Контрольная работа по теме «Клетка» (10 класс)
ВАРИАНТ 1
I. Выполните тест:
1. Хлоропласты - органоиды, характерные для клеток:
А) покровной ткани В) растений и животных
Б) животных Г) только растений
2. Понятие «гомеостаз» характеризует:
А) состояние динамического равновесия природной системы, поддерживаемое деятельностью регуляторных систем
Б) процесс разрушения клеток путем их растворения
В) общее снижение жизнеспособности организма
Г) процесс расщепления углеводов в отсутствии кислорода
3. К органическим веществам, входящим в состав клетки, относят:
А) белки, жиры, углеводы В) АТФ
Б) нуклеиновые кислоты Г) анионы слабых кислот
4. Живое отличается от неживого:
А) составом неорганических соединений
Б) наличием катализаторов
В) взаимодействием молекул друг с другом
Г) обменными процессами, обеспечивающими постоянство структурно-функциональной организации системы
5. По каким признакам можно узнать молекулу ДНК? (3 ответа)
А) состоит из одной полинуклеотидной нити
Б) состоит из двух полинуклеотидных нитей, закрученных в спираль
В) имеет нуклеотиды А, У, Ц, Г
Г) передает наследственную информацию из ядра к рибосоме
Д) является хранителем наследственной информации
Е) имеет нуклеотиды А, Т, Ц, Г
6. Какое число нуклеотидов в гене кодирует первичную структуру белка, состоящего из 180 аминокислот?
А) 90 Б) 18 В) 360 Г) 540
II. Дайте определения понятиям: цитология, генетический код, митохондрии, лизосомы, хроматин, транскрипция.
III. Решите задачи:
1. В одной молекуле ДНК нуклеотиды с тимином (Т) составляют 24% от общего числа нуклеотидов. Определите количество (в %) нуклеотидов с гуанином (Г), аденином (А), цитозином (Ц) в молекуле ДНК.
2. Одна из цепей ДНК имеет последовательность нуклеотидов ААТТГЦЦГГА. Какой вид будет иметь комплементарная ей вторая цепь ДНК?
3. В молекуле ДНК обнаружено 880 гуаниновых нуклеотидов, которые составляют 22% от общего числа нуклеотидов в этой ДНК.
Определите:
а) сколько других нуклеотидов в этой ДНК?
б) какова длина этого фрагмента?
IV. Изложите основные положения клеточной теории.
Контрольная работа по теме «Клетка» (10 класс)
ВАРИАНТ 2
I. Выполните тест:
1. Метаболизм складывается из двух взаимосвязанных и противоположно направленных процессов:
А) жизни и смерти
Б) синтеза и распада
В) возбуждения и торможения
Г) поглощения кислорода и выделения углекислого газа
2. Ферменты выполняют следующие функции:
А) являются основным источником энергии
Б) ускоряют биохимические реакции
В) транспортируют кислород
Г) участвуют в химической реакции, превращаясь в другие вещества
3. Транспорт веществ в клетку и обратно осуществляется:
А) пластидами В) клеточной мембраной
Б) митохондриями Г) лизосомами
4. Какое утверждение является одним из положений клеточной теории:
А) одни и те же триплеты кодируют одни и те же аминокислоты
Б) свободноживущих неклеточных форм жизни (вирусов) не существует
В) ДНК — носитель и хранитель генетической информации
Г) каждая клетка возникает из клетки, путем деления исходной
5. Последовательность мономеров в полимере называется:
А) первичная структура В) третичная структура
Б) вторичная структура Г) четвертичная структура
6. Какой триплет на ДНК соответствует кодону УГЦ на и-РНК?
А) ТГЦ Б) АГЦ В) АЦГ Г) ТЦГ
II. Дайте определения понятиям: цитология, генетический код, хлоропласты, рибосомы, центромера, трансляция.
III. Решите задачи:
1. В одной молекуле ДНК нуклеотиды с аденином (А) составляют 31% от общего числа нуклеотидов. Определите количество (в %) нуклеотидов с гуанином (Г), тимином (Т), цитозином (Ц) в молекуле ДНК.
2. Одна из цепей ДНК имеет последовательность нуклеотидов АЦГАЦТТГЦЦ. Какой вид будет иметь комплементарная ей вторая цепь ДНК?
3. В молекуле ДНК обнаружено 420 адениловых нуклеотидов, которые составляют 24% от общего числа нуклеотидов в этой ДНК.
Определите:
а) сколько других нуклеотидов в этой ДНК?
б) какова длина этого фрагмента?
IV. Изложите основные положения клеточной теории.
Контрольная работа по теме « Клетка» (10 класс)
ВАРИАНТ 1
I. Выполните тест:
1. Генетический код един для всех живущих на Земле существ и представляет собой:
А) способность воспроизводить себе подобных
Б) доклеточные образования, обладающие некоторыми свойствами клеток
В) систему « записи» наследственной информации в молекулах ДНК
Г) процесс образования живыми организмами органических молекул из неорганических
2. Биоэлементами называют химические элементы:
А) входящие в состав живой и неживой природы Б) участвующие в жизнедеятельности клетки
В) входящие в состав неорганических молекул Г) являющиеся главным компонентом всех органических соединений клетки
3. Клетки всех живых организмов сходны по строению и химическому составу, что свидетельствует о:
А) происхождении живого из неживой природы Б) едином происхождении всего живого
В) способности всех клеток к фотосинтезу Г) сходных процессах обмена веществ
4. Участок одной из цепей ДНК имеет последовательность нуклеотидов ААТ – АГГ -ЦТГ. Какую последовательность будет иметь соответствующий участок и - РНК?
А) УУА - УЦЦ - ГАЦ В) ТТА – ТЦЦ - ЦТГ
Б) ААТ - АГГ- ЦТГ Г) АТГ- ГТА - ЦЦГ
5. Двойная спираль ДНК образуется за счет связей между
А) аминокислотами Б) азотистыми основаниями и дезоксирибозой
В) фосфорной кислотой и дезоксирибозой Г) комплементарными азотистыми основаниями
6. Белки - биологические полимеры, мономерами которых являются:
А) нуклеотиды Б) аминокислоты В) пептиды Г) моносахариды
II. Решите задачи:
1. В одной молекуле ДНК нуклеотиды с гуанином (Г) составляют 43% от общего числа нуклеотидов. Определите количество (в %) нуклеотидов с тимином (Т), аденином (А), цитозином (Ц) в молекуле ДНК.
2. Одна из цепей ДНК имеет последовательность нуклеотидов АЦГГТААТТГ. Какой вид будет иметь комплементарная ей вторая цепь ДНК?
3. В молекуле ДНК обнаружено 960 тимидиловых нуклеотидов, которые составляют 34% от общего числа нуклеотидов в этой ДНК.
Определите:
а) сколько других нуклеотидов в этой ДНК?
б) какова длина этого фрагмента?
I11. Изложите основные положения клеточной теории.
Контрольная работа по теме « Клетка» (10 класс)
ВАРИАНТ 4
I. Выполните тест:
1. Иммунологическую защиту организма обеспечивают:
А) белки, выполняющие транспортную функцию Б) различные вещества в составе крови
В) углеводы Г) особые белки крови - антитела
2. Вода — основа жизни:
А) она может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном)
Б) в клетках зародыша ее больше 90%
В) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена Г) охлаждает поверхность при испарении
3. Клетка - структурная и функциональная единица живого, так как:
А) в состав клетки входит около 70 химических элементов Б) все белки клеток построены из 20 аминокислот В) в клетках непрерывно идут процессы биологического синтеза и распада
Г) все живые организмы, кроме вирусов, построены из клеток
4. Живое отличается от неживого:
А) составом неорганических соединений Б) наличием катализаторов
В) взаимодействием молекул друг с другом
Г) обменными процессами, обеспечивающими постоянство структурно - функциональной организации системы
5. Мономером белков является:
А) нуклеотид В) аминокислота Б) глюкоза Г) глицерин
6. Какой антикодон т - РНК соответствует триплету ТГА в молекуле ДНК?
А) АЦУ Б) ЦУГ В) АГА Г) УГА
II. Решите задачи:
1. В одной молекуле ДНК нуклеотиды с цитозином (Ц) составляют 29% от общего числа нуклеотидов. Определите количество (в %) нуклеотидов с гуанином (Г), аденином (А), тимином (Т) в молекуле ДНК.
2. Одна из цепей ДНК имеет последовательность нуклеотидов ТГЦЦАГААТТ. Какой вид будет иметь комплементарная ей вторая цепь ДНК?
3. В молекуле ДНК обнаружено 780 цитозиновых нуклеотидов, которые составляют 18% от общего числа нуклеотидов в этой ДНК.
Определите:
а) сколько других нуклеотидов в этой ДНК?
б) какова длина этого фрагмента?
IV. Изложите основные положения клеточной теории.