Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи». 6 класс.
1 вариант.
1. Определите, для каких профессий характерны данные группы слов. С
одним словом из каждой группы словом составьте предложение.
А) Мел, тетрадь, учебник, оценки, красная паста.
Б) Бандероль, сургуч, квитанция, телеграмма, перевод.
2.Подчеркните в тексте устаревшие слова.
А) Стрельцы набирались из широких слоёв населения, селились слободами.
Б) В руках – краюха хлеба, уста – вишнёвый сок.
В) Пусть небо зажжётся денницей.
Г) В безмолвной тишине почили дол и рощи.
3. Подберите к данным устаревшим словам синонимы.
Глагол, глас, грядущее, десница, изречь, лик, око, отрок, перст.
4. Как называются слова, употребляемые жителями той или иной
области?
5. Дайте определение фразеологизмов.
Бить баклуши, за тридевять земель, на краю света, куда ворон костей не
заносил, возносить до небес, даю голову на отсечение.
6. Как называются слова, ограниченные в своём употреблении
определённой социальной или возрастной средой? Приведите примеры.
7. К какой группе можно отнести данные слова: акваланг, палароид,
компьютер, космодром, метро. Составьте с ними предложения.
8. Подчеркните предложение, в котором допущена ошибка.
А) Фотограф приготовил фиксаж.
Б) Солдаты атаковали форт.
В) Маляр размешал палитру в ведре.
Г) Полотёр вышел из строя.
2 вариант.
1. Определите, для каких профессий характерны данные группы слов. С
одним словом из каждой группы словом составьте предложение.
А) Градусник, тонометр, рецепт, рентген, массаж.
Б) Фокус, объектив, ретуш, поза, цветная.
2.Подчеркните в тексте устаревшие слова.
А) Квохчут куры беспокойные над оглоблями сохи.
Б) Но и под игом тёмных чар ланиты красил ей загар.
В) Навис покров угрюмой нощи на своде дремлющих небес.
Г) Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам…
3. Подберите к данным устаревшим словам синонимы.
Прискорбно, сей, трапеза, уста, чадо, чета, ратай, рок, стезя.
4. Как называются слова, вышедшие из активного повседневного
употребления?
5. Дайте определение фразеологизмов.
Пропустить мимо ушей, язык до Киева доведёт, хлопать глазами, покраснеть
до ушей, с глазу на глаз, навострить уши.
6. Как называются слова, вошедшие в русский язык из других языков?
Приведите примеры.
7. К какой группе можно отнести данные слова: программирование,
ракетодром, реактор, телевидение, аэробика. Составьте с ними
предложения.
8. Подчеркните предложение, в котором допущена ошибка.
А) Тубус телескопа повреждён.
Б) Хирург скальпом разрезал кожу.
В) На мшарах много клюквы.
Г) Стрелы лежали в колчане.
Ответы
1 вариант.
1. Определите, для каких профессий характерны данные группы слов. С
одним словом из каждой группы словом составьте предложение.
А) Мел, тетрадь, учебник, оценки, красная паста.
Б) Бандероль, сургуч, квитанция, телеграмма, перевод.
2.Подчеркните в тексте устаревшие слова.
А) Стрельцы набирались из широких слоёв населения, селились слободами.
Б) В руках – краюха хлеба, уста – вишнёвый сок.
В) Пусть небо зажжётся денницей.
Г) В безмолвной тишине почили дол и рощи.
3. Подберите к данным устаревшим словам синонимы.
Глагол, глас, грядущее, десница, изречь, лик, око, отрок, перст.
4. Как называются слова, употребляемые жителями той или иной
области? Диалектизмами .
5. Дайте определение фразеологизмов.
Бить баклуши, за тридевять земель, на краю света, куда ворон костей не
заносил, возносить до небес, даю голову на отсечение.
6. Как называются слова, ограниченные в своём употреблении
определённой социальной или возрастной средой? Приведите примеры.
Жаргонизмы.
7. К какой группе можно отнести данные слова: акваланг, палароид,
компьютер, космодром, метро. Составьте с ними предложения.
Неологизмы.
8. Подчеркните предложение, в котором допущена ошибка.
А) Фотограф приготовил фиксаж.
Б) Солдаты атаковали форт.
В) Маляр размешал палитру в ведре.
Г) Полотёр вышел из строя.