ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Контрольная работа по русскому языку для 5 класса по теме «Лексикология»
Контрольная работа не только проверяет знания учеников по данной теме, но и раскрывает их творческий потенциал. Время выполнения – 30-40 минут.
Цели и задачи:
– проверить и оценить степень усвоения материала из раздела «Лексика. Орфография»;
– обогащение словарного запаса, расширение кругозора
Источники информации:
1. Т.А. Ладыженская и др. Учебник. Русский язык. 5 класс. 1 часть. М., «Просвещение», 2023.
Дата_________________________________________________1 вариант
Контрольная работа по русскому языку для 5 класса по теме «Лексикология»
учени___ 5 «___» класса _________________________________ за 2 четверть
1. Лексикология – это (выберите один вариант ответа, запишите ответ цифрой)
1) наука о звуках речи;
2) изучает законы образования слов;
3) раздел науки, относящийся к слову.
2. Запишите определение:
Синонимы – это слова одной части речи ________________________________________
____________________________________________________________________________
3. Запишите определение:
Антонимы – это _____________________________________________________________
____________________________________________________________________________
4. Запишите определение:
Омонимы – это ______________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5. Запишите определение:
Паро́нимы — это слова_______________________________________________________
____________________________________________________________________________6. Выберите верно указанные синонимы (выберите один вариант ответа):
1) глупый – популярный; 2) добрый – сердечный; 3) громадный – лилипут.
7. Выберите верно указанные антонимы (выберите один вариант ответа):
1) богатый – бедный; 2) ликование – радость; 3) хитрость – ловкость.
8. Найдите омонимы, которые относятся к разным частям речи. Выберите один вариант ответа:
1) ключ – ключ; 2) коса – коса; 3) пила – пила.
9. Запишите словосочетания, выбирая из скобок нужный пароним.
1) (дождевой, дождливый) поток; 2) (злой, злостный) фея; 3) (праздничный, праздный) обед.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. С данными словами составьте и запишите словосочетания, подчеркните прилагательные, которые употреблены в переносном значении.
Прямой (дорога, взгляд); тёплый (встреча, слова, осень); горький (лекарство, перец, мысли)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Узнайте слово по его лексическому значению, запишите это слово.
1) Переносное радио с двусторонней связью, которое позволяет общаться между двумя или более людьми на коротких расстояниях – это ______________
2) Сухой плод дуба – это ______________
3) Время суток перед восходом солнца, начало утра – это______________
12. Вставьте пропущенные буквы в слова:
Расч…ска, реш…тка, сч…т, ч…лка, ч…лн, ч…рствый, ч…рточка, ш…рох, ц…нга, ц…ган, ц…ферблат, нац…я, куц…й, леденц…, ц…кнуть, цариц…н, не…держанный, ра…бавить, и…тинный, бе…сердечный, и…портить, без…дейный, мед…нститут, дез…нформация, без…гольный.
Дата_________________________________________________________2 вариант
Контрольная работа по русскому языку для 5 класса по теме «Лексикология»
учени___ 5 «___» класса _________________________________ за 2 четверть
1. Лексикология – это (выберите один вариант ответа, запишите ответ цифрой)
1) наука о звуках речи; 2) изучает законы образования слов;
3) раздел науки, относящийся к слову.
2. Запишите определение:
Синонимы – это слова одной части речи ________________________________________
____________________________________________________________________________
3. Запишите определение:
Антонимы – это _____________________________________________________________
____________________________________________________________________________
4. Запишите определение:
Омонимы – это ______________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5. Запишите определение:
Паро́нимы — это слова_______________________________________________________
____________________________________________________________________________
6. Выберите верно указанные синонимы (выберите один вариант ответа):
1) идти-бежать; 2) радостный-ликующий; 3) большой – гигант.
7. Выберите верно указанные антонимы (выберите один вариант ответа):
1) скучный-интересный; 2) кидать-швырять; 3) редкий – широкий.
8. Найдите омонимы, которые относятся к разным частям речи. Выберите один вариант ответа:
1) ключ – ключ; 2) коса – коса; 3) печь-печь.
9. Запишите словосочетания, выбирая из скобок нужный пароним.
1) (великий, величественный) художник; 2) (конный, конский) завод; 3) (удачная, удачливая) покупка ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. С данными словами составьте и запишите словосочетания, подчеркните прилагательные, которые употреблены в переносном значении.
Холодный (взгляд, молоко); каменный (стол, лицо, мост); золотой (руки, цепочка, статуэтка).
11. Узнайте слово по его лексическому значению, запишите это слово.
1) Птенец курицы и петуха – это_________________
2) Чаща, густая заросль чего-нибудь – это ______________________
3) Инструмент для черчения окружностей и дуг_______________________
12. Вставьте пропущенные буквы в слова:
Б…ч…вка, деш…вый, ж…лудь, кош…лка, печ…нка, пощ…чина, пш…нка, сигнализац…я, ц…новка, ц…клон, у гостиниц… (род. п., ед.ч.), ц…ганский, сестриц…н, леденц… (им.п., мн.ч.), акац…я, белолиц…й, не…гибаемый, и…бирать, и…паряться, ра…краснеться, в…пыхнуть, небез…звестный, меж…нститутский, без…мянный, супер…тересный
Критерии
При оценивании работы (задания 1-11) ориентируйтесь на количество выполненных заданий.
10-11 – 5
8-9 – 4
6-7 -3
5 и менее - 2
За задание 12 (за словарную работу) оценивание производится в соответствии с нормами: 5 – без ошибок, допускается 1 исправление,
4 – 1-2 ошибки, 2 исправления,
3 – 3-7 ошибок, 2-3 исправления,
2- более 7 ошибок, более 3 исправлений
Ключ
1.3
2. Синонимы – это слова одной части речи, которые имеют одно и то же лексическое значение, могут отличаться друг от друга оттенками значений.
3. Антонимы – это слова одной части речи с противоположным значением.
4. Омонимы – это слова, одинаково звучащие, но различающиеся по значению.
5. Паро́нимы – это (однокоренные) слова, сходные по звучанию и написанию, но различающиеся лексическим значением (разные по значению и употреблению).
6.2
7.1
8. 3
9. 1 вариант - 1) дождевой поток; 2) злая фея; 3) праздничный обед.
2 вариант - 1) великий художник; 2) конный завод; 3) удачная покупка
10. Прямая дорога. прямой взгляд; тёплая встреча, тёплые слова, теплая осень; горькое лекарство, горький перец, горькие мысли.
2 вариант – холодный взгляд, холодное молоко; каменное лицо, каменный стол, каменный мост; золотые руки
11. 1 вариант 1) рация 2) жёлудь 3) рассвет
2 вариант – 1) цыплёнок 2) чащоба 3) циркуль