Контрольная работа по теме «Россия в эпоху Великих реформ»
Вариант 1.
Часть А.
А 1. Что было сделано в ходе проведения Великих реформ 1860−1870 гг.?
1) создана Государственная дума
2) создан суд присяжных
3) отменены выкупные платежи
4) создан Государственный совет
А 2. Что из перечисленного относится к последним годам правления Александра II? |
| 1) | земская реформа | | 2) | издание манифеста об отмене крепостного права | | 3) | введение всесословной воинской повинности | | 4) | подготовка М.Т. Лорис-Меликовым проекта реформы государственного управления | |
А 3. Как называлось подписываемое в ходе крестьянской реформы 60– 70 гг. XIX в. соглашение между помещиком и крестьянином, устанавливающее размеры надела и повинностей? | | 1) | рескрипт | | 2) | контракт | | 3) | уставная грамота | | 4) | мировой договор | | | | |
| | |
А 4. Как назывались выборные органы местного самоуправления, созданные в ходе Великих реформ? | |
| 1) | земства | | 2) | уделы | | 3) | уезды | | 4) | автономии | | |
А 5. Какое из перечисленных понятий появилось в связи с разработкой Крестьянской реформы в царствование Александра II? | | 1) | рекрут | | 2) | отрезки | | 3) | вервь | | 4) | отруб | | |
Часть В.
В 1. О каких терминах идёт речь?(напишите букву и термин).
А) выборные органы управления в уездах и губерниях;
Б) переходное положение крестьян после отмены крепостного права;
В) единственный способ борьбы с политическими противниками, который использовали участники «Народной воли».
Часть С.
С 1. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.
На рубеже 1860-х –1870-х гг. окончательно оформилось славянофильство – революционное направление в российском общественном движении, представители которого считали передовую интеллигенцию единственным защитником народа и выступали против капиталистического развития России. Среди сторонников этого направления общественной мысли в начале 1870-х гг. выделилось три главных идейных и тактических лагеря: террористический (идеолог – П.Л. Лавров), бунтарский (идеолог –
М.В. Бакунин), заговорщический (идеолог –П.Н. Ткачёв).
Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).
Положение текста, в котором допущена ошибка | Исправленное положение текста |
1) | |
2) | |
С 2. Император поручил руководить проведением реформы военному министру. В рамках проведения этой реформы в России была введена всеобщая (всесословная) воинская повинность.
1. Назовите этого императора.
2. Укажите упомянутого военного министра: имя (или инициалы) и фамилию.
3. Укажите одну причину (предпосылку) начала проведения военной реформы.
Вариант 2.
Часть А.
А 1. Проведением военной реформы в 1860–
1870-е гг. руководил |
| 1) | А.А. Аракчеев | | 2) | Д.А. Милютин | | 3) | А.М. Горчаков | | 4) | А.С. Меншиков | |
А 2. Одним из итогов Великих реформ Александра II стало |
| 1) | создание министерств | | 2) | создание Государственного совета | | 3) | введение должности земских начальников | | 4) | создание органов местного самоуправления – земств | |
А 3. Что из перечисленного было результатом судебной реформы 1864 г.? | | |
| 1) | создание военно-полевых судов | | 2) | отмена телесных наказаний для крестьян | | 3) | ликвидация мировых судов | | 4) | учреждение суда присяжных | | | |
А 4. Как назывались исполнительные органы местного самоуправления согласно «Городскому положению», утверждённому Александром II? | |
| 1) | городские думы | | 2) | городские управы | | 3) | городские министерства | | 4) | городские комитеты | | |
А 5. В результате реформы системы народного просвещения при Александре II (60–70 гг. XIX века) |
| 1) | ликвидировалась автономия университетов | | 2) | были закрыты Высшие женские курсы | | 3) | открылись реальные училища | | 4) | было введено всеобщее начальное образование | |
Часть В.
В 1.О каких терминах идёт речь? (напишите букву и термин)
А). Выборный суд, появившийся в ходе судебной реформы 1864 г. для разбора малозначительных дел и рассмотрения мелких гражданских исков.
Б). «Лишние земли», которые крестьяне должны были вернуть помещикам по реформе 1861 года;
В). Защитник интересов обвиняемого в суде при Александре-II;
Часть С.
С 1. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.
«Хождение в народ» потерпело неудачу, потому что революционеры
не нашли общего языка с рабочими, которым были чужды социалистические и антимонархические идеи. В 1876 г. была создана подпольная организация «Земля и воля», основной целью которой стало свержение самодержавия. Но среди землевольцев не было единства по вопросам тактики, всё сильнее становились споры между пропагандистами и сторонниками тактики террора. Весной 1879 г. «Земля и воля» разделилась на две организации: «Союз спасения» и «Чёрный передел».
Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).
Положение текста, в котором допущена ошибка | Исправленное положение текста |
1) | |
2) | |
С 2. Уже долгое время до крестьян доходили слухи, что в их судьбе должны произойти существенные изменения. И вот в конце февраля крестьян собрали у церкви, чтобы зачитать указ императора. Указ вызвал возмущение крестьян: не того они ждали от царя. Они понимали, что теперь помещики им не хозяева, но вот условия, на которых крестьяне получали свободу, их возмутили.
1) Укажите год, когда происходили описанные события.
2) Назовите императора, правившего в тот период.
3) Укажите одно любое условие получения свободы, которое могло вызвать возмущение крестьян.
Ответы.
Вариант 1.
Часть А.
№ задания | Ответ | Баллы |
А 1. | 2 | 1 б. |
А 2. | 4 | 1 б. |
А 3. | 3 | 1 б. |
А 4. | 1 | 1 б. |
А 5. | 2 | 1 б. |
В 1.
№ задания | Ответ | Баллы |
В 1. | А) земства Б) временнообязанные крестьяне В) террор | 6 б. (по 2 б. за каждый правильно указанный термин) |
Часть С.
№ задания | Ответ | Баллы |
С 1. | 1).На рубеже 1860-х –1870-х гг. окончательно оформилось славянофильство/ На рубеже 1860-х –1870-х гг. окончательно оформилось народничество 2).выделилось три главных идейных и тактических лагеря: террористический (идеолог – П.Л. Лавров)/ выделилось три главных идейных и тактических лагеря: пропагандистский (идеолог – П.Л. Лавров), | 4 б. (по 1 б. за каждую верно указанную позицию) |
С 2. | 1)Император-Александр-II 2)Военный министр-Д. А. Милютин 3)Поражение России в Крымской войне | 3 б. (по 1 б. за ответ на каждый вопрос) |
Вариант 2.
Часть А.
№ задания | Ответ | Баллы |
А 1. | 2 | 1 б. |
А 2. | 4 | 1 б. |
А 3. | 4 | 1 б. |
А 4. | 2 | 1 б. |
А 5. | 3 | 1 б. |
Часть В.
№ задания | Ответ | Баллы |
В 1. | А) мировой суд Б) отрезки В) присяжный поверенный | 6 б. (по 1 б. за каждый правильно указанный термин) |
Часть С.
№ задания | Ответ | Баллы |
С 1. | 1).Революционеры не нашли общего языка с рабочими/революционеры не нашли общего языка с крестьянами 2). Весной 1879 г. «Земля и воля» разделилась на две организации: «Союз спасения» и «Чёрный передел». / Весной 1879 г. «Земля и воля» разделилась на две организации: «Народная воля» и «Чёрный передел». | 4 б. (по 1 б. за каждую верно указанную позицию) |
С 2. | 1).Год-1861 2)Император-Александр-II 3)Выкупные платежи(или временнообязанное состояние, или отрезки и т. д.) | 3 б. (по 1 б. за ответ на каждый вопрос) |
Всего за работу-18 баллов.
Шкала оценивания.
Оценка | «5» | «4» | «3» | «2» |
Количество баллов | 16-18 | 12-15 | 8-11 | 0-7 |