Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи» 5 класс
1 вариант
1.Продолжите определение:
Синонимы – слова одной и той же части речи….
Лексикология – это наука …
Паронимы – это слова одной и той же части речи, сходные …
2.Подберите к словам антонимы:
горький, теплый, грустить, надеть, прийти, любовь, холод, чисто, справа.
3.Выпишите слова в два столбика: многозначные слова и однозначные слова. Добавьте в каждый столбик по 2 своих слова. Воспользуйтесь толковым словарем:
айсберг, тираж, история, цифра, радоваться, ласка.
4.Сделайте лексический разбор выделенного слова:
В солнечный день приятно гулять по лесу.
5.Выпишите словосочетания. где выделенные слова употреблены в переносном значении:
сладкий голос, сладкая малина, снежное одеяло, снежный ком, капризный человек, капризная погода, гусиный жир, гусиная погодка, ласковый ветер, ласковый ребенок.
6.Составьте со словами-паронимами словосочетания :
глиняный, глинистый (горшок, берег, игрушка), песчаный, песочный (часы, обрыв), древесный, деревянный (уголь, лестница), женский, женственный (обувь, мягкость).
7.Подберите к словам синонимы:
пища, разговаривать, школьник, беда, веселье, торжество, могучий.
8. Найдите в толковом словаре учебника две пары слов-омонимов, составьте с ними предложения.
9. Запишите определение, вставляя вместо точек нужные слова:
Слова одной и той же части …., которые …… по звучанию и написанию, но …… по значению, называются омонимами.
Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи» 5 класс
2 вариант
1.Продолжите определение:
Омонимы – слова одной и той же части речи….
Лексика - это словарный …
Антонимы – это слова одной и той же части речи, …
2.Подберите к словам антонимы:
соленый, горячо, радоваться, налить, говорить, счастье, богатство, вверх, вперед.
3.Выпишите слова в два столбика: многозначные слова и однозначные слова. Добавьте в каждый столбик по 2 своих слова. Воспользуйтесь толковым словарем:
язык, чтение, случай, книга, летать, смех.
4.Сделайте лексический разбор выделенного слова:
В дождливую погоду приятно посидеть дома.
5.Выпишите словосочетания, где выделенные слова употреблены в переносном значении:
грустная погода, грустный человек, бархатный голос, бархатная материя, ледяной каток, ледяное сердце, жесткий человек, жесткая поверхность, играть на нервах, играть на скрипке.
6.Составьте со словами-паронимами словосочетания :
удачный, удачливый (игрок, полет), опасный, опасливый, (случай, человек), геройский, героический (подвиг, парень), пуховый, пушистый, пушной (перина, зверек, хвост).
7.Подберите к словам синонимы:
еда, общаться, ученик, несчастье, радость, праздник, дитя.
8. Найдите в толковом словаре учебника две пары слов-омонимов, составьте с ними предложения.
9. Запишите определение, вставляя вместо точек нужные слова:
Слова одной и той же части …., которые …… по звучанию и написанию, но …… по значению, называются синонимами.