СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по родной литературе по четвертям

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по родной литературе по четвертям»

Контрольная работа по родной литературе 6 класс

1 четверть



1. Что явилось источником родного языка и культуры?

А) песни;

Б) считалки;

В) сказки;

Г) рассказы очевидцев

2. Назовите отличия литературной сказки от фольклорной

А) Создал автор;

Б) Создал народ;

В) Имеет связь с бытом, поведением людей;

Г) Имеет зачин и концовку

3.Определи, что это?

Иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа. Используется в баснях и сказках, где носителями свойств людей выступают животные, предметы, явления природы.

А) аллегория;

Б) метафора;

В) гипербола;

Г) эпитет

4.Что общего у сказки с небылицей?

А) есть зачин;

Б) есть концовка;

В) есть фантастические превращения;

Г) обе выдуманные

5.Жанр произведения В.К. Железникова «Чучело»:

а) Сказка;

б) Былина

в) Повесть

7. Как жили старик со старухой а произведении «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»:

а) Не ленились, только утром трудились;

б) Не ленились, ночью трудились

в) Не ленились, с утра до ночи трудились

8. Какая весть разнеслась в том царстве-государстве:

а) Весть о готовности змея-горыныча напасть на их землю;

б) Весть о нагнетающем крупном пожаре

в) Весть о готовности чуда-юда напасть на их землю 

9. Назовите главного героя в рассказе А. Г. Алексина «Самый счастливый день»?

а) дедушка;

б) мальчик-подросток

в) сосед;

г) папа

10.Что случилось с зайцем в произведении «Заячьи лапы»?

А. Он пострадал во время грозы; Б. Он обгорел на страшном лесном пожаре; В. Его подстрелили, но он удрал

11. О каком времени рассказывает повесть А.П. Гайдара «Тимур и его команда»?

а) о мирном времени перед Великой Отечественной войной;

б) военное время;

в) современное время

Ключ

1 г

2 а

3 а

4 г

5

6 в

7 в

8 в

9 б

10 в

11 а





5 -1

4 -3

3 -5

2 -6

2 четверть



Назовите тему и идею рассказа Ю.Бондарева «Поздним вечером»

2. В. А. Рождественский. «Русская природа»

Когда порою изменяли силы

И обжигала сердце горечь слез,

Со мною, как сестра, ты говорила

Неторопливым шелестом берез.

Определите изобразительно-выразительные средства в отрывке (метафора, сравнение, олицетворение, эпитет).

3. К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок».

Ответьте на вопросы

1. В какое время года происходят события, описанные в тексте?

2. Как называют кипрей в народе?

3. Для чего дети ходили в лесничество?

4. Почему белки хорошие помощники?

4.С какой целью сжигали на празднике чучело Масленицы?

5.Определите основную мысль стихотворения А.Д. Дементьева «Прощеное воскресенье»

Прощаю всех, кого простить нельзя.

Кто клеветой мостил мои дороги.

Господь учил: «Не будьте к ближним строги.

Вас все равно всех помирит земля».

Прощаю тех, кто добрые слова

Мне говорил, не веря в них нисколько.

И все-таки как ни было мне горько,

Доверчивость моя была права.

Прощаю всех я, кто желал мне зла.

Но местью душу я свою не тешил.

Поскольку в битвах тоже не безгрешен.

Кого-то и моя нашла стрела

6.Перечислите все известные Вам псевдонимы А.П. Чехова

7. Расскажите, что Вы знаете о Тэффи

8.В чем заключались достоинства России и Италии в рассказе Тэффи «Блины»?

Ключ

1 Тема: Взаимоотношения взрослых и детей.

Идея- Надежда и смелость – то, что должно быть у каждого человека.

2 Эпитеты: В колосистой шире, неторопливом шелестом – эпитеты, использованные автором.

Олицетворение: Сестра, природа

Метафоры Горечь слёз, души бескрайние поля, мой вдохновенный век

3 лето, иван-чай, сосновые шишки, быстро и качественно собирают.

4 сожжение чучела принесёт удачу и отпустит все запреты и душевные тяжести

5 призыв к милосердию, к прощению, к осознанию своих ошибок

6 Антоша Чехонте, Брат моего брата, Человек без селезёнки

7 русская писательница, поэтесса, переводчица. Под этим звучным псевдонимом скрывалась дворянка Надежда Александровна Лохвицкая — женщина с невероятным чувством юмора и тонким умом. Ее называли «королевой смеха», а ее произведениями зачитывался русский император Николай II.

8 Каждая страна прекрасна по своему и не нужно бояться того, чего не понимаешь.







5 -1

4-3

3-5

2-6



3 четверть

1.Соотнесите фамилии и имена :

1)Нахимов а)Лев Николаевич

2)Тотлебен б)Павел Степанович

3)Толстой в)Эдуард Иванович

2.Как Вы понимаете строку из Библии « Душу положить за други»

3.Определите темы и проблемы в рассказе Н.С. Лескова «Неразменный рубль»

4.Перечислите способы создания художественного образа .

5.Назовите произведение и его автора , который писал о подростках.

6.Расскажите всё, что вы знаете об иконе «Семистрельная»

7.Приведите примеры изобразительно-выразительных средств из выученных наизусть стихотворений. Перед перечислением назовите поэта и название стихотворения.

8.Является ли русский язык выражением русского характера? В каком стихотворении Вы читали об этом?

9.Что такое метафора? Приведите примеры.

Ключ

1 1-б, 2-в, 3-а

2 посвятить всю свою жизнь служению ближнему, - в этом и только в этом заключается любовь к ближнему, то есть тому, который нуждается в помощи в данный момент, который в беде, даже если этот ближний другой веры, атеист или иностранец.

3 Тема рассказа традиционна для святочных рассказов: нравственное перерождение героя. Поскольку герой и в начале рассказа хороший мальчик, то ему приходится пройти определённые испытания и проявить себя с разных сторон – и с хорошей, и с плохой. Осознав свои ошибки, мальчик становится взрослее. Во сне он переживает своеобразную инициацию.

Проблематика связана с воспитательными целями рассказа. Лесков поднимает проблему жизненного предназначения человека, реализации его призвания и способностей, чему не должна помешать человеческая слава. Важна в рассказе проблема выбора, проблема самостоятельности, жертвенности.

4 1. Говорящая фамилия 2. Самохарактеристика. 3.Характеристика другими персонажами/автором. 4. Художественные детали. 5.Речевые особенности. 6. Место в системе образов

5 Гарри Поттер Джоан Роулинг, Чучело Владимир Железников, Подросток Ф. М. Достоевский..

6 Икона Божьей Матери Семистрельная относится к тому же типу, что и икона «Умягчение злых сердец». На обеих можно увидеть отсылку к евангельскому пророчеству старца Симеона Богориимца (именно поэтому еще одно название - «Симеоново проречение»). Но в то же время каждая имеет свои особенности и историю. Отличить Семистрельную можно по несимметричному расположению стрел.

Значение Семистрельной иконы

О значении Семистрельной иконы говорит само ее название. Семь стрел, изображенных на ней, — напоминание о словах святого Симеона Богоприимца. Когда Христу было сорок дней, Его земные родители по традиции пришли с Младенцем в храм. Там их ожидал древний старец, который, как сказано в Евангелии, предупредил Богородицу о том, что ждет Иисуса и что Ей «Самой оружие пройдет душу». Симеон имел в виду то горе, которое предстоит испытать матери, видя страдания и смерть Сына на кресте. Стрелы символизируют Ее внутреннюю голгофу в тот момент, когда Христос находится на Голгофе Иерусалимской. Их количество указывает на глубину и полноту перенесенной скорби.

Есть и другое значение стрел на Семистрельной иконе. Они символизируют семь смертных пороков, присущих людям и причиняющих боль Той, Чей Сын был распят на кресте ради искупления человеческого греха. Гордыня, зависть, чревоугодие, блуд, гнев, алчность и уныние — семь страстей, которые лежат в основе всех безнравственных поступков. Они не всегда заметны другим, как заметны конкретные действия. Но именно они очерняют сердце и разъедают человека изнутри, если он им потворствует, задолго до того как совершается видимое зло.

Святой Симеон Богоприимец говорил Богоматери: «да откроются помышления многих сердец». Пречистая на самом деле всегда знает, что на сердце у каждого. И Она будет помогать тому, кто готов бороться с грехом. Православные верующие празднуют день Семистрельной иконы 26 (13) сентября. 

7

8

9 слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака. Например: «пузатый чайник», «золотая листва», «визг пилы», «брачные оковы», «тёплая встреча», «соль разговора», «паутина лжи» и т. д.



5- 1

4-3

3-5

2-6

Годовая



1. К какому жанру относится произведение Л. Н. Толстого «Лгун»?

а) басня; б) рассказ; в) стихотворение.

2. Соотнесите имя автора и название произведения.

1. А. П. Чехов; а) «Золотая рыбка»;

2. К. Паустовский;                         б)  «Состязание»;

3. А. Приставкин; в) «В рождественскую ночь»;

4.В. Железников;                          г) « Чучело»;

5. В. Вересаев.                              д) «Старый повар».

3. Определите размер и рифму отрывка из стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза».

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

4. Выпишите из отрывка стихотворения А.А. Фета «Какая грусть!» метафору и эпитет.

И на душе не рассветает,

В ней тот же холод, что кругом,

Лениво дума засыпает

Над умирающим трудом.

5. Выберите правильный ответ на поставленный вопрос.

Чему научило Наталью Сергеевну самопожертвование мужа в рассказе А. П. Чехова « В рождественскую ночь»?

а) ценить чувства других; б) быть верной своим целям до конца; в) верить в чудо.

6. По ключевым словам определите произведение и автора.

Клавесин, Моцарт, золотое блюдо, цветы яблони.

7. По ключевым словам определите произведение и автора.

Десятирублевка, капуста, сестры, грузовая машина.

8. По описанию узнайте героя, укажите, из какого произведения и какого автора.

«Обыкновеннейшая девушка, каких везде можно встретить десятки. Широкое лицо, немножко косо прорезанные гла­за, немножко редко поставленные зубы. Глаза милые, большие, но и в них ничего особенного… Как слепы влюбленные!»

9. Расскажите о своем любимом произведении, изученном на уроках родной литературы в 6-ом классе. Какой герой вам понравился и почему? Чему учит это произведение? Объем не менее 6 -10 предложений.



Ключ

1 а

2 1-в , 2-д , 3-а, 4-г, 5-б

3 стихотворный размер – четырёхстопный ямб, дополняется перекрестной рифмовкой

4 Эпитет-лениво засыпает, метафора- на душе не рассветает, умирающим трудом

5 а

6 Паустовский «Старый повар»

7 Улицкая «Капустное чудо»

8 Вересаев «Состязание»

9





5-1

4-3

3-4

2-5


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!