечислите истоки литературного творчества. Подчерните те из них, о которых вы узнали в этом году.

____________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4.Что такое миф? Каких мифологических героев вы знаете?

____________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





5.Узнайте, о каком герое и произведении идет речь.

Из того ли из города из Мурома,

Из того села да Карачарова

Выезжал дородный добрый молодец.

Он стоял заутреню во Муроме.

Ай к обеденке поспеть хотел он во стольный Киев-град.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________


6.Рассмотрите внимательно репродукцию картины «Богатыри» В. Васнецова. Кого из русских богатырей представ художник? Напишите текст «Былинные богатыри — защитники земли Русской».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

















Контрольная работа по теме «О Родине, о подвигах, о славе»



1. Запишите близкие по смыслу слова (синонимы) к слову Родина.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие произведения о Родине вам запомнилось?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. С какими именами связаны эти исторические события:

А) с юга набеги кочевников – Золотая Орда, Куликово поле

____________________________________________________________________________________________________________________________

Б) с запада шведы, немцы – Ледовое побоище на Чудском озере

____________________________________________________________________________________________________________________________

В) Отечественная война 1812г.- Бородинская битва

____________________________________________________________________________________________________________________________

4. К какому времени относятся события в рассказе А.Приставкина «Портрет отца»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



5. Пословицы – особый жанр литературы. В одном предложении выражается глубокая точная мысль. Собери пословицы.

Родина – мать… …что соловей без песни.

Человек без Родины, … …своя сторона.

На чужбине родная землица… … умей за неё постоять.

Для Родины своей ни сил, … … ни жизни не жалей.

Всякому мила… … во сне снится.

6. Выберите одну из пословиц и запишите к ней название произведения, смысл которого она раскрывает.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________































Контрольная работа по теме «Жить по совести, любя друг друга»

Цели: повторить и обобщить знания обучающихся; проверить усвоение полученных знаний.

1. Внесите изменения в порядок пунктов плана пересказа произведения А. Толстого «Детство Никиты» так, чтобы он соответствовал содержанию.

— Таинственное письмо.

— Солнечное утро.

— Сугробы.

— Аркадий Иванович.


2. Соотнесите название произведения и имя автора стрелкой.


«Детство Никиты»

А. Гайдар

«Детство» 

М. Зощенко

«Тимур и его команда»  

Н. Носов

«Самое главное»

А. Толстой

«Смеялись мы — хи-хи»

Н. Носов

«Дневник Коли Синицына»

И. Суриков

«Витя Малеев в школе и дома»

И. Пивоварова

                         

3. Допишите предложение:



«Текст-рассуждение — это.......................................................................

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………»





4.Составьте и напишите текст-рассуждение на тему «Настоящий друг», используя предложенный вариант текста и слова для выбора.


Настоящий друг*

Люди часто задумываются над вопросом: бывает ли …………….… друг? Одни считают, что …………… друзей нет, другие — что ……….… друзья ………………. Я думаю, что настоящие друзья есть.

Для меня Маша — ……………… друг, потому что она приходит на ……………… в трудную минуту, помогает мне не только ………….…, но и ……………………….. Она умеет искренне …………………….. моим успехам и никогда не забывает ……………………… меня с праздником.

Маша — мой ………….................... друг!

Слова для выбора: дружба, доброжелательный, настоящий, отзывчивым, редкость, обычное дело, много, помощь, радость, радуется, огорчается, внимание, поздравить, разделит, преданный, верный.












Контрольная работа по теме «Литературная сказка»

Цели: повторить и обобщить знания обучающихся; проверить усвоение полученных знаний.

  1. «Назови произведение»

В этом произведении главный герой был великаном, хотя при этом оставался обычным человеком. _______________________________________________________

В этом произведении главная героиня рисковала своей жизнью ради отца. _____________________________________________________________

Главная героиня этой сказки чуть не погибла, спасая своих братьев.

_____________________________________________________________

В этом произведении рассказывается о том, как друзья по­могали нашему герою на кухне.

_____________________________________________________________

Произведение, которое начинало раздел.

_____________________________________________________________


2. «Найди пару» Соедините автора с его произведением.

«Пятеро из одного стручка» Ш. Перро

«Спящая красавица» С. Аксаков

«Чайник» И. Токмакова

«Аленький цветочек» Г.-Х. Андерсен

«Сказочка о счастье»

3 «Бюро находок» Из какого произведения эти предметы?

Крапива. ____________________________________

Золотой венец из каменьев самоцветных.____________________________

Зеркало.____________________________________________________

Горошина.____________________________________________________

Цветочная луковица._________________________________________

Белые камешки.___________________________________________


4.«Назови имя»

Имя Токмаковой.______________________________________

Автор сказки «Аленький цветочек». _____________________________

Этот герой не раз спасал своих братьев.___________________________

Имя главной героини сказки «Дикие лебеди». ___________________


5.Напишите отзыв о любом понравившемся произведении по плану.

План

  1. Автор.

  2. Название произведения.

  3. Жанр произведения.

  4. О чем этот текст?

  5. Кто из героев понравился и почему?

6.Чем понравилось это произведение?

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Проверка навыков чтения.




1 вариант.

…Узкими горными тропинками, от одного дачного посёлка до другого, пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа. Впереди обыкновенно бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва. У перекрёстков он останавливался и, махая хвостом, вопросительно оглядывался назад. По каким-то ему одному известным признакам он всегда безошибочно узнавал дорогу и, весело болтая мохнатыми ушами, кидался галопом вперёд. За собакой шёл двенадцатилетний мальчик Сергей, который держал под левым локтём свёрнутый ковёр для акробатических упражнений, а в правой нёс тесную и грязную клетку со щеглом, обученным вытаскивать из ящика разноцветные бумажки с предсказаниями на будущую жизнь. Наконец, сзади плёлся старший член труппы – дедушка Мартын Лодыжкин, с шарманкой на скрюченной спине.

Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить только живое, близкое, пожалуй, даже родственное существо…

Вопросы:

  1. Как вы понимаете, что означает слова труппа?

  2. Расскажите, кто входил в маленькую бродячую труппу.

  3. Что рассказал о них автор?












2 вариант.


Хорошо весной в лесу! Берёзы распускают свои клейкие листья, стоят прозрачные, будто не деревья, а дымок зелёный. Среди них темнеют плотные ели и высокий можжевельник. Воздух чистый, лёгкий, еловой смолой пахнет, молодым лесом, прелой землёй.

И хор птичий… И флейта поёт, и трель рассыпается, и чёканье, и посвисты.

Солнце печёт вовсю. А тень ещё холодная. Я пошёл к берегу речки, притаился и сразу увидел рыбака.

Ай да мужик – богатырь! Ростом с воробья. Рыба его раз в тридцать больше.

Это голоногийкуличишка рыбачит. Вокруг рыбы бегает, суетится, клюёт. А рыбу из воды на берег выкинуло: дохлая. Пищит кулик, ногами семенит.

Потом прилетели два ворона. Спугнули кулика, а сами рыбу не трогают. Видно, уже поели досыта. Как сели на отмель, так и заснули. Сидят носатые, чёрные, глаза закрыли. Налетели чайки с криком, с гамом. Стали потрошить эту рыбину. Одна голова осталась. Гляжу – с того берега по камням спускается лиса. Паршивая такая. Шерсть клочьями на боках висит – сбрасывает зимнюю шубу Лиса Патрикеевна.

Спустилась она к воде, воровато схватила ближнюю рыбу и спряталась с нею за камень. Потом опять показалась, облизывается. Вдруг лай, вой, визг поднялись: прибежали собаки деревенские да как бросятся с обрыва к воде, к лисице. Видно, учуяли её сверху. Лиса берегом, берегом наверх – и в лес. Собаки за ней. Ну и я пошёл. Кого мне тут ждать?

Ни один зверь теперь не придёт сюда: собачьих следов испугается.









Контрольная работа. (I полугодие)

1 вариант.

Джек – поводырь

Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших чёрных очках на испещренном синимиотметинками лице, он каждый день проходит по тротуару и тук – тук – постукивает своей резной палочкой. Человек в чёрных очках – бывший военный лётчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удивлению прохожих, слепой лётчик появился без своей извечной палочки. Вместо неё он держал за поводок собаку. Джек уверенно вёл своего хозяина по улице. У перекрёстка Джек останавливался и выжидал, пока проедут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу.

«Джек, на остановку!» - и собака послушно ведёт своего хозяина к автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому, Джек выбирает из сидящих человека помоложе и тыкается носом ему в колени: мол, ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно… «Джек, в магазин!» - ведёт в гастроном.

- Джек теперь мне взамен глаз! – не нахвалится своим поводырём бывший лётчик.

Вопросы и задания.

1.Определите жанр произведения.

А) Рассказ в) Сказка

Б) Басня г) Стихотворение


2.Почему жители улицы Мира хорошо знали этого человека?

А)Он отличался от всех внешним видом.

Б) Он всегда гулял с собакой.

В)Он гулял в одном и том же месте.


3.По какой причине ослеп лётчик? Выпишите ответ из текста.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


4.Как вы понимаете значение слова «поводырь»?

_____________________________________________________________________________________________________________________________.


5.Кто стал верным другом бывшего лётчика? ____________________________________________________________.


6.Как вы понимаете выражение «Джек теперь мне взамен глаз»?

_________________________________________________________________________________________________________________.


7.Подберите синонимы к слову «выбоина».____________________________________________.


8.Как Джек помогал хозяину занять место в автобусе?

А)Лаял на молодого человека.

Б)Тыкался носом в колени пассажира помоложе.

В)Начинал рычать на пассажира.


9.Восстановите последовательность событий рассказа.

А)вместо палочки он держал за поводок собаку

Б)Джек ведёт к автобусу

В)каждый день проходит по тротуару, постукивая палочкой

Г)он лишился одной руки и обоих глаз

Д)бывший лётчик доволен другом


10.Определите главную мысль текста.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

















Контрольная работа.

2 вариант.

Кукушка.

Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши, снегу натащат, а мать – убери. И рыбу мать на реке сама ловила. Тяжко ей было. А дети ей не помогали. От жизни тяжёлой заболела мать. Лежит она и просит, детей зовёт: «Детки, пересохло горло, принесите мне водички».

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

-Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей! – закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью:

-Мама, мы тебе водички принесли.

-Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остаётся.

Навсегда бросила детей мать – кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той поры красный мох стелется.



Вопросы и задания.

1. Определите жанр произведения.

а) Рассказв) Сказка

б) Басняг) Стихотворение


2. Сколько детей было у матери?

А)Трое В) Четверо

Б) Двое Г) …(запишите свой вариант ответа)






3. Почему заболела мать?


А) простыла В) от тяжёлой жизни

Б) заразилась Г)…(запишите свой вариант ответа)


4.О чём просила мать своих детей? Выпишите ответ из текста.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________.


5.Подберите синонимы к слову «чум». ______________________________________________________________________.


6.В какую птицу превратилась мать? ______________________________________________________________________.


7. Как вы думаете, какой народ сочинил это произведение?

А) Русские В) Ненцы

Б) Азербайджанцы Г)…(запишите свой вариант ответа)


8. Где происходили события?

А) В степи В) В пустыне

Б) В лесу Г) В тундре


9. Восстановите деформированный план прочитанного текста.

А) превращение в птицу

Б) навсегда бросила детей мать – кукушка

В) мать просит пить

Г) не слушались дети матери

Д) тяжело заболела мать

Е) мать улетает

Ж) дети просят вернуться

10.Определите главную мысль текста.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.









Контрольная работа.

Дедушка (III четверть )


Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от старости: несёт ложку ко рту и суп расплёскивает.

Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отца из старой деревянной миски.

У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек.

– Что ты делаешь, дитятко? – спросила мать.

– Коробочку, – отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить.

Переглянулись отец с матерью и покраснели. Полно с тех пор старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить.

Подсади на печь дедушку, тебя внуки подсадят.

Уважай старика: сам будешь стар.

(К.Д. Ушинский)

Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Определи персонажей басни.

А) Дедушка, сын, невестка, внук;

Б) старик, невестка, внук;

В) дедушка, сын, внук.

2. Выбери верное, на твой взгляд, значение слова дряхлый в данном тексте.

А) Ненужный, использованный;

Б) слабый, немощный от старости;

В) плохой, скверный.

3. Восстанови с помощью цифр последовательность описания автором немощи дедушки.

А) Плохо он видел;

Б) руки и ноги у него дрожали от старости;

В) плохо слышал.

4. Почему сын и невестка перестали отца с собой за стол сажать?

А) Они не хотели общаться с отцом;

Б) отец стал неаккуратно есть;

В) отец стал их обижать.

5. Какие важные человеческие качества обсуждаются в произведении?

А) Любовь к детям;

Б) любовь к престарелым родителям;

В) умение уважать старость.

6. Выбери из пословиц ту, которая больше других помогает понять главную мысль басни.

А) Любишь кататься – люби и саночки возить.

Б) Сделав худо, не жди добра.

В) Относись к своим родителям так, как ты хочешь, чтобы к тебе относились твои дети.

7. Перечитай диалог дитятка с матерью. Подумай, почему отец и мать переглянулись и покраснели? ________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

8. Почему родители дитятка перестали старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить? __________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

9. Выпиши мораль басни. _____________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

10. Определи жизненные правила по отношению к старикам в твоей семье.___________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________



Контрольная работа (IV четверть )

1 вариант Храбрый опёнок.

Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы – один другого краше! Под тёмными ёлками деды боровики стоят. На них кафтаны белые надеты, на головах – шляпы богатые: снизу зелёного бархата, сверху коричневого. Загляденье!

Под светлыми осинками отцы подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапки. Тоже красота!

Под высокими соснами братцы маслята растут. Надеты на них жёлтые рубашки, на головах картузики клеёнчатые. Тоже хороши!

Под ольховыми кустиками сестрицы сыроежки хороводы водят. Каждая сестрица в льняном сарафанчике, голова цветным платочком повязана. Тоже неплохи!

И вдруг возле поваленной берёзы вырос ещё один гриб – Опёнок. Да такой невидный, такой неказистый! Ничего нет у сироты: ни кафтана, ни рубашки, ни картуза. Стоит босиком на земле, и голова непокрыта – белобрысые кудельки в колечки завиваются.

Увидали его другие грибы, и ну – смеяться:

– Глядите, неприбранный какой! Да куда ж ты на свет белый вылез? Тебя ни один грибник не возьмёт, никто тебе не поклонится!

Опёнок тряхнул кудрями и отвечает:

– Не поклонится нынче, так я подожду. Авось когда-нибудь и пригожусь.

Но только нет – не замечают его грибники. Ходят меж тёмных ёлок, собирают дедов боровиков, кладут в кузовки. А в лесу холоднее становится. На берёзах листья пожелтели, на рябинах покраснели, на осинках пятнышками покрылись. Ночами студёная роса на мох ложится.

И от этой студёной росы сошли деды боровики. Ни одного не осталось, все пропали.

Опёнку тоже зябко в низине стоять. Но хоть ножка у него тонкая, да зато лёгкая – взял да и повыше перебрался, на берёзовые корни. И опять грибников ждёт.

А грибники ходят в перелесках, собирают отцов подосиновиков. На Опёнка по-прежнему не глядят.

Ещё холоднее стало в лесу. Засвистел ветер-сиверко, все листья с деревьев оборвал, голые сучки качаются. С утра и до вечера льют дожди, и укрыться от них некуда.

И от этих злых дождей сошли отцы подосиновики: все пропали, ни одного не осталось. Опёнка тоже дождём заливает, но он хоть и щупленький, а прыткий. Взял и вскочил на берёзовый пенёк. Тут его никакой ливень не затопит.

А грибники всё равно не замечают Опёнка. Ходят в голом лесу, собирают братцев маслят и сестриц сыроежек, в кузовки кладут. Неужели так и пропасть маслёнку ни за что ни про что? Совсем холодно стало в лесу. Мутные тучи надвинулись, потемнело кругом, с неба снежная крупа сыпаться начала. И от этой снежной крупы сошли братцы маслята и сестрицы сыроежки. Ни одного картузика не виднеется, ни один платочек не мелькнёт.

На непокрытую голову Опёнка крупа тоже сыплется, застревает в кудрях. Но хитрый Опёнок и тут не оплошал: взял да и прыгнул в берёзовое дупло. Сидит под надёжной крышей, потихоньку выглядывает: не идут ли грибники? А грибники тут как тут. Бредут по лесу с пустыми кузовками; ни одного грибка не могут найти.

Увидели Опёнка да так-то обрадовались.

– Ах ты, милый! – говорят. – Ах ты, храбрый! Ни дождей, ни снега не побоялся, нас дожидался. Спасибо, тебе, что в самое ненастное время помог!

И низко-низко поклонились Опёнку.

Э. Ю. Шим












Отметь ответы, выполни задания.

  1. О чём рассказывается в этом произведении?

— о жизни в лесу

— о том, где растут боровики

— о грибниках

— о храбрости и выносливости Опёнка

  1. Где происходила описанная история?

— на лугу

— в поле

— в лесу

— на реке

  1. Когда грибники встретили Опёнка?

— ранней осенью

— летом

— в ненастное время

— поздней осенью

  1. Где грибники искали грибы?

— на полянах

— в перелесках

— в чаще леса

— на опушке леса

  1. Во что собирали грибы грибники?

— в корзины

— в лукошки

— в кузовки

— в сумки

  1. О чём мечтал Опёнок?

— быть красивым

— быть нужным людям

— быть лучшим грибом

— быть вкусным грибом

  1. Какое предложение помогает понять главную мысль?

— Тебя ни один грибник не возьмёт, никто тебе не поклонится!

— А грибники всё равно не замечают Опёнка.

— Спасибо тебе, что в самое ненастное время помог!

— Да такой невидный, такой неказистый!

  1. Какие факты из жизни леса сообщил автор?

— В лесу растут грибы.

— Грибы бывают разные.

— Грибы собирают грибники.

— Опята не исчезают до прихода зимы.

































Ответы

  1. О чём рассказывается в этом произведении?

— о жизни в лесу

— о том, где растут боровики

— о грибниках

— о храбрости и выносливости Опёнка

  1. Где происходила описанная история?

— на лугу

— в поле

— в лесу

— на реке

  1. Когда грибники встретили Опёнка?

— ранней осенью

— летом

— в ненастное время

— поздней осенью

  1. Где грибники искали грибы?

— на полянах

— в перелесках

— в чаще леса

— на опушке леса

  1. Во что собирали грибы грибники?

— в корзины

— в лукошки

— в кузовки

— в сумки

  1. О чём мечтал Опёнок?

— быть красивым

— быть нужным людям

— быть лучшим грибом

— быть вкусным грибом

  1. Какое предложение помогает понять главную мысль?

— Тебя ни один грибник не возьмёт, никто тебе не поклонится!

— А грибники всё равно не замечают Опёнка.

— Спасибо тебе, что в самое ненастное время помог!

— Да такой невидный, такой неказистый!

  1. Какие факты из жизни леса сообщил автор?

— В лесу растут грибы.

— Грибы бывают разные.

— Грибы собирают грибники.

— Опята не исчезают до прихода зимы.





































2 вариант

Укрывушки, хоронушки, показушки.

К вечеру вызвездило. Ночью морозцы хрустнули, а утром выпал на землю первый снег.

Лесные жители его по-разному встретили. Старые звери да птицы поёжились, прошлую студёную зиму вспомнили. А молодые – ужасно удивились, потому что никогда ещё не видели снега.

На берёзе молоденький тетерев сидел, на тонкой веточке покачивался. Видит – падают с неба мохнатые снежинки.

– Что за че-чепуха? – забормотал Тетерев. – Бе-белые мухи летят, над землёй кружат, не гудят, не жужжат, не кусаются…

– Нет, родимый, это не мухи! – сказал старый Тетерев.

– А кто же это?

– Это наши укрывушки летят.

– Какие такие укрывушки?

– Они землю укроют, – отвечает старый Тетерев, – одеяльце тёпленькое получится. Мы ночью под это одеяльце нырнём, будет нам тепло и уютненько…

– Ишь ты! – обрадовался молодой Тетерев. Скорей бы попробовать, хорошо ли под укрывушками спится!

И стал ждать, когда на землю пуховое одеяло расстелется.

Под берёзами, в кустарничке, молоденький Зайчишко день коротал. Вполглаза подрёмывал, вполуха прислушивался. Вдруг замечает – спускаются с неба мохнатые снежинки.

– Вот тебе на! – удивился Зайчишко. – Одуванчики давно отцвели, давно облетели-развеялись, а тут гляди-ка: целое облачко одуванчикового пуха летит!

– Глупенький, разве это цветочный пух! – сказала старая Зайчиха.

– А чего же это такое?

– Это наши хоронушки летят.

– Что ещё за хоронушки?

– Те самые, которые тебя от врагов схоронят, от злых глаз уберегут. У тебя шубка вылиняла, стала беленькая. На чёрной земле её сразу видать! А как лягут наземь хоронушки, станет кругом белым-бело, никто тебя и не увидит. Станешь гулять невидимочкой!

– Уй, как интересно! – закричал Зайчишко. – Скорей бы попробовать, как хоронушки меня прячут!

В лесу по голому осинничку бежал молодой Волчонок. Бежал, по сторонам глазами зыркал, поживу себе искал. Вдруг смотрит, падают с неба лёгкие снежинки.

– Ай, яй! – сказал Волчонок. – Никак гуси-лебеди в поднебесье летят, пух и пёрышки роняют?

– Что ты, разве это пух да пёрышки? – засмеялся старый Волк.

– А что же это?

– Это, внучек, наши показушки летят.

– Не знаю я никаких показушек!

– Скоро узнаешь. Лягут они ровным ровненько, всю землю укроют. И сразу показывать начнут, где какие птицы бродили, где какой зверь проскакал. Поглядим мы на показушки – и тотчас узнаем, в какую сторону за добычей бежать…

– Ловко! – обрадовался Волчонок. – Хочу скорей поглядеть, куда моя добыча побежала!

Только разузнали молодые звери да птицы, что это с неба падает, только с первым снегом познакомились, как потянуло тёплым ветром. Тут укрывушки, хоронушки, показушки и растаяли.



























Отметь ответы, выполни задания.

  1. О чём рассказывается в этом произведении?

— о снегопаде

— о животных

— о том, как старые животные учат молодых

— о зиме

  1. — Где происходили описанные события?

— в роще

— на лугу

— в лесу

— на реке

  1. Когда произошёл разговор старых животных с молодыми?

— днём

— вечером

— утром

— ночью

  1. Почему молоденький Тетерев назвал снежинки белыми мухами?

— потому что снежинки летали

— потому что он ещё не видел снежинок

— потому что они были белыми

— потому что он был невнимательный

  1. Чему обрадовался молоденький Тетерев?

— тому, что вокруг было красиво

— тому, что стало холодно

— тому, что можно будет укрыться под мягким тёплым снежным одеялом

— тому, что с ним разговаривал старый Тетерев

  1. Чему удивился молоденький Зайчишко?

— тишине в лесу

— наступлению утра

—облачку одуванчикового пуха

— приходу зимы

  1. О чём знала старая Зайчиха?

— что летят снежинки, а не цветочный пух

— что это наступила зима

— что снежинки – хоронушки для зайцев

— что это очень красиво.

  1. Какими показаны старые животные?

— злыми и глупыми

— весёлыми и глупыми

— спокойными и умными

— добрыми и умными

  1. Если бы не было заголовка, какой бы подошёл к рассказу?

— Снегопад

— Мудрые советы

— Сказка леса

— Зима

































Ответы.

Отметь ответы, выполни задания.

  1. О чём рассказывается в этом произведении?

— о снегопаде

— о животных

— о том, как старые животные учат молодых

— о зиме

  1. — Где происходили описанные события?

— в роще

— на лугу

— в лесу

— на реке

  1. Когда произошёл разговор старых животных с молодыми?

— днём

— вечером

— утром

— ночью

  1. Почему молоденький Тетерев назвал снежинки белыми мухами?

— потому что снежинки летали

— потому что он ещё не видел снежинок

— потому что они были белыми

— потому что он был невнимательный

  1. Чему обрадовался молоденький Тетерев?

— тому, что вокруг было красиво

— тому, что стало холодно

— тому, что можно будет укрыться под мягким тёплым снежным одеялом

— тому, что с ним разговаривал старый Тетерев

  1. Чему удивился молоденький Зайчишко?

— тишине в лесу

— наступлению утра

—облачку одуванчикового пуха

— приходу зимы

  1. О чём знала старая Зайчиха?

— что летят снежинки, а не цветочный пух

— что это наступила зима

— что снежинки – хоронушки для зайцев

— что это очень красиво.

  1. Какими показаны старые животные?

— злыми и глупыми

— весёлыми и глупыми

— спокойными и умными

— добрыми и умными

  1. Если бы не было заголовка, какой бы подошёл к рассказу?

— Снегопад

— Мудрые советы

— Сказка леса

— Зима

































Контрольная работа за год.

Цель: проверить умения читать выразительно (выражать на­строение, делать логические паузы и ударения), выполнять за­дания по тексту, знание произведений; умения характеризовать героя произведения, сравнивать сюжеты, героев, осуществлять поиск необходимой информации в соответствии с заданием; опре­деление основной мысли.

Вариант 1

Прочитайте текст. Выполните задания.

Манька

В начале зимы, когда подули северные ветры и посыпал колкий снежок, я решил сделать на даче кормушку для птиц. На светлой веранде прямо за окном на деревянной полочке, где в тёплые дни мы выставляли прямо за окном на деревянной полочке, где в тёплые дни мы выставляли комнатные цветы, я и организовал «птичью столовую». Насыпал семян, зёрнышек подсолнуха, тыквенных семечек, даже веточку алой рябины положил… Отличное «меню» получилось. Должны же прилететь пернатые гости. Юркие синицы, степенные снегири, шумные свиристели, бегуны – поползни… И другие обитатели сада, которых я не запомнил. В общем, стал ждать. И день проходит, и два… Что – то не показываются мои гости. Откочевали в другой сад, что ли? Где хозяин гостеприимней, приветливей, наверно. Грустно мне стало смотреть на замерзшие свои гостинцы. Вроде как зря старался… А тут вдруг морозы ударили. Прямо – таки крещенские. Слышно, как деревья потрескивают в саду среди ночи.

Просыпаюсь как – то утром. Выхожу на веранду. Гляжу, а за мутноватым инистым стеклом огонёк мелькнул. Дымчато – рыжий. Будто свеча на новогодней ёлке. Осторожно так подкрался к окну. Приподнялся на цыпочках, глянул боковым зрением и … обомлел. Белочка! Прибежала, видимо, из соседней рощицы. Поднялась по стволу берёзки, а она рядом, рукой подать до веранды, - и прыг в кормушку. Голод не тётка. Мигом опустошила «скатерку». И смотрит смородинками глаз в окно. Ждёт, наверно, не подложит ли чего ещё сердобольный хозяин. Пришлось раскошелиться. Наполнить кормушку «беличьими гостинцами»: орешками, нарезанным яблоком, сухими грибочками – хорошо, с осени осталась связка.

Теперь белка каждое утро – хоть сверяй по часам – поджидала меня возле кормушки. Я даже имечко ей придумал. Манькой назвал. И она охотно реагировала на него. Брала угощение прямо с ладони.

Так и пролетела моя долгая зима в дружбе с лесной красавицей. А весной, когда сосульки стали длинными и «плаксивыми» и солнце слепило глаза, растекаясь по синим сугробам, жена как – то тепло, но с твёрдостью в голосе сказала:

- Не надо больше приучать белку. Она разучится добывать сама пищу, станет попрошайкой и может погибнуть…

Хотя мне и было жалко Маньку, но я всё же послушался жену. Она была биологом. И знала толк в своей науке.

Н.Красильников

1. Определите тему текста.

2. Где рассказчик устроил кормушку? Постарайтесь точнее ответить на этот вопрос.

3. Почему закончилась дружба с Манькой?

4. Как вы поняли значение слов и выражений: рукой подать, реагировать, смородинки глаз?















Вариант 2

Прочитайте текст. Выполните задания.

Подкидыш

Мальчишки разорили гнездо каменки, разбили её яички. Из разбитых скорлупок выпали голые, слепенькие птенчики. Только одно из шести яичек мне удалось отобрать у мальчишек целым.

Я решил спасти спрятанного в нём птенчика. Но как это сделать? Кто выведет мне его из яйца? Кто вскормит?

Я знал неподалёку гнездо другой птички – пеночки – пересмешки. Она только что отложила своё четвёртое яичко.

Но примет ли пересмешка подкидыша? Яйцо каменки чисто – голубое. Оно больше и совсем непохоже на яички пересмешки: те – розовые с чёрными точечками. И что будет с птенцом каменки? Ведь он вот – вот должен выйти из яйца, а маленькие пересмешки выклюнутся только ещё дней через двенадцать.

Станет ли пересмешка выкармливать подкидыша?

Гнездо пересмешки помещалось на берёзе так невысоко, что я мог достать его рукой. Когда я подошёл к берёзе, пересмешка слетела с гнезда. Она порхала по ветвям соседних деревьев и жалобно посвистывала, словно умоляла не трогать её гнезда.

Я положил голубое яичко к её, отошёл и спрятался за куст.

Пересмешка долго не возвращалась к гнезду. А когда, наконец, подлетела, не сразу уселась в него: видно было, что она с недоверием разглядывает чужое голубое яйцо. Но всё – таки она села в гнездо. Значит, приняла чужое яйцо. Подкидыш стал приёмышем.

Но что будет завтра, когда маленькая каменка выклюнется из яйца?

Когда утром на следующий день я подошёл к берёзе, с одной стороны гнезда торчал носик, с другой – хвост пересмешки. Сидит!

Когда она слетела, я заглянул в гнездо. Там было четыре розовых яичка и рядом с ними – голый слепенький птенчик каменки.

Я спрятался и скоро увидел, как прилетела пересмешка с гусеничкой в клюве и сунула её в рот маленькой каменке. Теперь я был уже почти уверен, что пересмешка выкормит моего подкидыша.

Прошло шесть дней. Я каждый день подходил к гнезду и каждый раз видел торчащие из гнезда клювик и хвост пересмешки.

Очень меня удивляло, как она поспевает и каменку накормить, и высиживать свои яйца. Я скорей отходил прочь, чтоб не помешать ей в этом важном деле.

На седьмой день не торчали над гнездом ни клювик, ни хвост. Я подумал: «Всё кончено! Пересмешка покинула гнездо. Маленькая каменка умерла с голоду».

Но нет, в гнезде лежала живая каменка. Она спала и даже не тянула вверх головку, не разевала рта: значит, была сыта. Она так выросла за эти дни, что покрывала своим тельцем чуть видные из-под неё розовые яички.

Тогда я догадался, что приёмыш отблагодарил свою новую мать: теплотой своего тельца он грел её яички – высиживал ей птенцов.

Так оно и было. Пересмешка кормила приёмыша, приёмыш высиживал её птенцов. Он вырос и вылетел из гнезда у меня на глазах. И как раз к этому времени выклюнулись птенчики из розовых яичек. Пересмешка принялась выкармливать своих родных птенцов и выкормила их на славу. В.Бианки

1. Определите жанр произведения.

2. С какого события началась эта история?

3. Как вы понимаете название рассказа?

4. Кем, по мнению автора, стал подкидыш в чужом гнезде?

5. Что испугало В.Бианки на седьмой день?

6. Как подкидыш отблагодарил свою новую мать?

7. Что удивило в этом произведении?



Творческая работа на заданную тему

Цель:проверить умение читать текст «про себя», делить его на смысловые части, составлять план, определять жанры предложенных текстов, выражать собственное отношение и отношение автора к персонажам и событиям в тексте.


Данная работа ориентирована на государственный образовательный стандарт. Работа не выходит за рамки традиционных требований, предъявляемых к учащимся начальной школы. В основу тестовых заданий, кроме требований стандарта, положены представления о желательном уровне подготовки учащихся, обеспечивающим им возможность успешного обучения в дальнейшем. Эти задания позволяют оценить уровень подготовки школьников.

Предварительно по данному тексту делается замер чтения «про себя».

На тест и замер чтения «про себя» отводится один урок. Тест состоит из 16 заданий. В основном, задания теста имеют форму вопроса с вариантами ответа.

Прочитай внимательно текст и выполните задания прямо на этих страничках.

Лук – от семи недуг

Что твоя мама сегодня готовит на обед? Щи из свежей капусты?
В щи, как и в большинство супов, раньше всего кладут лук. Посмотрим, какой лук выбрала мама. Лук-то ведь разный бывает.
Лук-слизун похож на пучок густой травы.
У лука-батуна луковка едва заметна, зато его длинные листья (их называют перьями) с весны до осени зелены и свежи.
Есть многоярусный лук. Он никогда не цветёт. Вместо цветков на стебле висят луковки-малютки, по нескольку штук в связке, одна связка над другой. Они поспевают в воздухе, так и не коснувшись земли.
Есть лук, который три раза меняет своё имя. Его семена называют «лук-чернушка». Из чёрного, как уголёк, семечка, вырастает маленькая луковка. Как её теперь называют? Лук-севок. Весной её посадят на грядку, она растолстеет, станет похожа на репку. Какое у неё теперь имя? Лук-репка.
В старину на Руси были сёла, где в каждой избе жили огородники. На продажу заезжим купцам всем селом растили один и тот же овощ. Были сёла огуречные. Семьдесят пять сортов лука-репки оставили нам в наследство русские огородницы. От матери – дочке, от бабушки – внучке передавался секрет. 
Репчатый лук и выбрала мама и начала чистить. Но что с ней? Она улыбается, а на глазах у неё слезы. Почему?
Что такое луковица? Дом без окон и дверей, хитро запрятанная спаленка, где между сочными, белыми чешуйками до поры до времени спят луковые почки-детки, зачатки будущих ростков.
Снаружи стенки луковой детской спаленки тоже покрыты чешуйками, только сухими, золотистыми. Чем толще эта золотистая покрышка, тем дольше будет храниться лук, тем крепче сон деток. Разрезав ножом луковицу, мама нарушила их покой.
Зверь будет когтями и зубами драться за своих детёнышей. А как может сохранить своих деток лук? У него ведь ни когтей, ни зубов. Но у лука есть особое, удивительное оружие.
Из разрезанной луковицы вылетают стрелы. Мама не могла их разглядеть – они невидимы. Но она их почувствовала – у нее защипало глаза.
Мама отделалась слезами, глаза у неё остались целы. А вот если на пути летящих луковых стрел окажутся разносчики болезней, вредные микробы, им несдобровать.
Если человек две-три минуты пожуёт лук, во рту у него не останется ни одного вредного микроба – все они будут убиты.
Ещё в глубокой древности люди догадывались, что лук – не только вкусная приправа к кушаньям: он ещё и целебен.
Учёные доказали, что летучие вещества, которыми лук защищает своих деток, могут защищать и здоровье человека.
Недаром русский народ сложил поговорку: «Лук – от семи недуг».

Н. Надеждина (398 слов)

  1. Напиши, какой лук похож на пучок сухой травы.

________________________________________________________________

Напиши, у какого лука перья с весны до осени зелены и свежи.

________________________________________________________________

  1. Напиши, какой лук никогда не цветёт.

__________________________________________________________

  1. Какой лук три раза меняет своё имя? Ответь кратко.

________________________________________________________________

Сколько сортов репчатого лука оставили нам в наследство русские огородницы? Ответь кратко.

________________________________________________________________

  1. Отметь, между какими чешуйками до поры до времени спят луковые почки-детки.

А) между сочными, золотистыми В) между сочными, белыми

Б) между сухими, золотистыми Г) между сухими, коричневыми


  1. Отметь значение слова «недуг».

А) сильное недомогание, болезнь В) лёгкая простуда
Б) неприятель, враг  Г) близкий приятель недруга


  1. Соедини стрелочкой название вида лука с соответствующим рисунком.

    1.

    А) лук-слизун


    3.

    Б) лук-батун

    2.

    В) лук-репка

    4.




    Г) многоярусный лук

  2. Придумай и запиши два вопроса, ответы на которые есть в тексте. Начинай вопросы со слова «почему».

_____________________________________________________________

  1. Каким удивительным оружием вооружён репчатый лук? Ответь кратко.

________________________________________________________________

  1. Какой научный термин, обозначающий разносчиков болезней, встретился тебе в тексте? Ответь кратко.

________________________________________________________________

  1. Выпиши из текста предложение, помогающее объяснить поговорку «лук от семи недуг».

_____________________________________________________________

  1. Какими целебными свойствами обладают луковые стрелы? Допиши предложение.


Луковые стрелы убивают_________________________________________


  1. Отметь верные утверждения.

А) Лук-слизун трижды меняет своё имя.

Б) Луковица – хитро спрятанная спаленка для луковых почек-деток.

В) Семена лука-репки называют «лук-чернушка».

Г) Лук-репка когтями и зубами защищает своих деток.


  1. Пронумеруй пункты плана прочитанного текста в правильном порядке.

А ) Удивительное оружие. 
Б) Хитро спрятанная спаленка. 
В) Такой разный лук. 
Г) Лук с тремя именами.

Д) Целебные свойства лука.

  1. Отметь, к какой книге ты обратишься, чтобы получить дополнительные научные сведения о луке.

А) «Сказочные истории из жизни растений»

Б) «100 вкусных приправ с использованием лука»

В) «Целебные свойства лука»

Г) Энциклопедия «Мир растений»



Тексты для техники чтения

Приключения Тома Сойера

…Проснувшись утром в понедельник, Том почувствовал себя очень несчастным. Он всегда чувствовал себя несчастным в понедельник утром, так как этим днём начиналась новая неделя долгих терзаний в школе. Ему даже хотелось тогда, чтобы в жизни совсем не было воскресений, так как после краткой свободы возвращение в темницу ещё тяжелее.

Том лежал и думал. Вдруг ему пришло в голову, что хорошо было бы заболеть: тогда он останется дома и не пойдёт в школу. Надежда слабая, но почему не попробовать! Он исследовал свой организм. Нигде не болело, и он снова ощупал себя. На этот раз ему показалось, что у него начинается резь в животе, и он обрадовался, надеясь, что боли усилятся. Но боли, напротив, вскоре ослабели и мало – помалу исчезли. Том стал думать дальше. И вдруг обнаружил, что у него шатается зуб. Это была большая удача; он уже собирался застонать для начала, но тут же сообразил, что, если он заикнется о зубе, тётка немедленно выдернет зуб, - а это больно. Поэтому он решил, что зуб лучше оставить про запас и поискать чего – нибудь другого. Некоторое время ничего не подвёртывалось; затем он вспомнил, как доктор рассказывал об одной болезни, уложившей пациента в кровать на две или три недели с грозившей ему потерей пальца. Мальчик со страстной надеждой высунул из – под простыни ногу и начал исследовать большой палец. У него не было ни малейшего представления о том, каковы признаки этой болезни. Однако попробывать всё – таки стоило, и он принялся усердно стонать.

М.Твен, перевод К.Чуковского

Вопросы и задания

  1. Почему Том начал «Исследовать свой организм»? Какие болезни он у себя пытался найти?

  2. Как вы думаете, о какой болезни говорил доктор?

  3. Как вы считаете, почему Том не любил ходить в школу?

  4. Из какой книги этот отрывок и кто её автор

Лоси

Как – то вечером к нашему костру пришёл дед из ближайшей деревни и стал нам рассказывать о лосях охотничьи истории.

- Да какие они, лоси – то? – спросил кто – то из нас.

- Хорошенькие, - ответил дед.

- Ну какие они хорошенькие! – сказал я. – Оргомные, а ножки тонкие, голова носатая, рога – как лопаты. Скорее безобразные.

- Очень хорошенькие, - настаивал дед. – Раз вижу, лосиха плывёт с двумя лосятами. Хотел было бить в неё из ружья, да подумал: деться ей некуда, пусть выходит на берег. Ну вот она плывёт, а дети за ней не поспевают. Она идёт по грязи, а они тонут, отстали. Думаю, покажусь ей: что, убежит она или… не кинет детей?

- Ты же убить её хотел?

- Вот вспомнил! – удивился дед. - Я в то время всё забыл, только думаю: убежит она от детей или то же и у них, как у нас? Ну как вы думаете?

- Думаю, - сказал я, - она отбежит к лесу и будет наблюдать.

- Нет, - перебил меня дед. – Оказалось – у них, как и у нас. Мать так яро на меня посмотрела. И что же вы думаете? Что они делать стали? Играть! Чисто дети! Наигрались, и она их повела…

- И ты их не тронул?

- Так вот и забыл, как мне руки связали. Такие они хорошенькие…

М.Пришвин

Вопросы и задания

  1. Расскажите кратко, о чём поведал дед своим собеседникам.

  2. Кто были собеседники у старого охотника? Отчего их интересовало только одно: почему дед не убил лосиху или лосят?

  3. Какие чувства овладели старым охотником, когда он увидел лосиху с лосятами?

  4. Каким вам представляется этот человек? Каков его внутренний мир? Представьте словесный портрет старика.

Котята

Это был бездомный котёнок, худой и голодный. Он ещё не ходил, а ползал. Братья Васильчиковы сказали:

- Мы бы взяли его к себе, но наша мама не позволит.

Братья Салазкины сказали:

- Мы бы тоже взяли его к себе, но у нас собака. Валерка Зуев сказал:

- Я бы взял его к себе, но у меня брат Вадик.

Его никто не понял. При чём здесь брат? Валерка сказал:

- Вадик такой же маленький, как этот котёнок. Он будет дёргать его за хвост.

- Тогда я возьму его, - сказал Алян. – Смотрите, котёнок дрожит и плачет. Нельзя его здесь оставить. Даже если мама рассердится, я его не брошу. Я его где – нибудь припрячу у себя в комнате, а когда буду выходить гулять, буду брать его с собой.

И с этими словами Алян взял котёнка на руки и унёс домой.

- Вполне симпатичный котёнок, - сказал папа.

- Не нужно нам котёнка, - сказала мама.

- Зато мы нужны котёнку, - сказал Алян.

Тогда мама покачала головой и согласилась.

Ведь это была правда. Какому котёнку не нужны хозяева, если у него нет мамы – кошки?

На другой день Алян принёс ещё котёнка, другого цвета. Он боялся, что мама от него откажется, и никому ничего не сказал. Оба котёнка жили в его комнате, Алян поил их, кормил, приносил им песок, и никто ничего не замечал, пока Алян не принёс третьего.

Однажды мама, папа, Алян пили чай за столом, как вдруг папа сказал:

- Смотрите, очень странно. По – моему, у нас был серый котёнок, а это рыжий…

Рыжий котёнок словно понял, что разговор идёт о нём, и убежал. Но в это время появился чёрный котёнок, и папа воскликнул:

- Сплошные чудеса! По – моему, это чёрный котёнок! Что вообще происходит?!

Алян отнёс чёрного котёнка в свою комнату, вернулся и сказал6

- Тебе, наверное, показалось, папочка.

А мама посмотрела на папу так, что папа поперхнулся.

Но в это время в комнату вошли сразу три котёнка, и папа вскочил со своего места и, указывая пальцем на котят, закричал:

- У меня троится! Разные цвета!

Но мама сидела спиной и ничего не видела.

Она по – прежнему с удивлением смотрела на папу, а папа даже закрыл глаза рукой, чтобы у него ничего не троилось.

Тут Аляну ничего не оставалось делать, как открыть свою тайну, и он сказал:

- Мои маленькие котята проголодались в своём подполье. Они почуяли запах сыра и колбасы и обнаружили себя. Мои бедненькие, пушистенькие, что теперь с вами будет! Пожалуйста, пусть они у нас немного побудут и окрепнут…

Тогда папа бодро сказал:

- Значит, мне ничего не привиделось? Очень хорошо! Значит, я в полном порядке? И у меня ничего не троиться? Приятно сознавать себя здоровым и бодрым человеком.

Алян сказал:

- Конечно, папочка, у тебя ничего не троиться, и ты очень даже бодрый и здоровый!

- В таком случае – я за котят! – сказал папа.

- А ну-ка, сознавайся, - сказала мама, - сколько у тебя всего котят? Сто? Двести? Где они?

- Всего лишь только три, - сказал Алян.

- И больше нет?

- Я могу принести ещё, - сказал Алян, - раз такое дело.

- Этого ещё не хватало! Ну, раз их только три, пусть остаются.

Котята словно поняли, что они перешли на свободное положение, и стали точить о мебель свои когти.

А потом у Васильчиковых пропала собака, и они с удовольствием взяли к себе одного котёнка, который стал пушистым котом.

У Зуевых подрос Вадик, и они взяли второго котёнка, который тоже к этому времени подрос.

А самый первый котёнок остался у Аляна.

Иногда всех трёх котов выпускали во двор прогуляться, и если он видели Аляна, то подбегали к нему и по-своему благодарили своего спасителя. В.Голявкин

Вопросы и задания

  1. Прочитайте предложение, в котором заключается главная мысль рассказа.

  2. По какой причине у Аляна оказались три котёнка?

  3. Как он открыл свою тайну родным?

  4. Что случилось с каждым котёнком, когда они повзрослели?